Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса? Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, - богоотступничество. Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему... Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме...
Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? "Говори, если есть у тебя нечто большее молчания", - сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе.
"Кризис" - слово греческое, в переводе оно означает "суд". В Священном Писании слово "суд" употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придет суд всякому (см.: Притч. 29, 26). Сам Спаситель сказал: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22). Апостол же Петр пишет: время начаться суду с дома Божия (1 Пет. 4, 17).
Замени слово "суд" словом "кризис" и читай: "Милость и кризис воспою", "от Господа придет кризис всякому", "Отец весь кризис отдал Сыну", "Время начаться кризису с дома Божия".
Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово "суд" вместо слова "кризис". Сейчас слово "суд" заменили словом "кризис", понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: "суд Божий!", наводнение - "суд Божий!". Начиналась война или эпидемия - "суд Божий!"; землетрясения, саранча, другие бедствия, всегда одно - "суд Божий!". Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит, как на суд Божий, но называет ее не "судом", а "кризисом". Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово "суд", была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова "суд" словом "кризис", малопонятным для большинства, никто не может объяснить, ни от чего он, ни от кого, ни для чего. Только этим и отличается теперешний кризис от кризиса, происходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.
Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, - богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал современные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанес удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвел небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И все для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу живому.
Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово "кризис" перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: "суд Божий!".
Cвятитель Николай Сербский
Из письма священнику К.
о мировом кризисе 1929 г.
Христианская Церковь всегда осуждала ростовщичество - ссуда денег под процент - это дело не богоугодное и греховное. Любое участие в ростовщичестве, которым является и кредитование, неизбежно ставит человека в такое положение, которому Церковь может только сочувствовать, как она сочувствует любому грешнику, и сожалеть о совершённом грехе, потому как Церковь желает привести людей к спасению...
В основе психологии кредитной мании, которой оказалась подвержена часть нашего общества, лежит утрата чувства перспективы и веры в будущее, а в конечном итоге - утрата ощущения вечности: "Человек живёт сегодняшним днём, он не доверяет Богу и, не беря в расчет изменения своей жизни в будущем, он желает получить всё "здесь и сейчас"…
В каком-то смысле экономический кризис вызван тем, что время относительного экономического благополучия, данное нам Богом, не было использовано для самосовершенствования, духовного роста, помощи ближнему и актуальных социальных проектов. Полученные прибыли использовали исключительно для повышения собственного благосостояния, но и этого казалось мало, и люди набирали кредиты.
С другой стороны, большинство наших сограждан не только не знают, что ростовщичество является грехом перед Богом, но и не предполагали, какие трудности у них в дальнейшем могут возникнуть как последствие получения кредита. Ведь люди, взявшие кредит, оказываются самой незащищённой категорией населения. К тому же у этих людей сегодня возникает справедливый вопрос: почему банк, задолжавший миллионы рублей, получает поддержку от государства, а человек, взявший в кредит несколько тысяч, может подвергнуться уголовному преследованию? Поэтому государство в сложившейся кризисной ситуации должно понять, что не только банковский сектор или рынок акций, но и отдельно взятый человек нуждается в его поддержке. Односторонняя же помощь государства крупным финансовым институтам вызывает у людей удивление и протестные настроения...
Человечество духовно больно, и чтобы исцелиться от таких психозов, мало искоренять лотереи, нужно менять все отношение к финансам, которое существует в современной плутократической цивилизации...
Французский философ Делез и его соавтор Гватари в свое время написали книгу "Капитализм и шизофрения", в которой обращали внимание на то, как западная капиталистическая экономическая система провоцирует психические отклонения. И в данном случае мы можем говорить о конфликте, возникающем между реальностью и потребительскими идеалами, которые сформированы потребительской экономикой. Сегодня этот разрыв становится все больше и больше, и на фоне мирового кризиса больно бьет по душам людей, вовлеченных в потребительский рынок, приводит их к отчаянию и утрате разума, поскольку такие люди привыкли считать деньги высшей ценностью.
Заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии,
первый проректор Ярославской духовной семинарии,
кандидат философских наук иеромонах Серапион (Митько)
Пропаганда потребления - не что иное, как "зомбирование". Она превращает людей в полуживотных, в биороботов, растлевает в человеке личность и уничтожает в нем образ и подобие Божие. И главный удар направлен, конечно, на молодежь.
Труд делает человека человеком (обезьяна при этом остается обезьяной). Разумный человек должен трудиться, иначе он утратит разум и превратится в животное. Так учат все религии и культуры...
Наши современные СМИ коварно и весьма искусно навязывают миру эту философию потребления.
Настоятель храма Воскресения в Кадашах,
декан факультета церковных художеств
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
протоиерей Александр Салтыков