Почти 60 лет тому назад отгремела Великая Отечественная. До сих пор историки, поисковики, специалисты уточняют цифры катастрофических потерь, понесенных нашей страной: свыше 27 миллионов жизней унесла самая страшная в истории человечества война... Вечная им память!
Что же случилось? Почему произошла эта кровопролитнейная война? Неужели она была неизбежна и необратима? Какие движущие силы привели в движение маховики этого чудовищного злодейства? Человеческих ли рук вообще это дело? Полные ответы на эти вопросы история хранит от людей, пытающихся вникнуть лишь в сущность политических, экономических и иных вполне материальных причин, не задумываясь о сакральных, таинственных, сокрытых Божьим промыслом мотивах войны. А ведь война - это не только «продолжение политики», но и следствие, результат политики, проводимой государством. Отвечает ли эта политика задачам, возложенным на народ Творцом? И если нет, то наказание за отступление от Бога будет неотвратимым и неизбежным! Потому что существуют духовные законы развязывания войн и конфликтов.
Известный старец, участник Сталинградской битвы архимандрит Кирилл (Павлов), дает такую оценку событиям тех лет: «Вы знаете, что, как и прочие беды человечества, Отечественная война была нам попущена Богом за грехи наши. Как спасительное наказание, как средство, крайний метод воздействия на нас, чтобы остановить нас в беззаконном, пагубном пути. Мы были в авангарде Богопротивного, атеистического государственного устроения. За отход от Веры, глумление над святынями, за многие наши преступления перед Богом было попущено нам это бедствие. Для того чтобы остановить нас от полного падения во тьму, греховную пропасть вечной погибели.
Заплатив многими жертвами, народ наш одолел тогда врага. Еще в начале войны ясно стало, что без Божией помощи нет никакой даже надежды (выделено мной – Р.И.), возможности противостоять подготовленному врагу. Тут, как обычно и бывает при скорбях, и вспоминают про Бога, Отца нашего небесного.
Что невозможно людям, возможно Богу... Господь попускает беды, тупики, как малые, так и большие, чтобы остановить, вразумить нас, спасти от вечной гибели по великой своей Милости. Никто нас так не любит, как Он». (В.Кузнецов. «Именины батюшки» // «Русь Державная» № 2-02 г.).
Безусловно, батюшка пытается легонько подтолкнуть своих неразумных и заблудших чад к размышлению над событиями той далекой поры, глубокому, без идеологических нагрузок, переосмыслению причин начала, хода и завершения войны.
...Чудотворная же Казанская икона, как и велено было самой Богородицей, перевезена была в Сталинград. Там перед ней шли непрестанные службы – молебны, которые служили священники, в частности, митрополит Николай Ярушевич, и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке на правом берегу Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо именно там с оборонявшимися из последних сил войсками была Казанская икона Божией Матери. Да и Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой. Только после этого был дан сигнал к наступлению, которое началось, как мы помним, 19 ноября 1942 года, а закончилось окружением и капитуляцией армии Паулюса 2 февраля 1943 года.
Келейник Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) архимандрит Иоанн (Разумов) рассказывал: «В день Богоявления, 19 января 1943 года, митрополит Сергий возглавил крестный ход к Иордани. Это были дни решающих боев за Сталинград, и Владыка особенно горячо молился о победе русского воинства. Неожиданная болезнь заставила его слечь в постель. В ночь на 2 февраля 1943 года Владыка, пересилив свой недуг, попросил меня помочь ему подняться с постели. Встав, он с трудом положил три поклона, воссылая благодарение Богу.
Когда я помогал ему снова лечь в постель, митрополит Сергий сказал: «Господь воинств, сильный в брани, низложил восстающих против нас. Да благословит Господь людей своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом». Утром радио передало весть о разгроме немецких войск под Сталинградом.
Икону перевозили на самые трудные участки фронта, где было критическое положение, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили живой водой. Как умиленно и радостно многие принимали это!
Чудны дела твои, Господи!
И явленная помощь свыше не замедлила сказаться!
Многочисленные исследователи Сталинградской битвы анализировали главным образом соотношение техники, людских резервов, боевой подготовки и морального уровня, как советских, так и германских войск. Однако за рамками научных монографий оставалось нечто, стоявшее за пределами человеческого познания, а потому тщательно оберегаемое в «святая святых» советской системы – секретных папках спецхранов государственных архивов. История о Сталинградском знамении – яркий тому пример.
Вот что писал историк Вадим Якунин в статье «Сталинградское знамение» в газете «Русь Державная» № 4 – 6 за 1995 год: «Во время работы в Государственном архиве Российской Федерации мне попался интересный и по-своему уникальный документ – отчет уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по УССР Ходченко тогдашнему председателю этого совета Г.Г. Карпову. В нем штатный атеист, борец с религией доносил вышестоящему начальству о том, что напрямую расходилось с его собственными убеждениями. А писал уполномоченный ни много ни мало о Чуде, свидетелем которого были военнослужащие целой воинской части, вступившей на Украину после Сталинградского фронта... А рассказывали они вот что:
11 ноября 1942 года нацисты предприняли очередную попытку штурма города. В этот день они смогли занять южную часть завода «Баррикады» и пробиться к Волге. Героически сражавшиеся войска армии генерала Чуйкова оказались рассеченными на три части. Но вот в самый критический момент битвы бойцы одной из таких частей увидели на небе нечто такое, что заставило их прийти в изумление: в ночном осеннем небе Сталинграда появилось Знамение, указывающее на спасение города, армии и на скорую победу советских войск». К сожалению, отчет уполномоченного по делам РПЦ умалчивает, что же конкретно увидели воины в сталинградском небе?
Мы можем только предполагать, что Сталинградское знамение и явление Казанской иконы Божией Матери в Сталинграде, которая стояла на правом берегу Волги и посреди наших войск (перед ней постоянно служились молебны и панихиды), взаимосвязаны. Но как бы то ни было, Сталинградское знамение ясно указывало всем, что помощь Божия не оставит русский народ в столь критический момент его бытия. Дальнейшее развитие событий – окружение врага и контрнаступление советских войск – послужило ярким подтверждением тому.
После этого события легендарного командарма, впоследствии прославленного маршала В.И. Чуйкова (командующего 64-й армией), можно было часто видеть в православных храмах. Герой Сталинградской битвы смиренно стоял, возжигая свечи к Святым Образам, в глубоком раздумье».
Известный герой Сталинградской битвы старший сержант Яков Павлов, оборонявший с горсткой бойцов ставший впоследствии легендарным «Дом Павлова», как утверждают, до службы в армии, был монахом и вместе со всеми пережил тогда радостные минуты помощи Божией.
…Ныне Россия снова оказалась в сложных исторических обстоятельствах. Настырно продвигается на Восток горящий желанием «прибрать нас к рукам» неугомонный блок НАТО, в яростной борьбе против нас смыкаются терроризм внутренний и международный.
Нам нужно выстоять. «Мы – русские, и с нами Бог!»
Роман ИЛЮЩЕНКО