Воронежская митрополия радуется о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева)
Канонизация святителя Серафима – последнего ректора Воронежской Духовной семинарии перед ее закрытием в годы революции – совершена на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 февраля 2016 года.
Прославление
2-3 февраля 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве проходил Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
3 февраля, на пятом пленарном заседании Архиерейского Собора был рассмотрен вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева).
Как сообщила Информационная служба Архиерейского Собора, с докладами, посвященными жизненному подвигу и почитанию святителя, выступили митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн (Болгарская Православная Церковь) – сопредседатели Совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Серафима.
О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили Святейший Патриарх Кирилл, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, митрополит Рязанский и Михайловский Марк, архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Софии – подворья Московского Патриархата (архиепископ Серафим погребен в крипте этого храма).
В заседании принимала участие делегация Болгарской Православной Церкви. В работе Архиерейского Собора также принимал участие епископ Россошанский и Острогожский Андрей, в епархии которого расположен Богучар – титулярный город новопрославленного святителя.
Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России. Затем митрополит Волоколамский Иларион огласил Деяние Освященного Архиерейского Собора о прославлении в лике святителей архиепископа Богучарского Серафима. Члены Собора пропели величание новопрославленному святому.
Благодарная память воронежцев
Архиепископ Серафим весьма почитается в Воронежской митрополии. Многие годы в день его рождения (14 декабря) и преставления (26 февраля) во всех церковных округах совершались панихиды, а теперь, по совершении прославления, будут служиться молебны.
Первый молебен новопрославленному святителю Серафиму совершил Глава Воронежской митрополии Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Лискинский, после Божественной литургии 7 февраля в Благовещенском кафедральном соборе Воронежской епархии. На торжественное богослужение собрались клирики епархии и многочисленные прихожане – сердца всех были наполнены радостью о совершившемся общецерковном прославлении чтимого архипастыря, много потрудившегося на воронежской земле.
Особым почитанием архиепископ Серафим пользуется среди преподавателей и учащихся Воронежской Православной Духовной семинарии, последним дореволюционным ректором которой он был в 1912-1918 годах. Его духовное наследие востребовано в Воронежской духовной школе и сегодня. На протяжении многих лет преподавателями и воспитанниками тщательно изучался воронежский период жизни святителя.
Регулярно проводятся вечера и другие просветительские мероприятия, посвященные памяти Владыки. В одной из аудиторий семинарии размещена постоянно действующая выставка, посвященная истории духовного образования на Воронежской земле, в экспозиции которой значимое место отведено архиепископу Серафиму (Соболеву).
На историческом здании Воронежской Духовной семинарии (проспект Революции, д. 29) в 2006 году была установлена мемориальная доска, на которой в числе выдающихся преподавателей и выпускников духовной школы значится имя архиепископа Богучарского Серафима. В 2008 году в некрополе за алтарем Успенского семинарского храма, был воздвигнут памятный крест почившим наставникам с перечнем имен ректоров Воронежской семинарии, среди которых и имя Владыки Серафима.
К 65-летию со дня блаженной кончины Преосвященнейшего Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского, 30 апреля 2015 года на храме в честь св. мученика Иоанна Воина в г. Богучаре (Россошанская епархия Воронежской митрополии) была установлена и освящена памятная гранитная доска.
В 2016 году исполняется 135 лет со дня рождения святителя Серафима. В связи с памятной датой, а также по случаю канонизации, в епархиях Воронежской митрополии запланирован ряд памятных мероприятий, приуроченных к этому значимому для Воронежской паствы событию.
Жизненный путь
Архиепископ Серафим (в миру – Николай Борисович Соболев) родился 1 (14-нов.ст.) декабря 1881 года в Рязанской губернии. С раннего детства на нем лежала печать Божиего избранничества. Тихий, ласковый и отзывчивый к ближним, он был необыкновенно серьезным для своего возраста мальчиком. Учился в Рязанской семинарии, а затем и в Петербургской Духовной академии, которую закончил в 1908 году. В последний год своего академического обучения Николай принял монашество с именем Серафима в честь глубоко почитаемого им недавно прославленного (в 1903 г.) Саровского подвижника – преподобного Серафима.
Сокровенная жизнь во Христе, которую с юных лет избранник Божий возгревал в своем сердце, исполняла его душу огнем благодатных духовных дарований. В студенческие годы он встречался и пользовался любовью великого Кронштадтского Чудотворца святого праведного Иоанна Ильича Сергиева. В одно из посещений будущим архиереем Кронштадта, св. Иоанн пророчески благословил его на горнем месте в алтаре Андреевского собора, исполнив сердце искреннего юноши благодатным озарением Святого Духа.
После окончания академии в течение нескольких лет Серафим (Соболев) исполнял должности: преподавателя Житомирского пастырского училища; помощника смотрителя Калужского Духовного училища (в это время он сближается со старцами Оптиной Пустыни преподобными Иосифом, Варсонофием и Анатолием); инспектора Костромской Духовной Семинарии. Будущий Владыка Серафим знал лично многих современных ему благодатных церковных светильников, юродивых и часто потом рассказывал замечательные случаи их дивного смирения.
