Автор «Слова» схиархимандрит Кирик – одна из центральных фигур в истории Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. В миру – Константин Никифорович Максимов. Будущий афонский старец родился в 1864 году в крестьянской семье Орловской губернии.
В 1886 году, получив благословение родителей, Константин Максимов прибыл на Афон и поступил в монастырь св.великомученика Пантелеимона, где его определили на послушание в канцелярию монастыря. В 1887 году 15 июня от игумена Макария (Сушкина) Константин удостоился пострига в рясофор с именем Кирик. В 1899 году отца Кирика отправили на Одесское подворье монастыря, где он, начиная с 29 октября 1905 года и до 1920 года, дважды будет проходить послушание настоятеля подворья. Отец Кирик оставил Одессу только вместе с отступившими белогвардейцами. Возвратившись в родную обитель отец Кирик был назначен братским духовником.
Тяжелое материальное положение обители заставило игумена Мисаила (Сапегина) искать помощи в братской Сербии. По его благословению отец Кирик несколько раз ездил туда для сбора пожертвований для обители. Последний раз он поехал в Сербию в октябре 1931 года с иконами для новой Иверской часовни в Белграде, и на этот раз, послав огромную помощь в монастырь, отец Кирик задержался в Белграде.
По многочисленным просьбам видных представителей русской эмиграции в Сербии, Патриарх Сербский Варнава назначил его духовником всего Белградского духовенства. Одновременно отец Кирик был почти единственным утешителем простого русского народа, потерявшего Родину и здесь, на чужбине, нуждавшегося в наставлении и укреплении. Отец Кирик до последнего момента своей жизни не сомневался в возрождении России. Как доказательство этого приведем фрагмент из письма, написанного в феврале 1932 года: «На днях мне пришлось служить со Святейшим Патриархом Варнавой в русской церкви в качестве первого священника, а затем был обед у настоятеля храма протоиерея Петра Беловидова. Там Патриарх говорил очень сильную вещь, так что все русские люди, бывшие во святом храме, плакали. Он уверял, что Россия и Церковь Российская не пропали и не пропадут, но восстанут с большим величием. За обедом сказал буквально следующее: «Вы не думайте, что Церковь Российская пропала – нет, Бог даст, и Россия, и Церковь вновь будут в большем величии, чем прежде».
Это прозорливое предсказание святого человека абсолютно было созвучно душевному настрою и убеждению отца Кирика. Отец Кирик пользовался большой популярностью среди русских эмигрантов. Он ежедневно служил в храме и исповедовал сотни русских людей.
Преставился отец Кирик в Сербии, в русском лазарете 2 декабря 1938 года и погребен около Иверской часовни на русском участке Белградского кладбища Нова Гробле (Русский Афонский Отечник XIX-XX веков. Св.Гора Афон 2012 г. сс.426-430).
Рукописное наследие отца Кирика – его проповеди, многочисленные письма русским людям, вынужденным покинуть Родину, частично опубликованы Русским Пантелеимоновым монастырем. Много рассеяно в зарубежной православной периодике и семейных архивах и ждет своего часа.
Слово о Любви
Священного Афона зарубежным эмигрантам о покаянии
Возлюбленные о Господе!
Благоговейные христиане, находящиеся в рассеянии за рубежом России духовнии и миряне, мужи и жены, старцы и юноши и все искупленные драгоценною Кровию Сына Божия, словесные богохранимые овцы избранного стада Христова, благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Нашего Иисуса Христа и причастие Св.Духа.
Покров и благословение Св.Горы Афонской земного вертограда и жребия Верховной Правительницы-Царицы Небесной, да почиет на всех нас.
