В древнем храме, куда ступала нога пана Сапеги, куда шли к преподобному Иринарху Затворнику святые воины русские за благословением на ратный подвиг очищения родной земли от польских интервентов, мы молимся и соединяемся молитвой со всеми, кто молился здесь прежде и подвигами своими сохранил для нас эту святыню.
Иринарховские чтения по традиции начинаются Литургией в центральном соборе Борисо-Глебского мужского монастыря. Поскрипывает деревянный пол, когда отец дьякон проходит с кадилом, когда опускаются на колени молящиеся при первых звуках возгласа «Благодарим Господа…». Звучит молитва об умирении враждующих «в земле Украинстей». Так же и четыреста лет назад молились здесь русские люди о том, чтобы не мешали им жить на родной земле и говорить на русском языке.
Иван Ильин, тяжело переживая трагедию революции 1917 года, из своего эмигрантского далёка ещё в 1950-е годы предупреждал о сегодняшних событиях: «…Национальные обиды и племенные претензии будут разжигаться снаружи иноземными врагами и своими предателями, давно мечтающими ликвидировать Россию. Территория страны закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами…».
Тема нынешних Иринарховских чтений, как и ряда других всероссийских мероприятий, была посвящена столетию революции 1917 года. Эти Чтения уже два десятилетия объединяют духовенство, писателей, учёных, музейных работников, краеведов в одном стремлении – знать и любить историю Отечества. Из полусотни участников нынешних Чтений – около двух десятков докторов и кандидатов наук, в том числе священников, лауреаты многих литературных премий, писатели Василий Дворцов и Виктор Николаев, основатель и издатель «Энциклопедии сёл и деревень» Григорий Калюжный, главный редактор сайта Русская народная линия Анатолий Степанов, главный редактор «Исторической газеты» драматург Анатолий Парпара, политический деятель Сергей Бабурин.
Проходили Чтения в неделю празднования памяти новомучеников и исповедников российских. В послании митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона к участникам Чтений прозвучала мысль об опасности беспечного отношения к духовному наследию. А наши святые мученики XX века, наверное, самый бесспорный и значимый «итог» революционных событий, наше духовное наследие.
Один из зачинателей и устроителей Иринарховских чтений, председатель Борисоглебского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры, директор Ивановской на Лехте школы Владимир Сергеевич Мартышин говорил о происходящих в окрестности событиях минувшего года: переехавшая из города семья возродила храм на месте, где произошла битва Шемяки с Василием Тёмным, была освещена копия Годеновского креста, во всех детских учреждениях проведено более сорока мероприятий, посвящённых 400-летию преставления преподобного Иринарха, празднование этой даты продолжалось и в Москве… Как тут не вопросить: мы когда-нибудь услышим об этом по ТВ, ну хотя бы в кратких репортажах между передачами «Кто хочет стать миллионером?», «Давай поженимся»?..
К участникам мероприятия обратился депутат Ярославской областной Думы Владимир Колобов: «На территории нашей малой Родины стоит Борисоглебский монастырь, стоят храмы, построенные нашими предками. Наивными в современном рациональном понимании, но духовно богатыми и интуитивно дальновидными людьми, которые мерили будущее не годами и десятилетиями, как мы, а – вечностью. Живя в деревянных избах, они строили каменные храмы, которые выстояв тяжелые годы испытаний, гонений и забвения, сохранили под своими сводами любовь к этой земле людей, живших здесь до нас. И как только сейчас в них вернулась жизнь, и людское внимание, храмы начали отдавать нам духовное богатство, заповеди, сформировавшие наш народ, оставленные в наследство нам в этих стенах нашими предками. Надо только научиться слышать, что главное для нас, как нации живущей на русской земле!»
Отрадно, что ученики Ивановской на Лехте школы ежегодно участвуют в Иринарховских чтениях. Ныне школьный хор исполнил «Ой, стога, стога» и другие произведения на стихи классиков, песни военных лет. Когда мальчишки (а их школьная форма – камуфляж) исполняли песню, посвященную юнкерам, на экране проходили документальные кадры последних месяцев, дней службы юнкеров, кадетов, которые единственные не предали Государя. И это они – пример в служении Родине для сегодняшней молодёжи.
