Добавлено: 21.09.2022

Старец молится за всю землю Русскую

Архимандрит Кирилл (Павлов) и Русское Приморье

В разговоре с Андреем Николаевичем Печерским, главным редактором газеты «Русь Державная», Андрей Николаевич вспоминал своего духовного отца архимандрита Кирилла (Павлова), у которого окормлялся, спрашивал духовного совета и много доброго сделал по благословению любимого православным народом старца.

Накануне нашей беседы Господь сподобил меня побывать на могилке батюшки в Троице-Сергиевой Лавре. Я упомянул об этом в разговоре с Андреем Николаевичем и вспомнил также, что отец Кирилл крепко связан с нашим Русским Приморьем. Тогда главный редактор «Руси Державной» предложил мне написать об отце Кирилле и о том, что для него значило Приморье.

Уже более пяти лет прошло, как ушел в мир иной любимый русским народом знаменитый подвижник Русской Церкви архимандрит Кирилл (Павлов). Батюшка был великим молитвенником на земле, и сейчас многие-многие православные слышат сердцем его молитвы на небесах, замечают его благодатную помощь. Вся Русь стремилась к батюшке за советом в Троице-Сергиеву Лавру и потом — в подмосковное Переделкино. А теперь вся православная Россия идет к могилке батюшки в Лавре. Велико сердце отца Кирилла, всю нашу Русь Великую вмещает оно в свои духовные объятия. И мы, живущие на окраине России, у берегов Тихого океана, тоже чувствуем, что батюшка с нами. У батюшки еще в его земной жизни была давняя связь с нашей Приморской землей.

Здесь, в Русском Приморье он проходил суровую службу в армии и получил крепкую закалку, которая помогла ему в годы войны, в тяжелые дни обороны Сталинграда.

В Приморье живет и молится митрополит Вениамин (Пушкарь) — духовный сын отца Кирилла. В этом году в святой День Рождества Пресвятой Богородицы исполняется ровно тридцать лет, как Владыка был назначен правящим архиереем на Владивостокскую и Приморскую кафедру, которой управлял до 2018 года. Митрополит Вениамин родился и вырос в Приморском крае, а по окончании школы поступил в Московскую Духовную семинарию, где и стал окормляться у батюшки.

«Мы тогда были студентами семинарии. Духовники Лавры, в том числе и батюшка Кирилл, приходили из монастыря в семинарию и академию, чтобы исповедовать нас в великопостные дни. Отец Кирилл говорил проповедь, а потом все шли на исповедь к своим духовникам. От его слов всегда веяло благодатью. Он имел очень большой и суровый жизненный опыт. Прошел войну, участвовал в битве за Сталинград. И есть легенда, что защитником Дома Павлова в Сталинграде был наш архимандрит Кирилл (Павлов)», — рассказывал Владыка.

После семинарии митрополит Вениамин окончил Московскую Духовную

академию, защитил диссертацию, стал преподавателем Московских духовных школ. И все эти долгие годы он исповедовался у отца Кирилла, приходил к нему за духовным советом.

Будучи правящим архиереем, Владыка привозил отцу Кириллу гостинцы из Приморья, среди которых были кедровые шишки из Уссурийской тайги. Батюшка угощал кедровыми орехами своих белок, которые прибегали к нему, когда он жил в Переделкино в Патриаршей резиденции.

Мы расспрашивали Владыку о батюшке, и о том, где в Приморье проходил воинскую службу будущий знаменитый старец, подвижник архимандрит Кирилл (Павлов). Владыка рассказывал то, что сам слышал от отца Кирилла.

Служил батюшка у поселка Барабаш, который основан русскими переселенцами в Приморье еще в 1884 году. Место живописное, по пути к морским бухтам и заливам. Среди таежных сопок, чистых ключей и небольших рек, впадающих в море. Барабаш относится к Хасанскому району, который примыкает к границе с Северной Кореей и Китаем. Служба на границе была нелегкой.

