Добавлено:

Союз Русского Народа: история и уроки борьбы

 К столетию со дня основания не нужно быть профессиональным историком, чтобы понять, что есть в нашем прошлом оболганные, оклеветанные государственные и общественные деятели и даже целые организации. Таковой оказалась судьба прежде всего тех деятелей и организаций, которые боролись против революции в начале ХХ века. И первые среди них Союз Русского Народа и члены Союза - монархисты-черносотенцы.
 Многолетними стараниями либеральных и советских историков и публицистов (тут они выступали единым фронтом) сформирован лживый образ Союза Русского Народа и Черной сотни в целом, который до сего дня, к сожалению, формирует изначально негативное отношение к нашим идейным предшественникам даже у благонамеренной части современного общества.
 Такой портрет Черной сотни от начала до конца лжив, к реальным русским патриотам-монархистам никакого отношения не имеет.
 1. Попытки представить черносотенцев политическими маргиналами не выдерживают серьезной критики. Союз Русского Народа не был организацией революционной, не стремился к ниспровержению политической системы, напротив, выступал за укрепление государственности, единство и целостность страны. Маргиналами были эсеры, коммунисты и кадеты, которые стремились свергнуть режим, дезинтегрировать страну, провоцировали беспорядки, инициировали террор.
 И сегодня можно встретить безграмотные утверждения, что Союз Русского Народа был малочисленной организацией. Понятно, маргиналы ведь не могут быть многочисленными. Какова же на самом деле была численность Союза и родственных ему организаций? На деле в 1906-1908 гг. патриоты-монархисты были самым массовым общественно-политическим движением России. Изданный в конце 1906 года список включал 272 патриотические организации, действовавших в более чем 200 городах и селах Российской империи. По подсчетам Департамента полиции, в это время черносотенцев насчитывалось около 500 тысяч человек. Современный исследователь профессор Ю.И.Кирьянов, опираясь на эти данные и скрупулезно проверив их, называл для 1908 года близкую цифру - около 400 тысяч человек.
 Сами же черносотенцы числили в своих рядах значительно большее число единомышленников - до трех миллионов. Столь разительное расхождение в цифрах объясняется разной методологией подсчета. Полиция, несомненно, подсчитывала только более-менее активных участников черносотенного движения. Но были еще и пассивные члены, и таких, естественно, было значительно больше.
 Таким образом, черносотенцы в 1906-1908 годах не только были самой многочисленной политической силой, но их численность превышала совокупную численность всех остальных партий.
 2. Следующий элемент мифа о Союзе Русского Народа звучит так: по своему социальному составу черносотенцы были городскими люмпенами, которых использовало реакционное дворянство для сохранения своих сословных привилегий.
 Это ложное утверждение призвано скрыть принципиально важный факт. Черная сотня была единственным по-настоящему всесословным общественно-политическим движением. В составе патриотических организаций были широко представлены все сословия России: от рабочих, крестьян и мещан до представителей старинных аристократических семейств.
 Союз Русского Народа изначально замышлялся как всесословная и в полном смысле всенародная организация. В нем были представлены все сословия Российской империи, фактически Союз являлся слепком с социальной структуры российского общества. Не случайно вожди Союза любили повторять, что Союз Русского Народа - это не партия, он есть сам русский народ.
 Союз активно поддерживали представители русского духовенства. Священники и архиереи нередко были руководителями отделов Союза. Помимо духовенства, руководящую роль в Союзе играли представители русской национальной интеллигенции, научной и культурной элиты России. Все вожди Союза имели высшее образование (А.И.Дубровин окончил Медико-хирургическую академию, Н.Е.Марков - Институт гражданских инженеров, В.М.Пуришкевич - Новороссийский университет). Членами Главного Совета и руководителями местных организаций были выдающиеся деятели отечественной науки и культуры: филолог академик А.И.Соболевский, один из столпов отечественной дерматологии профессор П.В.Никольский, историк профессор А.С.Вязигин, филолог профессор И.П.Созонович, писатель князь М.Н.Волконский, философ и математик барон М.Ф.Таубе, философ права и экономист профессор В.Ф.Залесский, юрист и литературовед профессор Б.В.Никольский, ректор Новороссийского университета профессор С.В.Левашев и др. Среди членов-учредителей и руководителей отделов СРН были и представители купечества: петербургские купцы Е.А.Полубояринова, И.И.Баранов, В.Л.Воронков, П.П.Сурин, астраханский купец Н.Н.Тиханович-Савицкий, киевский купец Ф.Я.Постный и др., но, следует отметить, купцов в составе Союза в целом было немного.
