Добавлено:

Смерть и Промысл Божий в Новороссии

Действительно, мы давно и долго уже живем мирной жизнью. И впрок она нам не пошла, раз многие «отолстели» сердцами и перестали чувствовать боль и страдания других людей. Не захотели понять, что мирная жизнь – это дар Божий, которым большинство людей злоупотребляют по своему усмотрению. Этот дар Божий мы часто не ценим, воспринимаем как нечто должное. Для того ли Господь дает нам мир и благоденствие, чтобы мы тратили это драгоценное время на суетные заботы и греховные удовольствия?

Все бывающее с нами попускается от Бога к лучшему устроению нашего душевного состояния для вечного спасения.

Преп. Георгий Затворник Задонский



На земле Новороссии Смерть совершает жатву свою. На этой земле имеет место запредельная концентрация насильственного лишения жизни человека. Погибают «безвременно» во множестве и каждый день мирные люди – дети, женщины, старики, нередко сразу целыми семьями. Никто из них не может гарантировать себе рассвет следующего дня. Умирают, убивая друг друга, защитники Новороссии и украинские военные, среди которых очень много молодых обманутых и запуганных солдат.

Наш разум и сердце отказываются принимать эту бойню; душа, чтобы не сойти с ума, отторгает от себя эту новую реальность. Нам трудно понять, каким образом смерть мирных людей, людей часто еще молодых, становится обыденностью, даже некой рутиной. И многие люди, живущие там и понимающие, что следующий снаряд или пуля могут уже похитить и их жизнь, привыкают к этой ужасной действительности. И само вот это их будничное восприятие ежедневной гибели своих друзей и близких еще ужасней.

Хоть и смертен человек, но смерть чужда и противоестественна его сознанию, сознанию, часто не постигающему того уникального дара жизни, каким он наделен от Творца Своего. Мы, как правило, отгоняем мысли о собственной смерти, так как наличие в нас бессмертной души дает еще в земной жизни ощущение, что мы будем жить всегда. Это ощущение перевешивает рассудочное знание о том, что настанет когда-нибудь момент и нашего расставанья с земной жизнью. И поэтому, когда на нашу землю, в наш дом приходит нежданная и внезапная смерть (как говорят на Украине – «наглая смерть»), нам трудно после этого, порой, адекватно воспринимать окружающую нас действительность и последующий ход событий.

У людей Новороссии, где эта «наглая смерть» воцарилась, нет выбора. Понимая, что это ненормально, они вынуждены привыкать к противоестественному – к насильственным смертям людей, нередко только начавшим жить. Ведь они не звали к себе Смерть, не хотели ее видеть, она сама пришла к ним, как незваный гость. Каждодневная гибель людей, мирных и вооруженных, в Новороссии – это уже факт, от которого никуда не деться и не спрятаться, если, конечно, мы не спрятались от собственной совести.

Чтобы как-то свыкнуться с происходящим там ужасом (неважно, где мы живем – в России или в Новороссии) у человека два выхода – или черстветь душой: включать так называемые защитные механизмы, как говорят психологи, то есть уберечь свою немощную душу от потрясения и болезни, «не принимать близко к сердцу», не впускать тамошнюю действительность в свою жизнь («что переживать, ведь тебя это, в принципе и не касается»), или другой выход – опереться на помощь Божию и начать молиться, молиться постоянно – этого требует совестливая душа, которая только с помощью Божией может принять в себя и переживать, соболезнуя, общую для всего Русского Мира трагедию Новороссии.

Война, несущая смерть и разрушения, незваная сама пришла к ним. Мы все знаем, что за представители рода человеческого не побоялись начать убивать людей и разрушать их города и села. Но неужели их злая воля оказалась сильнее благой воли Божией? Да не будет, ибо это против Истины Божией – Бог сильнее всех (Ин. 10, 29)! Значит, не без воли Божией уходят из этой жизни каждый день люди в Новороссии, для чего-то Бог попустил прийти войне на эту землю. Многим из нас надо оставить бессмысленный и греховный ропот и возмущение против Творца. В связи со всем происходящим на бывшем Юго-Востоке Украины, всякий здравомыслящий человек должен задуматься, прежде всего, о духовном смысле происходящего там.

Ведь что есть смерть, как не орудие Божьего Промысла? Она есть вестник, возвещающий волю Божию людям. «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Эф. 5, 17), – призывает нас великий апостол Павел. А в чем же эта воля Божия? Прежде всего, в том, что Бог готов принимать в вечность погибающих в Новороссии (мирных и военных) людей, готов их поставить перед частным Своим Судом. И рассуждать нам в этой ситуации о том, был ли готов нравственно тот или иной умерший человек к вечности, уже не приходится. У Бога Свои суды.

А кто сейчас готов к вечности? Нам достаточно внимательно присмотреться к окружающим нас людям – соседям, коллегам по работе, «покупающим и продающим» (Лк. 17, 28), просто прохожим. И мы увидим, что для большинства из них Иисус Христос и Его Церковь просто не входят в сферу их интересов, даже элементарного любопытства. Над учением Церкви о Царствии Божием, Страшном Суде и вечных муках они иронизируют, относя таковые истины к бабушкиным преданиям. Увидев священника где-нибудь на улице, эти люди реагируют на него как на инопланетянина, как дети на необычную зверушку. Действительно – ведь они никак в своей жизни не пересекаются с православным духовенством, считая его чем-то лишним и ненужным для современного человека, пережитком прошлого.