Воронежский период
21 декабря 1912 года инспектор Костромской Духовной Семинарии иеромонах Серафим (Соболев) получает указ Святейшего Синода о назначении ректором Воронежской Духовной Семинарии. Его предшественник, будущий священномученик протоиерей Николай Околович, только что отметивший 25-летие пастырского служения, по состоянию здоровья и возрасту ушел на покой, оставив Воронежскую Духовную Семинарию далеко не в лучшем состоянии. Вместе с ректорством в Семинарии отец Серафим принимает и обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей».
Буквально все дела требовали пересмотра. Состояние казны было катастрофическим, студенты бедствовали, дисциплина семинаристов вызывала серьезные нарекания как со стороны духовных и гражданских властей, так и местного населения. Архимандриту Серафиму пришлось в корне менять систему воспитания, господствовавшею в Семинарии. При первых встречах воспитанники позволяли себе откровенно насмехаться над новым ректором. К удивлению инспектора, отец Серафим не исключил никого из представленного ему «черного» списка, а стал проводить «индивидуальную работу». Тактичность, сильная речь, безграничное терпение ректора вызвали у студентов искреннее раскаяние. Впрочем, пройдет еще ни один год, прежде, чем благодаря отцу Серафиму Воронежская Семинария станет, по свидетельству современников, одной из лучших в Российской Империи.
Вскоре после приезда архимандрита Серафима в Воронеж, кафедра святителя Митрофана овдовела, в конце апреля 1913 года преставился архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин). При погребении Владыки Анастасия 19 мая воронежцы в первый раз услышали проникновенное слово отца ректора, в котором сочетались скорбь и возвышенность.
28 апреля 1913 года под председательством временно управляющего Воронежской кафедрой епископа Острогожского Владимира (Шимковича) состоялось заседание Братства святителей Митрофана и Тихона. Архимандрит Серафим, уже известный по своей предшествующей деятельности как проповедник, миссионер и благотворитель, избирается членом совета и ревизионного комитета Братства.
В конце мая того же года архимандрит Серафим воплощает в жизнь свою давнюю мечту о помощи бедным воспитанникам семинарии. В те дни очень многие семинаристы едва могли сводить концы с концами. Решить эту сложную проблему было призвано созданное и возглавленное отцом Серафимом Иоанно-Богословское (по имени святого покровителя семинарии) братство вспомоществования бедным семинаристам. Открытие братства благословил 10 июня 1913 года новоназначенный архиепископ Воронежский и Задонский священномученик Тихон (Никаноров).
В конце 1913/14 учебного года был подведен первый итог деятельности Иоанно-Богословского Братства. Результаты были радостные. Дела малообеспеченных семинаристов заметно поправились. 11 июля после Литургии воспитанники семинарии, полтора года назад встречавшие нового ректора насмешками, преподнесли ему на молитвенную память икону преподобного Серафима Саровского в драгоценном окладе.
Через два месяца после окончания учебного года отцу Серафиму пришлось решать уже другие проблемы. В августе 1914 года вспыхнула Первая мировая война, которая продолжилась кровавыми событиями последующих годов. Русское духовенство откликнулось на трагедию Первой мировой войны в первые же дни боев. Многие воспитанники Воронежской Духовной семинарии отправились добровольцами на фронт. В городах и весях Российской Империи появились раненые солдаты и офицеры. Через три месяца после начала войны архимандрит Серафим освятил в Воронеже лазарет для раненых воинов, созданный трудами святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны. Благодаря ректору Иоанно-Богословское братство начало оказывать помощь семинаристам, у которых погибли на фронте родные, а священноначалие вводит доплату к стипендиям бедствующих студентов.
Интересны и глубоко поучительны проповеди архимандрита Серафима (Соболева) в годы Первой мировой войны. В них особое место занимал духовный анализ причин трагедии. Так, при открытии в 1915 году нового учебного года в семинарии, он говорил: «Несомненно мы терпим бедствия от нашествия германцев в нашу землю потому, что Господь гневается на нас за наши грехи... Мы не хотели жить как Богу угодно, а живем так, как нам хочется. Мы забыли страх Божий и предаемся постыдным страстям. Там на бранном поле рекою льется мученическая кровь наших братьев, а здесь под праздники гремит музыка, сады наполнены праздно гуляющими людьми, а в театрах и кинематографах не стесняются ставить для публики безнравственные пьесы и картины...».
Особой страницей служения архимандрита Серафима (Соболева) в Воронеже стала его активная работа по подготовке к канонизации архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого).
К сожалению, сведений об отце Серафиме после октябрьских событий 1917 г. до самой его вынужденной эмиграции в 1920 году очень мало. Нам известно, что занятия в Семинарии продолжались до ее закрытия в августе 1918 года.