Предчувствуя разговор на непростую тему нынешнего мероприятия, настоятель Борисоглебского мужского монастыря игумен Иоанн (Титов) пожелал участникам, чтобы они унесли душевный мир, уходя с Чтений. Во второй день Чтений он вручал заслуженные награды учителям Школы №2 Борисоглебска, в том числе за спортивные достижения школьников. Эта негласная симфония церкви и школы отдалёно напоминает царскую школу, всем строем своим направленную на подготовку к служению – Богу, Отечеству, Государю, а не только на «разностороннее развитие личности».
Впервые на Иринарховские чтения приехал известный политический деятель, доктор юридических наук Сергей Николаевич Бабурин. В своём выступлении он сказал о том, что мы не должны вслед за либеральной публикой с придыханием восторгаться столетним юбилеем буржуазно-демократической революции 1917 года, так же как и считать праздником 25-летие создания СНГ. Проводя исторические параллели, Сергей Бабурин напомнил присутствующим события декабря 1991 года, когда «был убран с мировой исторической сцены Советский Союз», а также то, что Беловежскому заговору «предшествовало несколько лет проводимого сверху демонтажа внутреннего единства общества, воссоздание давно не существующих национальных движений с последующим разжиганием сепаратизма, дискредитация армии и всех сторонников единства страны».
Он также напомнил, как сразу после разрушения Советского Союза наши недруги попытались нанести удар по Русской Православной Церкви и дискредитировать эту скрепу единого народа и единого государства.
Сергей Бабурин отметил, что Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, выступая в ноябре 2016 г. на XX Всемирном Русском Народном Соборе неслучайно напомнил, что «слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей и политических образцов без учёта национальной спе-цифики и духовно-нравственного контекста почти всегда приводило к масштабным потрясениям и трагедиям». Это относится как к 1917 г., так и к 1991-му. Ибо, по мнению С. Бабурина, усиленно насаждаемый на русской почве уже второе столетие европейский либерализм с его циничным потребительством и забвением божественного предназначения человека лишь норовит убить в нас русское, точнее, истинно человеческое.
Сергей Николаевич так оценивает переломные события XX века: «Из опыта Февраля 1917 года, последовавшего за ним космополитического террора, Россия выбиралась два поколения, когда в недрах СССР с отказом от идеологии военного коммунизма и троцкизма стала исподволь противоречиво, тяжело, но неумолимо пробуждаться Святая Русь, к концу XX века окончательно переварив марксизм. Однако многовековые недруги не смогли смириться с возможным возвращением исторической России. Открытую общеевропейскую войну против России и славянского мира в 1938–1945 гг. они проиграли, холодную войну 1949 по 1975 гг. тоже не выиграли, пойдя на компромисс в Хельсинки. События в СССР перед и после 1991 г. стали ничем иным, как успешно подготовленным и выполненным реваншем Февраля 1917 г. Что дальше? Либерализм, просуществовавший в 1917 г. полгода, закончился для народов России Гражданской войной, утратой человеческих и территориальных ресурсов. Неолибералы ныне правят Россией уже 25 лет. Русский разделенный народ, историческая Россия утратила добрую треть своего пространства, демографическая ситуация смертоносна, за ширмой слов об инновационном развитии идёт системная деградация страны. Русские не схватили в ходе тех давних событий сути Февраля 1917 года, не доглядели за Октябрём, жили как в дурмане в 1991-м. Ныне любовь к Родине вновь в почёте, патриотизм даже официально приветствуется. Но когда проекты будущего нам, как и прежде, рисуют фанатики неолиберализма, наследники тех, кто в 1991 г. пришёл к власти, до светлого будущего народ может и не дожить».
Выступление писателя, лауреата Патриаршей премии Виктора Николаева было обращено к юному поколению. Он отметил, что не может быть героев в гражданской войне, говорил о важности того, что мы передадим по наследству детям: хамство и цинизм или патриотизм и любовь. В. Николаев привёл названия современных музыкальных групп «Звери», «Ногу свело» и фильма «Сволочи», и справедливо заметил, что с такими символами будущего у страны нет. Писатель уверен, что у нас есть «золотая молодёжь» – это Женя Родионов, Шестая рота Псковской дивизии, капитан Колесников с подлодки «Курск»… И чудо в нашей жизни существует: «Это когда ты попросил прощения у родителей». Виктор Николаев сказал золотые слова, обращённые к юным школьникам, присутствовавшим на Чтениях, о том, что юноша должен помнить о том, что его девушка, невеста, жена будет носить под сердцем продолжение его рода… Как нам не утратить эти простые основы мироустроения?..