 Зато в составе Союза было много ремесленников, кустарей, мелких служащих и других городских жителей, однако подавляющее большинство членов Союза Русского Народа составляли крестьяне. В советское время «военной тайной» был факт активного участия в монархическом движении наемных рабочих. Союз Русского Народа с самого начала предпринимал попытки привлечь на свою сторону рабочих. Существенных успехов удалось достичь в этом направлении в Петербурге, Одессе, Иваново-Вознесенске, Екатеринославе, Ярославле, Москве, Киеве. На целом ряде фабрик и заводов столицы существовали довольно сильные отделы Союза, особенно на Путиловском и Невском судостроительном (Семянниковском) заводах.
 Ярким свидетельством народности Союза является список убитых террористами союзников, подавляющее большинство жертв революционного террора - рабочие и крестьяне. Словом, Союз состоял в основном из простого народа.
 3. Черносотенцев обвиняли и продолжают обвинять в организации еврейских погромов.
 Для опровержения этих безосновательных обвинений, на наш взгляд, достаточно привести такой принципиально важный аргумент: основные погромы прошли в то время, когда патриотических организаций фактически не существовало. На это обращал внимание еще товарищ председателя Главного Совета Союза Русского Народа В.П.Соколов, который 29 апреля 1911 года выступил на собрании Союза с речью, посвященной опровержению клеветы левой печати по адресу Союза Русского Народа. В своем выступлении Соколов резонно заметил, что «левая печать, обвиняя Союз в устройстве жидовских погромов, сознательно закрывает глаза на то обстоятельство, что главная полоса погромов относится к тому времени, когда Союз и не существовал. А последний белостокский погром имел место тогда, когда там не было отдела Союза».
 Уже в наше время известный литературовед и историк В.В.Кожинов повторил этот аргумент, уточнив существенные детали (в 1906 г. было три погрома, но все в Царстве Польском, где русские патриоты не имели серьезного влияния). Кожинов подробно разобрал историографию вопроса о погромах.
 4. Черносотенцев обвиняли и продолжают обвинять в организации убийств своих политических противников.
 Многие десятилетия враги Союза Русского Народа, тужась доказать террористический характер монархических организаций, муссировали вопрос об убийстве черносотенцами трех депутатов Государственной Думы кадетов М.Я.Герценштейна и Г.Б.Иоллоса, трудовика А.Л.Караваева. Причем последнего и сейчас припоминают, хотя даже пристрастный к черносотенцам советский суд не смог найти следов участия монархистов в убийстве Караваева, установив, что оно носило исключительно бытовой характер. Об убийстве Герценштейна в 1906 г. и Иоллоса в 1907 г., находясь на твердой почве фактов, можно сказать, что следствию (надо заметить, весьма пристрастному) удалось установить только лишь причастность к убийству некоторых лиц, имевших отношение к Черной сотне, и не более того. Следует подчеркнуть, что шумиха по поводу «злодейского убийства черносотенцами Герценштейна и Иоллоса» поднималась и поднимается еще и для того, чтобы скрыть очевидный факт - факт массового террора против монархистов, который осуществляли революционные террористы при одобрении и поддержке добропорядочных российских либералов.
 Вот некоторые факты. В 1906-1907 гг. были совершены покушения на видных деятелей Союза Русского Народа: руководителя Одесского отдела графа Алексея Коновницына; председателя Почаевского отдела, настоятеля Почаевской Лавры архимандрита Виталия (Максименко); почетного председателя Тифлисского патриотического общества священника Сергия Городцова (будущий митрополит Варфоломей); председателя Симферопольского отдела Семена Гранкина; одного из организаторов Киевского отдела купца Федора Постного; основателя киевского общества молодежи «Двуглавый орел» Григория Вишневского и других. Однако главным объектом революционного террора были не руководители, а простые рабочие и крестьяне, которые чаще всего становились жертвами убийц.
 Уже упоминавшийся В.П.Соколов говорил в своей речи в 1911 году, что левые обвиняют Союз в политических убийствах, тогда как на самом деле на расстрелы своих товарищей революционерами союзники отвечали панихидами, под бомбами и градом пуль они шли крестными ходами.
 5. Клеветнические измышления о черносотенцах, как о бандах люмпенов, промышлявших убийствами и погромами, лучше всего опровергает высочайший духовный уровень, отличавший русское патриотическое движение. Об этом свидетельствует тот факт, что Черная сотня возникла и развивалась в церковной ограде.
 Напомним историю создания Союза Русского Народа. Вдохновитель Союза игумен Арсений (Алексеев) так рассказывал о зарождении СРН: «В первых числах октября 1905 года прибыл я в Петербург из своей обители - Воскресенского миссионерского монастыря, встретил страх и ужас в народе от истребления православных. Толпа русского народа, узнав о моем прибытии, явилась ко мне за словом утешения. Моя квартира каждый день была переполнена плачущими. 12 октября Господь вложил мне благую мысль оказать противодействие революции открытием «Союза Русского Народа». Эта мысль тотчас же была объявлена мною собранию русских людей... Все одобрили мое предложение, и по чину святых Апостолов положили две записки пред иконою Тихвинской Божией Матери. С горькими слезами просили мы у Царицы Небесной благословения на открытие Союза. Молитва наша была услышана. Взятый мною билетик оказался с благословением. После этого мы принесли благодарственное моление и приступили к открытию Союза». Организацию Союза благословила сама Царица Небесная! С этого начинался Союз Русского Народа.