Примерно в это время приняли мученическую кончину преподаватель иеромонах Нектарий (Иванов) и ряд учащихся. В самом начале кровавого мятежа в марте 1918 г., по сообщению «Вестника церковного единения», «Ректор Воронежской Духовной семинарии архимандрит Серафим уехал в Задонский монастырь на 4 месяца, поскольку здание Семинарии занято красноармейцами и занятий практически нет». Он посетил подвизавшегося в монастыре праведного и прозорливого старца иеросхимонаха Аарона. Отец Серафим спросил его оставаться ли ему в России, где ожидала его мученическая смерть или уезжать, исполняя Евангельские слова: «Когда вас гонят из одного города, бегите в другой» (Мф. 10: 23). Старец Аарон ответил: «Дай Бог Вам попасть в хорошую сторонушку». «Как мне понимать Ваши слова?» – спросил о. Серафим. «Сама жизнь тебе покажет», – ответил благодатный старец.
Архипастырь
В 1919 г. Серафим (Соболев) покидает Воронеж с отступающими частями Белой армии. 1 октября 1920 года архимандрит Серафим в кафедральном соборе Симферополя сонмом архиереев во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, которой с 1919 по 1921 г. временно управлял епископ Парфений (Левицкий).
Вскоре Владыка оставляет Россию и находит пристанище вначале в Константинополе, а затем в Болгарии. Вот как описывают отъезд епископа Серафима из России очевидцы: «1/14 ноября 1920 года с Севастопольской пристани медленно направился в открытое море комендантский пароход «Херсонес» – это был последний корабль, покидающий город перед самым вторжением большевиков. Пассажиры скорбными глазами смотрели на отдаляющийся берег родной земли, который уносил их человеческие надежды. Там оставалась Россия, пригвожденная к своей Голгофе. На правом берегу Севастополя среди облаков пыли уже стремительно входила в город красная конница... На палубе, среди пассажиров, стоял молодой, среднего роста архиерей с измученным, бледным лицом.
– Владыка, благословите Россию! – обратился вдруг к нему кто-то из стоящих вокруг.
Скрывая свое волнение, архиерей поднял руки и несколько минут торжественно, медленно благословлял отдалявшуюся землю и стоявших на берегу машущих им людей. Это был 39-летний епископ Серафим (Соболев). Не мятежи и убийства, не голод и эпидемии, бушевавшие в охваченной революционным безумием стране, вынуждали его пойти путем изгнанничества. Он хорошо понимал, что Русская Церковь находится в страшном гонении, тысячи епископов, священников и монахов гибли в тюрьмах, многие из них уже приняли мученическую смерть. Он сам слышал стоны монахов Воронежского Митрофаниева монастыря, заживо зарытых в землю. Отовсюду шли ужасающие сообщения о мученичестве собратьев по вере. Его переполненное горячей любовью ко Христу сердце было готово пострадать за Господа. Но смиренный и кроткий избранник Божий не дерзал самовольно вступить на путь мученичества, потому что всегда и во всем искал волю Божию, а не свою».
Он должен был послужить Святой Церкви своими благодатными дарованиями и духовной мудростью, неся тяжелый крест епископского служения, которое, по его словам, в те годы было как бы безкровным мученичеством.
6/19 мая (1921 г.) в день памяти преподобного Иова Многострадального, епископ Серафим прибыл в Болгарию. Это была та «хорошая сторонушка», которую предрек ему прозорливый старец Аарон и которая оказалась жребием, данным ему от Бога, и поприщем, где он должен был понести крест архипастырских трудов и скорбей. Глубоко усвоенная им еще на Родине наука из наук – жизнь в благочестии и святости, дала здесь, в Болгарии, свои благодатные плоды». В Болгарии он написал свои основные богословские труды, здесь учил и воспитывал своих духовных чад, которые потом старались, несмотря на свою малую духовную меру, сохранить и передать другим искорки его святоотеческой духовности. На закате своей боголюбивой жизни архиепископу Серафиму удалось исполнить заветное желание – основать женский Покровский Княжевский монастырь.
26 февраля 1950 года архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), стяжавший любовь верующего народа, мирно почил о Господе в Софии и был погребен в крипте русского храма святителя Николая. Почитание архипастыря началось почти сразу после его кончины.
«Утешу вас и помогу вам»
Незадолго до смерти архиепископ Серафим советовал писать ему письма, как живому. «Когда вам станет тяжело, – говорил архиепископ, – вы мне напишите письмо <…> и оставьте его у моей могилы. Если я получу милость у Господа, утешу вас и помогу вам».
Несомненно, что молитвенное общение с Богом и Его святыми дает человеку благодатную радость и утешение. Ликуя о прославлении во святых нового угодника Божия святителя Серафима, мы уповаем на его Небесную помощь и заступничество.
«Каждый православный христианин, – говорилось в послании Святейшего Патриарха Болгарского Максима в декабре 2011 года, – который хотя раз преклонял голову в молитве перед местом упокоения Владыки Серафима, может сказать, что Владыка не оставил своих чад и после своего успения». До сих пор не иссякает обильный источник благодатной помощи, подаваемой Богом по молитвам Своего угодника.
Завершим наш рассказ словами молитвы ко святителю Серафиму, которая возносится из глубин православных сердец жителей разных городов и стран, объединенных любовью к новопрославленному угоднику Божию: «…
Утверди нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый, изрядно овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе!..».
Пресс-служба
Воронежской епархии
Воронежской епархии