Афанасий Зоитакис доцент кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат исторических наук в своём докладе «Идеология европейского Просвещения и революционные события 1917 года» проследил историю десакрализации Церкви и власти в Европе, произошедшее позже и в России. Он напомнил о том, что уже в эпоху вдохновлённой Просвещением Французской революции религиозные гонения стали неотъемлемым следствием революционных процессов. В частности, в его докладе прозвучало: «…Сменявшие друг друга режимы организовали систематическую дехристианизацию: меняли наименования населенных пунктов, названных в честь святых; реформировали календарь, исключив из него святой для христиан воскресный день и начав летоисчисление не от Рождества Христова, а от начала революции; запретили публичное ношение иерейских облачений и совершение крестных ходов. Церемонии культа Разума сопровождались карнавалами, парадами, принуждением священников отрекаться от сана, разграблением церквей, уничтожением или оскорблением христианских священных предметов. Кроме того, проводились церемонии почитания “мучеников Революции”». Как эти события во Франции напоминают 1920-е годы в России!
В своём выступлении А. Зоитакис проследил путь России к революции 1917 г.: от Духовного Регламента Петра I, ограничившего выход в свет духовной аскетической литературы и способствовавшего распространению переводных произведений западного лжемистического направления, что в последствие привело к пагубному для России разрыву между русской образованностью и православной верой – «многие русские интеллигенты продолжали считать себя православными, но в своем представлении о Боге и Церкви отталкивались от чисто философских концепций, позаимствованных в Западной Европе».
А. Зоитакис отметил, что если на Западе победа идеологии Просвещения была безоговорочной, то на Востоке ему предложили эффективную альтернативу – движение филокалического (исихастского) возрождения.
В продолжение темы исихастского возрождения можно отметить выступление кандидата педагогических наук игумена Киприана (Ященко), немало сделавшего для прославления величайшего святого нашего времени Паисия Святогорца. «Если бы мы честно отвечали на вопрос: а угодно ли Богу то, что я делаю сейчас, мы бы давно уже жили в раю», – процитировал мысль святого игумен Киприан. Говоря о добродетели патриотизма в духовном наследии Паисия Святогорца, игумен Киприан отметил, что для служения Родине необходимо прежде всего воспитание своего сердца.
В год столетия крушения Российской Империи самое время вспомнить о тех достижениях, которые дала миру царская Россия. О высочайшем уровне развития медицины в дореволюционной России рассказал в своём докладе кандидат медицинских наук, преподаватель Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Андрей Геннадиевич Резе. Немногие знают, что в августе 1897 года в Императорском Большом театре Москвы состоялся двенадцатый международный съезд врачей, в котором за семь дней работы приняло участие свыше 7000 делегатов из европейских стран, из северной и южной Америки и стран Азии, из Турции и Японии. Из Германии и Австрии приехало около 800 врачей, из Франции – около 400 делегатов. Из заслушанных 1300 докладов и сообщений 265 сделали русские врачи.
Вот великие имёна в русской медицине, о которых рассказал в своём выступлении А.Г. Резе: «Сергей Сергеевич Корсаков был одним из первых психиатров, который предложил и осуществил отказ от использования “смирительных” рубашек, режимных изоляторов и ряда болезненных методов лечения. Первым смог объяснить причины чрезвычайно запутанного психического заболевания… Иван Михайлович Сеченов впервые научно обосновал, что головной мозг представляет собой сложную нейронную сеть, имеющую свои сложные, но доступные изучению законы функционирования. Нил Федорович Филатов предложил способ лечения смертоносной дифтерии, написанные им руководства по диагностике и лечению детских болезней были переведены на немецкий, французский, итальянский, чешский и венгерский языки. Федор Федорович Эрисман, основатель научной гигиены. Его труды в области промышленной, школьной и военной гигиены спасли здоровье и жизни тысячам русских людей. Во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов он руководил дезинфекционными работами в действующей русской армии. После окончания, войны по заказу Московского земства с 1879 по 1885 годы провёл исследование санитарного состояния более 1000 фабрик и заводов Московской губернии. А парта системы Эрисмана! Она сохранила здоровую осанку тысячам русских детей…
Сергей Петрович Боткин, основатель и научный лидер Санкт-Петербургской терапевтической школы, в числе других открытий впервые предположил, что тяжелое заболевание печени может иметь инфекционную природу. Революционное для того времени открытие. Александр Александрович Шмидт впервые определил механизмы свертывания крови, а Илья Ильич Мечников нашел объяснение способности организма защищать себя от бактериальной инфекции…
Григорий Антонович Захарьин, основатель и лидер Московской терапевтической школы, научный антипод Боткина. Разработанный им способ диагностики заболеваний с помощью методического расспроса больного позволял диагностировать очень сложные заболевания внутренних органов, и что не менее важно, этому методу можно было эффективно обучать других врачей…. Учебник Захарьина, переведенный на английский язык, был опубликован в Бостоне в 1899 году. Уникальный случай!».
