Духовный взгляд на русский вопрос
От правильного решения русского вопроса в настоящее время зависит дальнейшая судьба российской государственности. То, что он будет в конце концов решен, не вызывает никаких сомнений. Весь вопрос только в том, будет ли русский вопрос решен в правовом поле современного государства или каким-то иным образом. Отечественная история дает немало примеров того, как на территории нашей страны возникали и исчезали те или иные государственные образования, а русский народ вопреки всему остается жив.
Мне кажется, что судьбу русского народа решит не только защита его интересов в светском смысле этого слова, то есть правовая, экономическая, политическая или, скажем, культурная. Решение русского вопроса находится в первую очередь в духовной плоскости. То есть судьба русского народа – богоносца находится в руках Божиих. Бог наказал свой избранный народ французским нашествием 1812 года, немецким нашествием 1941 года, казнями египетскими в период существования богоборческого режима. Но Господь терпелив и многомилостив к любящим Его. И за любовь русского народа к Богу он будет прощен. А для этого мы все должны покаяться в духовном поражении и физическом позоре русского народа 95 лет назад, когда многие русские, в том числе православные христиане, распяли власть Бога на русской земле. И когда мы это осознаем и исправим наши ошибки, исправимся сами, к нам придет понимание того, как изменить нашу жизнь к лучшему. Потому что, как сказал приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), «Россия есть государство народа русского, которому Господь вверил жертвенное, исповедническое служение народа – богоносца, народа – хранителя и защитника святынь веры. Эти святыни есть религиозно-нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра. Именно таким было исторически сложившееся самовоззрение россиян. Это – основа основ русского самосознания в том виде, в котором сформировали его десять веков отечественной истории. Оно столетиями лежало в основании государственной политики Русской Державы». Впрочем, это уже отдельная тема для обсуждения.
Пути решения русского вопроса
Экспертами и политологами рассматриваются как средство нормализации ситуации следующие решения:
Радикальное: Создать из областей, населенных преимущественно русскими, «Русскую республику» (что в современной обстановке чревато целым рядом опасностей и угроз, всплеском волны сепаратизма и, как следствие, возможным распадом государства), или провести губернизацию России с ликвидацией всех национально-территориальных образований, вернувшись к уничтоженному большевиками дореволюционному территориально-государственному устройству страны.
Умеренное: Принять закон о государственно-правовом положении (статусе) русского народа, или распространить «Закон о национально-культурной автономии» на русский этнос, дав ему возможность этнокультурного самоопределения.
Возможно сочетание разных решений. Например, губернизация России и предоставление всем этносам, включая русских, возможности создания национально-культурных автономий.
В ином случае государству придется ужесточать закон «О противодействии экстремистской деятельности» (2002), наращивать полицейские силы для борьбы с так называемым «русским экстремизмом» и отправлять в тюрьмы сотни и тысячи молодых людей, носителей русского национального самосознания.
Нерешенность русского вопроса оказывает влияние и на положение наших со-отечественников за рубежом. Известно, что русские диаспоры имеются в большинстве стран мира. Наиболее значительную долю в населении стран бывшего СССР русские составляют в Казахстане (30,0% по переписи 1999 года и 25,1% по оценке на 2008 год); Латвии (29,6% по переписи 2000 года и 27,7% по оценке на 2009 год); Эстонии (25,6% по переписи 2000 года); на Украине (17,3% по переписи 2001 года, в том числе 1,8 млн. в Донецкой области из 8,4 млн. русских на Украине); Киргизии (12,5% по переписи 1999 года); Белоруссии (11,4% по переписи 1999 года); Абхазии (10,9% по переписи 2003 года).
В целом результатом российской национальной политики стало то, что в настоящее время 18 млн. населения России имеют здесь собственные национально-государственные образования, а 25 млн. русских на постсоветском пространстве за пределами России не только лишены своей государственности, но и оказались второсортными гражданами.
Суммируя вышеизложенное, отмечу, что в настоящее время русский народ в духовном смысле этого слова переживает довольно тяжелый и безотрадный период в своем национальном бытии.
При таком отчаянном положении русского народа принципиально важной является констатация того очевидного факта, что Русская Церковь как в прошлом, при святителях Алексии Московском, Иове, Гермогене и Тихоне, а также в период местоблюстительства Патриарха Сергия (Страгородского), так и теперь, под омофором ее Первосвятителя Патриарха Кирилла, сохраняет преемственность своего курса на всемерную духовную поддержку русского народа, который всегда был, есть и будет государствообразующим народом России, и верующие представители которого составляют подавляющее большинство ее прихожан.
Игумен Иоанн (Ермаков)
Из выступления настоятеля Патриаршего подворья в Сокольниках на соборных слушаниях ВРНС
(Москва, 19 апреля 2012 года)