По глубокому чувству святой любви о Господе, мы смиренные иноки Благословенного Афона, проникаемся к вам, дорогие наши соотечественники, сердечною христианскою любовию, и вместе с тем, безпредельною скорбию и грустию о той великой горькой участи, какая постигла наше дорогое отечество, так и о вашей скитальческой жизни в земле чуждей. Посему обращаем к вам, дорогие братья и сестры, сие убогое слово, исполненное искренней благожелательности и исшедшее из недр любвеобильных иноческих наших сердец и не огорчитесь, если встретите на сих страницах строки горькой правды, высказанной не с намерением нанести вам оскорбление, или умножить ваши душевные страдания, но для обнаружения большаго струпа, который требует непременного уврачевания…
Воистину горькая, скорбная жизнь досталась на вашу долю. Распущено стадо Христово, и скитается оно ныне на чужбине, не имеет пристанища, вдали от некогда благословенной святой, а ныне поруганной России, и влачит жалкое существование, лишившись родного крова и средств к существованию. Действительно тяжелый крест возложен на вас Господом и этого тяжкого креста не миновало не только простонародье, но и высшее образованное общество, за исключением тех, кто более или менее обезпечены в материальном отношении.
Какая же тому причина, что так внезапно, как бушующий шторм разметал во все стороны света обитателей благословенной России? Обратим на сие достодолжное внимание и при помощи Божией рассмотрим жизнь нашу до этой великой катастрофы. Не заслужили ли мы сами эту часть, постигшую нас… с ужасом вспоминая пережитые великие потрясения при бегстве из России.
С тугой сердечной и тяжким воздыханием вспоминаем о несчастном Отечестве, что было и что стало?! Поруганы и осквернены храмы наши! О Боже! Ты, Господи, не пощадил Своей Святыни! За что же? Не мы ли сами виноваты в этом? Не мы ли первые поругали их и осквернили, входя в оные нечистыми телами и нечистыми душами? В таком случае злодеи только довершили начатое нами осквернение. Разграблено имущество наше! Но и оно, может быть, не было ли у некоторых из нас плодом неправд и беззаконий наших; из чистых ли и закону Божию и совести не противных источников текло оно в сокровищницы наши. Не потом ли и кровию обиженных все это было нажито? Ах коль важны эти вопросы! Пусть решит их совесть каждого и тогда вместо ропота на пути Провидения, может быть иной сознается пред Богом, вздохнет пред Ним наболевшей душой и скажет: «Праведен еси Господи и прави Суды Твои (Пс.118,137).
Точно, дорогие христиане, по самым верным расчетам, не обидлив Бог (Евр.6,10) и что сказано Израилю, яко погибель твоя от тебя есть (Иерем.2,19). То же самое можно сказать и о нас: разорение наше от нас есть; мы сами себе приготовили сию горькую участь. Положа руку на сердце, посмотрим на жизнь свою, что она была? Ужасная смесь язычества и еретичества с христианством. Все почти стали жить не по старине, а по моде. Всё стало не грех, всё стало возможно, всё дозволено. Дети строгих и религиозных отцов и матерей не возлюбили: они, говорят, устарели, из ума выжили, - что их слушать. Во всяком знатном доме они завели иностранцев и иностранок для учения и компаний, а сии согревшись в наших недрах похитили драгоценное сокровище нашей веры, и из детей сделали атеистов и социалистов. С тех пор Богопочитание у нас охладело, любовь к родителям исчезла, уважение младших к старшим пропало, патриотизм или любовь к Отечеству изменилась в своем предмете, перелилась к иноземцам. Религиозных людей стали называть невеждами, устарелыми, отсталыми. Всем своим стали пренебрегать: и верою, и законом и нациею. От церкви отстали, оказывая полное пренебрежение к святости храма Божия, духовенством стали гнушаться и кощунственно над ним издеваться…
Стали гнушаться своими русскими и начали вступать в брак с иноверцами и иностранцами, и дошли некоторые до пределов беззакония, отвергли брачные союзы, бесстрашно попрали святое таинство и зажили гражданским браком…
Подивитесь сему небеса, содрогнитесь основания земли! Где ты, Святая Русь?! Куда ты скрылась?! Во что ты превратилась?! Увы, увы! горе, горе! Праведен Господь и правосуден! Страшно впасть в руце Бога Живаго!
И вот мы очутились подобно древнему израильскому народу при реках Вавилонских, гневом Божиим рассеянных по чужим странам. Семьдесят лет израильтяне оплакивали свою горькую участь, их заставляли петь Сионские песни, но они в горести своей повесили на вербии свои органы и никак не хотели петь и играть…Вот какая была у них скорбь и покаяние! Теперь посмотрим на себя, то ли творится с нами, находящимися в рассеянии? Есть ли у нас хоть признаки этого покаяния?! Есть ли сокрушение о своих грехах?