Действительно, мы давно и долго уже живем мирной жизнью. И впрок она нам не пошла, раз многие «отолстели» сердцами и перестали чувствовать боль и страдания других людей. Не захотели понять, что мирная жизнь – это дар Божий, которым большинство людей злоупотребляют по своему усмотрению. Этот дар Божий мы часто не ценим, воспринимаем как нечто должное. Для того ли Господь дает нам мир и благоденствие, чтобы мы тратили это драгоценное время на суетные заботы и греховные удовольствия? Испытываем Божие долготерпение, строя такую жизнь, в которой не находится места для правды Божией.

Царство Божие оказалось этим большинством не востребовано, мало кто ищет Его. Многие люди, в принципе, и не против того, что им предлагают Царство Божие, им приятна мысль, что после земной жизни будет еще одна жизнь, даже вечная. Но им претят духовно-нравственные требования на пути к этому Царству. Напрягаться ради чего-то невидимого и непонятного у них энтузиазма нет, поэтому человек быстро теряет интерес и охладевает к этой идее.

Ищут люди благополучия земного, часто в ущерб требованиям совести, любыми средствами. Каждый хочет построить собственный «раек» на земле, устраиваются в этой жизни всерьез и надолго. Пожелания плоти для современного человека – это святое; научно-технический прогресс постоянно совершенствуется, чтобы доставить ей еще больший комфорт. Но «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8: 8 ).

Люди на Украине и в Новороссии одни из нас, ничем не хуже и не лучше нас. Мы, в России, не должны превозноситься тем, что у нас мир, а у них война и хаос. Всех этих несчастий мы в полной мере также заслуживаем. Об этом же говорил однажды Господь Иисус Христос недоумевающим об убитых Пилатом соплеменниках иудеям: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13, 1-3). По мысли блаж. Феофилакта Болгарского, примером погибающих вразумляются остальные, что и они потерпят большое зло, если не устоят в благочестии; «мы должны более вразумляться, потому они наказываются, чтобы мы улучшились; если же мы не исправимся, то горе наше будет больше».

По непостижимому для нас Промыслу Божию, таковым примером для вразумления остального мира были избраны Новороссия и Украина. Может быть, в данном случае все произошло по поговорке: «Где тонко, там и рвется». Не беспокоя уже большую часть мира, не желающего знать Его, Господь ревнует о Православном Мире, еще содержащем Его Истину в чистоте. Посылая скорби людям Новороссии и Украины, этим Господь показывает, что Он не хочет, чтобы они переставали быть православными.

Ведь за последние десятилетия различные расколы и секты (коих во множестве развелось на Украине), гонения на Православие (немало храмов, монастырей и святынь были отняты у православных раскольниками), склонность к обрядоверию у самих православных на Украине – все это серьезно подорвало их духовный иммунитет, ослабило, если можно так сказать, защиту Божию от нападений врага рода человеческого. Главным доказательством этому является позорное и неслыханное явление – одни православные убивают других православных, причем всех их окормляют священники одной Церкви. Так какого же качества православие у тех, кто пошел убивать несогласных с их политическими взглядами, убивать во множестве своих мирных братьев и сестер по вере (детей, женщин и стариков)? Одно только название, что «православные», а в жизни они к Православию и не прикасались, живя по похотям мира сего.

Переживая за совершающиеся жестокости с людьми в Новороссии, мы можем найти утешение в словах Господа: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить...» (Мф. 10: 28). Бог, в отличие от нас, не так ценит нашу земную жизнь и благополучие нашей плоти. Даже можно сказать больше: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16: 15), когда кроме земной жизни люди не желают знать никакой другой реальности. Доказательств этому мы находим множество на протяжении всей мировой истории человечества, вывод из которой очевиден – жизнь человека на земле преизобилует больше скорбями и невзгодами, болезнями и лишениями, чем радостями и счастьем, которые имеют характер кратковременный и несовершенный. Бог словно хочет показать человеку всю несерьезность, суетность и неразумность его пристрастия к этой земной «юдоли плача и скорбей», словно хочет сказать: «Безумный человек, о горнем помышляй, а не о земном, взгляни на небо, у Бога твое родное Отечество, у Него твое вечное счастье!».

Поэтому Бог, прежде всего, заботится о духовно-нравственном благополучии души человека. Она для Него ценнее всего мира: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36). Страданиями тела Господь исцеляет душу от заблуждения. Люди не воспользовались мирным временем, чтобы прийти в храм за духовным врачевством для своей изъязвленной грехами души. Поэтому скорби войны – это горькое лекарство по необходимости не осознающим еще своего духовно-нравственного заблуждения. Ведь и малые неразумные дети вынуждены принимать горькие пилюли для пользы здоровья, хотя при этом проявляют недовольство, не осознавая нужды в лекарстве и получаемой от него пользы.

Неслыханная жестокость происходящего в Новороссии отражает степень забвения и пренебрежения нами Божьего присутствия в мире. Бог готов разрушить наше земное благополучие и комфорт плоти, чтобы временное и бренное не лишило нас вечного.
Обыденность жестоких смертей людей, по большей части, молодых обесценивает призрачное земное счастье человека, показывает его суетность.

«Помни о смерти, и вовек не согрешишь», – учат Святые Отцы. Память смертная – это верный посох для прохождения поприща земной жизни. Если бы люди брали его с собой в дорогу жизни, то не случилось бы того безумия, совершаемого сейчас в Новороссии.
Все в руках Божиих, а не в руках политиков, мнящих себя вершителями судеб человеческих. Русские люди подобное уже проходили в своей истории, и только обращение к Богу и исправление жизни по правде Божией спасали и возвышали Русь. Надо молиться и верить. Бог все видит и ждет нашего искреннего к Нему обращения.

Память вечная и Царство Небесное всем убиенным в Новороссии православным христианам! (В сокращении)

Священник Олег Булычев,
п. Бетлицы, Калужская область

Русская народная линия

от 23.11.2024 Раздел: Август 2014 Просмотров: 972
Всего комментариев: 0
avatar