 Кстати, совсем недавно на месте Воскресенского монастыря, настоятелем которого был игумен Арсений (это недалеко от станции Любань под Петербургом), возобновлена церковная жизнь, там освящен скит. Промыслительно, что это скит Тихвинского монастыря.
 Достоин внимания и тот факт, что Черная сотня была единственным общественно-политическим движением, во главе которого стояли святые.
 Известно, что святой праведный отец Иоанн Кронштадтский постоянно поддерживал Союз Русского Народа, лично освятил хоругви Союза, передал на нужды Союза громадную по тем временам сумму в 10 тысяч руб. Но о. Иоанн был не только жертвователем, но и формально состоял членом Союза, собственноручно написав заявление под номером 200787 (т.е. обычное рядовое заявление): «Желая вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал Русской государственности и русского народного хозяйства на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности - прошу зачислить меня, как единомышленника». А 15 октября 1907 г. постановлением Главного Совета он был избран пожизненным почетным членом Союза Русского Народа, что принял с благодарностью. Кончина кронштадтского «маяка Православия» стала тяжелой утратой для Союза, знаменательно, что раздоры и нестроения в Союзе Русского Народа начались после его кончины.
 Известно также, что в руководство многих отделов Союза Русского Народа и других патриотических организаций входили прославленные Церковью в сонме Новомучеников и Исповедников Российских Святейший Патриарх Тихон (Беллавин), митрополиты Серафим (Чичагов), Владимир (Богоявленский), Агафангел (Преображенский), Анатолий (Грисюк), архиепископ Андроник (Никольский), епископы Макарий (Гневушев), Гермоген (Долганов), Ефрем (Кузнецов), Иоасаф (князь Жевахов), Иоасаф (Удалов), Варсонофий (Лузин), протоиереи Иоанн Восторгов, Михаил Алабовский, Евграф Еварестов, священник Александр Вераксин и другие.
 Вообще все выдающиеся русские архиереи начала ХХ века так или иначе были причастны к Черной сотне, не говоря уже о священниках. Достойно внимания, что к Союзу Русского Народа имели отношение все три Патриарха: свт. Тихон (Беллавин) был почетным председателем Ярославского отдела Союза, Патриарх Алексий (Симанский) был председателем Тульского отдела в бытность ректором тамошней семинарии, даже известный своими симпатиями к либерализму Патриарх Сергий (Страгородский) был причастен к Черной сотне - именно он освящал в присутствии св. прав. Иоанна Кронштадтского знамя и хоругвь Главного Совета Союза. Поэтому нужно признать правоту лютого ненавистника Православия Ленина, когда он называл русское духовенство черносотенным. Оно и вправду было таковым.
 Таким образом, непредвзятый взгляд на Союз Русского Народа позволяет определить его, как: массовое общественно-политическое движение русского народа, всесословное по своему составу, возглавляемое представителями русской культурной и интеллектуальной элиты, возникшее для борьбы с революцией путем самоорганизации русских православных людей. Неудивительно, что в годину лютых гонений черносотенцы взошли на Русскую Голгофу вместе с Русской Церковью и Русским Царем. В годы чекистского террора членство в Союзе Русского Народа прямо ставилось в вину.
 Говоря о конкретных уроках борьбы Союза Русского Народа для нас - идейных наследников монархического движения, стоит обратить внимание на два главных.
 Во-первых, Союз Русского Народа по природе своей был силой контрреволюционной. Союз Русского Народа всегда поддерживал власть (даже в те времена, когда правительство устраивало гонения на союзников), поскольку лидеры Союза понимали, что стоит только начать революцию и Россия покатится в бездну. Это особенно важно помнить нам сегодня, когда либералы, коммунисты и язычники-националисты зовут православных патриотов в ряды борцов с «антинародным режимом».
 Во-вторых, Союз Русского Народа возник в церковной ограде, в тесном взаимодействии с Церковью. В этом был залог успеха, и в отдалении от церковной ограды была причина нестроений в Союзе. Если мы обратимся к печальной странице истории Союза Русского Народа - расколу Союза, если попытаемся уяснить причины жесткой междоусобной борьбы двух великих русских патриотов А.И.Дубровина и Н.Е.Маркова и возглавляемых ими организаций, то увидим, что главной причиной расколов являлись амбиции, страсти. Нам, православным людям, понятно, что лечить страсти умеет только Церковь. Только в церковной ограде Союз может развиваться успешно.
 Ну и, конечно, мы должны приложить усилия к просвещению благонамеренной части общества. Благо, что для этого не нужно изощряться в поисках методов. Нужно говорить правду о борцах за Правду. И Правда восторжествует.

(Публикуется в сокращении.)

Анатолий Степанов
Русская линия

от 26.04.2024 Раздел: Декабрь 2005 Просмотров: 817
Всего комментариев: 0
avatar