…Россия пьет горькую чашу гнева Божия, за свое отступление от Царя Небесного и царя земнаго, и нет и не видно просвета и конца казни Божией… Народ христианский угнетен и страдает… И здесь несмотря на свои тяжелые условия, несмотря на бедственное состояние страждущей Родины многие из нас, к великому сожалению и крайнему удивлению, проводят время не под печальным трауром, не с поникшей, повинной головой, не в слезах и воздыханиях, но в светских удовольствиях и всевозможных развлечениях, по-прежнему проводят жизнь далеко не по христиански; заграничная жизнь имеет также свои приятности. Что нам до стонов и воплей наших соотечественников, лишь бы нам хорошо и весело жилось. Для чего нам покаяние, когда мы ничего не признаем за грех! А иные говорят: для чего нам религия, когда не признаем ни Бога, ни души, ни вечности?!...Таковых, должно быть, только глас Архангельской трубы некогда разбудит, но не для покаяния, тогда уже поздно будет оно, а для определения на Страшном Суде Божием грозного вечного приговора!..
Пробьет час, настанет роковая минута и каждый получит по делам своим. О, как страшно нераскаянному грешнику впасть в руце Бога Живаго!
Увы, увы! Ведь невозможно же скрыть и отрицать горькой истины, как мы далеки в данное время от этого крайне необходимого для нас покаяния; согласитесь сами: где оно? В чем оно проявляется, когда, как видно из газет, журналов и писем, почти вся зарубежная эмиграция страждет маловерием и отчасти полным неверием, проводя жизнь свою вдали от Бога в вихре светских удовольствий и всевозможных увеселений…Не языческая ли эта богопротивная жизнь, так безстрашно, безстыдно и легкомысленно провождаемая?!
Что нам ожидать отрадного! Увы, горе нам если мы не проснемся от греховного сна и не обратимся с мольбою ко Господу, не облегчим своего сердца чистосердечным покаянием, нам никогда не видать нашей Родины, но и это еще не все и не так важно, а главное важно то, что мы на веки лишимся Отечества небесного и вечного неисповедимого райского блаженства!
И так единственное средство это необходимость примирения с Богом, чрез искреннее сердечное покаяние, при таких только условиях вся наша жизнь может изменится, когда мы всецело сознаем свою великую вину пред Богом, и припадем с покаянием и слезами, тогда только Господь, как Отец щедр и всякия утехи, как любвеобильный и многомилостивый, видя наше сердечное покаяние, умилосердится и все простит, ибо Он только и ожидает от нас этого сознания и сокрушения: «Сыне – говорит Он – дай Мне твое сердце». Тогда Он может исполнить желание сердца нашего и по отношению возвращения в Россию, ибо сим Он обновит, воскресит и освободит от большевицкого ига, ибо она в Его державной деснице и Ему всё служит и повинуется; Той рече и быша, повеле и создашася!..
Блажен и счастлив из вас тот, кто с верою, в искренней простоте примет к сердцу своему сии строки, исполненные иноческой к вам любви о Господе!
Со слезами умоляем вас мы, старцы-иноки Афонские, десятки лет посильно служащие Богу: внемлите сединам нашим, послушайте голоса братской любви, жаждущей спасения вашего; убойтесь гнева Божия; спешите из бурного моря погибельного маловерия и неверия в тихую пристань спасительного покаяния.
Сам Господь ждет вас у сей пристани, чтобы даровать вам надежный якорь спасения. Идите все, все к Нему в Его божественные объятия. Если об одном грешнике кающемся бывает радость у ангелов Божиих (Лук.15,10), то сколь многая будет эта радость у них при виде вас целым сонмом грядущих ко Христу в святом союзе с Его непорочною Невестою – Церковью Православною. Возрадуемся тогда и мы, смиренные иноки Афонские о вашем благоразумии и душевном спасении.
Благословение Господне да почиет на вас! Мир вам!
Ваши благожелатели и смиренные богомольцы:
Духовник Русского на Афоне
Пантелеимонова монастыря
архимандрит Кирик
со многими иноками Афона
Пантелеимонова монастыря
архимандрит Кирик
со многими иноками Афона