Одного ряда явления – расцвет в России конца XIX века и в педагогическом мире, когда процветала на Смоленской земле школа Сергея Александровича Рачинского и многие другие школы, созданные на средства дворян, купцов и даже крестьян. Русская история творилась в дворянских усадьбах, в сельских храмах и церковных народных школах. Это к Рачинскому почерпнуть его педагогический опыт ехали из столиц Константин Победоносцев и Василий Розанов, князья Голицыны и Шереметевы, основательница Леснинского монастыря матушка Екатерина (Ефимовская), японцы, обращённые в православие архиепископом Николаем (Касаткиным)… Это был подъём духовных сил подлинной русской интеллигенции, нравственно крепкого крестьянства. И сегодня, надо полагать, здесь, на Борисоглебской земле, где так продуктивно в Ивановской на Лехте школе даёт свои плоды опыт Рачинского, как и в некоторых других уголках русской провинции, созидается история нашего государства. Если сегодня ученики школы сами составляют синодик павших на всех полях сражений воинов Ярославской земли, поминают их, мы уже не имеем права говорить о потерянном поколении.
Представляя Союз писателей России, писатель Василий Дворцов в своём выступлении сказал о том, как в последнее двадцатилетие идеологический слом влияет на молодёжь. Из опыта своей работы в жюри нескольких всероссийских литературных конкурсов В. Дворцов отмечает малограмотность пишущей молодёжи и мелкотемье как результат сиротства, результат произошедшего разрыва поколений в литературе.
Писатель уверен, что сегодня проходит последнее поколение материалистов и «в новую Россию войдут только участники Литургии». «Это в цивилизации нет сил соединиться заново, а в религии есть», – уверен Василий Дворцов.
Немаловажно, что в рамках Иринарховских чтений мы можем говорить и о том, что сегодня необходимо вернуть писателю должный статус в обществе и государстве. Именно писатель, как показывает история, формирует мировоззрение даже не одного поколения, но порой мироощущение целого народа.
Член Союза писателей России, директор Ивановской на Лехте школы, публицист Владимир Мартышин посвятил своё выступление памяти Кавада Раша и вопросу участия кадетских корпусов и юнкеров в событиях 1917 года, рассказал о создании при школе кадетского корпуса и о том, какое участие в этом принимал покойный писатель, военный историк Кавад Раш.
Продолжая центральную тему Чтений, историк, публицист, главный редактор интернет-портала «Русская народная линия» Анатолий Дмитриевич Степанов в своём докладе о монархическом движении перед революцией затронул тему массового террора, проходившего в предреволюционные годы, когда были убиты три министра внутренних дел, военный прокурор, генерал-губернатор Москвы, градоначальник Санкт-Петербурга, несколько губернаторов. А.Д. Степанов уверен: «Шла настоящая охота на высокопоставленных сановников, которые выполняли волю царя – исполняли свои обязанности, это была тотальная террористическая война против всех противников революции».
Ещё одной причиной, по которой трудно было противостоять революции, как считает А.Д. Степанов, было обессиливание «Союза русского народа». Союз был расколот в 1908–1912 гг. и не смог противостоять революции. Попытки в 1915–1917 гг. восстановить единство «Союза русского народа» не были доведены до конца.
События 1915 г., когда в Думе был создан Прогрессивный блок, в который вошла часть русских националистов, и который взял курс на революцию, историк сравнил с событиями на Болотной площади, куда тоже вышли люди, называющие себя «русскими националистами», вставшие рядом с Немцовым и другими либералами-западниками.
