Добавлено:

Слово памяти русской певицы

В храме Большое Вознесение у Никитских ворот в Москве было совершено отпевание Валентины Васильевны Толкуновой. Царство Небесное и вечный покой душе новопреставленной рабы Божией Валентины.

Над свежим гробом хочу вспомнить об одном случае из жизни Валентины Толкуновой, который раскрыл для меня всю глубину ее веры и любовь к Батюшке Иоанну Кронштадтскому.

Я познакомился с Валентиной Васильевной год назад в январе 2009 года, когда проводил Таисиинский вечер в БДТ, посвященный 100-летию св. Иоанна Кронштадтского. Когда составлял программу вечера, возникла мысль завершить его голосом, который был бы внутренне созвучен Дорогому Батюшке Иоанну Кронштадтскому. Перебрав всех здравствующих исполнителей, я решил, что лучше всего на эту «роль» подходит Валентина Толкунова. Я не знал, как она относится к Иоанну Кронштадтскому, как отнесется к участию в нашем вечере. Мне говорили, что у таких имен бывают большие гонорары и программа расписана на год вперед. Ее личный телефон мне подсказал протоиерей Артемий Владимиров, с которым меня связывает давняя дружба. Первый же звонок подтвердил мои опасения. Оказалось, что Валентина Васильевна в начале года едет с выступлениями за границу и 15 января будет в Париже. Я тем более огорчился, что в принципе она была не против выступить на нашем вечере. Я понимал, что тут ничего не поделаешь, мне оставалось сказать, что я надеюсь только на чудо Божие.

И чудо произошло. Буквально за несколько дней до вечера Валентина Васильевна позвонила и сказала, что взяла билет в Санкт-Петербург и 15 будет у нас. В тот момент я даже не понял и не спросил, как она собственно собирается добираться к нам из Парижа. Она приехала в самый канун вечера. Ее встретили мои помощники, мы ее с администратором разместили в гостинице неподалеку от Леушинского подворья. Я увидел ее впервые в тот самый момент, когда должен был объявить ее выступление. Она рассказала со сцены, что сегодня утром была еще в Париже, потом прилетела в Москву и, заехав на полчаса домой, тут же отправилась самолетом в Санкт-Петербург. Как она сама выразилась, «в один день побывала в трех столицах». И добавила, что в этот день «ощутила всю разницу между Западом и Россией». «Я никогда бы не хотела жить в Европе, только в России». Когда она пела песню “Россия – Родина моя”, я почувствовал, что это ее символ веры. Она верит в Россию и верит в то, во что верит Россия. Я понял, что она не только русская, но глубоко православная по духу певица. Она оставила Париж, в котором могла бы еще оставаться несколько дней ради Дорогого Батюшки Иоанна Кронштадтского, чтобы спеть ему песню. Только тогда я оценил всю меру подвига, который она совершила.

На другой день мы вместе с участниками вечера, среди которых был и Валерий Золотухин, ездили в Кронштадт, в Мемориальную Квартиру о.Иоанна. Там у меня была возможность пообщаться с Валентиной Толкуновой. Я спросил ее, что значит для нее имя Иоанна Кронштадтского. Она сказала тогда удивительные слова, которые сегодня я хочу вспомнить:
«Вы знаете, для меня не было даже сомнения в том, чтобы приехать на концерт, посвященный святому праведному Иоанну Кронштадтскому, или как его называют, Дорогому Батюшке. Потому что это удивительный святой. Это столп нашей духовности, который всегда со всеми нами. Я очень люблю Батюшку за то, что он близок к народу, близок к людям, за то, что он, будучи великим молитвенником, был проникновенным человеком. Я его чувствую как человека солнечного, наполненного удивительной добротой к людям, пониманием и чутким отношением к народным проблемам. Он во всем участвовал, всех любил, и его самая главная и самая благостная заповедь для нас – быть добрым-добрым, творить добрые дела. У меня не стоял вопрос: прилететь из Парижа в Санкт-Петербург для участия в концерте, посвященном святому Иоанну Кронштадтскому. Я это сделала с легкостью, хотя могла в Париже побыть и подольше, но прервала свою поездку и приехала сюда».

На вопрос, когда она впервые познакомилась с Иоанном Кронштадтским, Валентина Васильевна поделилась: «Это произошло лет 10, может, 11 назад. У меня появилась такая книга – «Моя жизнь во Христе», которую мне подарили. И когда я ее прочитала, то поняла всю доступность души Иоанна Кронштадтского, и ясность языка, которым написана эта книга. Он народный просветитель. Мне он понятен. Мне понятно то, о чем он говорит. Он не только великий молитвенник, но еще и доходящий до самой души человека святой. И он такой явный, такой человечный, что когда ты бываешь в местах Иоанна Кронштадтского, то тебе кажется, что ты с ним никогда не расставался. Что он всегда с тобой». Валентина Васильевна сказала это так искренне, так сердечно, так проникновенно. Немного приходилось слышать подобных слов даже в духовной среде. Я понял, что по духу она человек Иоанна Кронштадтского, что она - духовное чадо Иоанна Кронштадтского. Поэтому-то и прилетела на его вечер и отказалась от какого бы ни было гонорара за выступление. Для нее главное было спеть песню для Батюшки Иоанна Кронштадтского. И она ее спела.

Нужно было видеть, с каким благоговением она посетила Квартиру о. Иоанна, как она коленопреклоненно молилась на молебне, как она прикладывалась к святыням, как она гладила руку памятника Иоанна Кронштадтского - как живую. В книге посетителей она оставила трогательную запись. Она говорила, что будто встретилась с Батюшкой в его Квартире. Сегодня хочется пожелать душе новопреставленной рабы Божией Валентины, чтобы она действительно встретилась с Кронштадтским пастырем в Царствии Небесном.

Протоиерей Геннадий
Беловолов,
директор Мемориальной
Квартиры св.Иоанна Кронштадтского.
«Русская линия»



P.S. Как нам стало известно, священник московского подворья Валаамского монастыря (Валентина Толкунова много лет дружила с сестричеством, которое давно существует при подворье) был у нее (в реанимации одного из корпусов Боткинской больницы) днем в воскресенье и причастил ее после исповеди в 15 часов. До ее перехода в мир иной оставалось 17 часов, то есть она умерла вскоре после причастия.
от 25.04.2024 Раздел: Апрель 2010 Просмотров: 766
Всего комментариев: 0
avatar