— Рыбу ловили, батюшка? Там много красной рыбы в реки заходит с моря… — спрашивал в беседе с отцом Кириллом Владыка Вениамин.
— Да уж какая там рыба? Бежишь с полной выкладкой, с винтовкой на плечах, а за спиной еще двадцать пять килограмм песка — батюшка рассказывал, как проходил боевую подготовку во время службы.

Когда мы услышали от Владыки этот небольшой фрагмент беседы, предположили вслух: «Батюшка в Спецназе служил, наверное».

— Тогда все были Спецназ, — ответил нам Владыка, который сам ребенком пережил годы войны. Отец будущего Владыки был на фронте, а мама в это тяжелое время растила троих сыновей, трудилась в госпитале и молилась.

Митрополит Вениамин (Пушкарь) родился в Приморье в 1938 году. А батюшка Кирилл был призван в армию и направлен в Приморский край в 1939 году, когда будущему Владыке должен был исполниться один год от роду. Наверное, в этом был Промысл Божий, чтобы будущий великий молитвенник Христов старец Кирилл оказался еще в юности на Приморской земле рядом с будущим Приморским архиереем, которого Господь только-только призвал к жизни…

Когда наш Владыка стал митрополитом Владивостокским и Приморским, батюшка Кирилл, с любовью вспоминая приморские края, просил сфотографировать те места, где прошла его армейская предвоенная юность. По благословению Владыки Вениамина, были сделаны фотографии мест, где проходил службу отец Кирилл (Павлов). Владыка передал эти снимки батюшке.

Отец Кирилл вспоминал, что из Приморья он сразу попал на фронт. С благодарностью говорил о своих командирах, которые дали ему хорошую боевую подготовку. Те, кто не имел такой подготовки, в тех страшных фронтовых условиях, в которых оказался батюшка, нередко быстро погибали.

Митрополит Вениамин рассказывал, что навещал батюшку в подмосковном Переделкино во время его болезни, когда он пребывал в таинственном состоянии, как бы находясь телом на земле, а душой на Небесах. Тогда внешне батюшка не реагировал на чьи-либо посещения. Когда Владыка однажды посетил отца Кирилла во время его болезни, батюшкины келейницы стали громко взывать к нему: «Батюшка, Владыка Вениамин из Владивостока приехал! Батюшка, Владыка из Владивостока!»

Батюшка не реагировал. Тогда Владыка, держа батюшку за руку, посоветовал келейницам громко взывать: «Барабаш, Барабаш!»

И после того, как произносили громко слова «Барабаш, Барабаш», батюшка тихонько пожал руку Владыки, которую он держал.

«Казалось бы, он находился без сознания, но сознание присутствовало», — рассказывал Владыка Вениамин.

+ + +

…Господь прославляет Своих угодников, и они блаженствуют на Небесах. Блаженствуют, восходят от славы к славе и молятся о нас, грешных. А мы порой и не знаем, что какой-то святой молится о нас в вечности. Порой мы и не знаем, что ушедший в иной мир подвижник, праведник, мученик уже в райских обителях, уже обрел вечную славу у Господа, стал святым. Церковь канонизирует того, кто родился в жизнь вечную, лишь когда собрано достаточно свидетельств святости, когда прошло достаточное количество лет после кончины, явлено множество чудес, происходят исцеления… Церковь свидетельствует, что та или иная праведная христианская душа прославлена Богом. А до того, как Церковь засвидетельствует святость скончавшегося православного христианина, мы можем ощутить ее сердцем.

Великий русский старец, подвижник и молитвенник, человек святой жизни архимандрит Кирилл (Павлов) с нами. Со всем православным народом, со своими духовными чадами и с нашим дорогим митрополитом Вениамином, с нашим Русским Приморьем и с нами, дальневосточниками.

Батюшка молится за всю землю Русскую, и его молитва вселяет в наши сердца христианскую любовь и мужество, которые особо требуются нам сегодня в наступивших суровых испытаниях.

Игорь Анатольевич РОМАНОВ,
доктор социологических наук.
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
от 08.09.2024 Раздел: Сентябрь 2022 Просмотров: 1701
Всего комментариев: 0
avatar