По мнению А.Д. Степанова, в феврале 1917 г. монархисты могли быть сконцентрированы в Петрограде и организовать верноподданническое противостояние революции, если бы правительство разрешило провести им запланированный съезд.
Анатолий Дмитриевич указал на два страшных символа, которые объясняют суть исторических событий Февраля 17-го: «Первый символ. Шёл Великий пост и в начале Крестопоклонной седмицы Великого поста, когда Церковь призывает к покаянию, к смирению, толпа православного народа взяла штурмом тюрьму «Кресты». На людей верующих это не могло не произвести деморализующего воздействия. И второй символ (факт) это то, что все генералы написали царю «отрекись», все православные – и которые потом стали красными, как Брусилов, и которые потом стали белыми, как Алексеев, все русские православные генералы оказались отступниками. Только два генерала заявили о своей верности – и оба были не русские, и не православные – Хан Гусейн Нахичеванский и граф Келлер. Но и те не предприняли действий, чтобы подтвердить эту свою верноподданническую позицию. Граф Келлер не снял свой Третий конный корпус и не повёл на Псков, чтобы выяснить, царь сам отрёкся от престола или его заставили… Вот ситуация, в которой правые оказались в феврале 1917 г. и почему они не могли предпринять никаких действий».
Особо хотелось бы отметить выступления на Иринарховских чтениях ярославских историков, местных краеведов и сотрудников музеев. Не в первый раз мы слышали доклады доктора исторических наук, профессора ЯГПУ им. П.Г. Демидова Архиповой Любви Михайловны и доктора исторических наук, профессора ЯГУ Марасановой Виктории Михайловны, доктора педагогических наук, профессора, зав. кафедрой методики преподавания дисциплин ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Макеевой Светланы Григорьевны, научного сотрудника Борисоглебского монастырского музея Переславской епархии Шеиной Натальи Сергеевны, заведующей отделом иконописи музея-заповедника «Ростовский кремль» Вахриной Веры Ивановны, доктора филологических наук, профессора ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Иванова Николая Николаевича и других местных учёных и краеведов. Все они работают с наследием, оставленным нам предками – летописным, иконописным, архитектурным, изучают родословные выдающихся людей края.
Так, о Диево-Городищенском крестьянском восстании 7–11 июля 1918 г. в контексте Ярославского восстания (это было восстание крестьян против большевистской власти!) рассказал научный руководитель Диево-Городищенского краеведческого музея Кшукин Дмитрий Валерьевич (г. Ярославль). У ярославского краеведа есть и повесть «Волжский ветер» – об этом восстании 1918 г., в котором участвовала актриса, красавица Валентина Николаевна Барковская. Под прикрытием своего театра миниатюр она работала на белогвардейскую разведку, её муж поручик Дмитрий Васильевич Ботельман был комендантом штаба белогвардейского Ярославля. Валентина Барковская страстно призывала обреченный город сопротивляться из последних сил, когда положение добровольцев было уже безнадежным. После подавления восстания ее увезли в Москву, где актрису арестовало Московское ВЧК. Дальше следы этой бесстрашной женщины теряются. Дмитрий Кшукин изучает её родословную и выяснил, что происходит она, вероятно, из обедневшей ветки Малороссийских и белорусских дворян Дунин-Борковских, а ее отец Николай Дмитриевич в 1911–1914 гг. был редактором газеты «Гроза» «Союза русского народа».
По островкам всплывает сегодня утраченная в революционную смуту Россия – в лицах, событиях, достижениях, в осмысленном переживании молодым (что характерно) поколением прошлого своей страны. Так сегодня выступают в водах Рыбинского водохранилища фундаменты былых церквей затопленных старинных русских городов, становятся различимы русла рек в затопленных станицах на Кубани... С печалью приходится согласиться с мыслью, прозвучавшей в послании к участникам Чтений митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона: «…национальная память оболгана».
В ходе работы Иринарховских чтений возникали закономерные вопросы к выступающим, завязывались споры, но не было людей безразличных. Для всех участников и слушателей история Отечества – живая и личная.
В этот непростой для России год столетия революции такие встречи высочайшего уровня учёных и деятелей культуры есть непременное условие осмысления произошедших трагических событий 1917-го и последующих лет.
Ирина УШАКОВА