В праздник Крещения Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и чин Великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы
19 января 2016 года, в праздник Святого Богоявления – Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста и чин великого освящения воды в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы.
Его Святейшеству сослужили: епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; епископ Егорьевский Тихон, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; протопресвитер Матфей Стаднюк, почетный настоятель Богоявленского собора; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; духовенство г. Москвы.
На торжественном богослужении присутствовали председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас, член Совета Федерации ФС РФ от исполнительной власти Республики Крым О.Ф. Ковитиди, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец, префект Центрального административного округа г. Москвы В.В. Говердовский, ректор Государственного университета по землеустройству С.Н. Волков.
За богослужением пел хор Богоявленского собора (регент Е.С. Тугаринов).
После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с первосвятительским словом:
«Явилась благодать Божия, спасительная всей вселенной, дабы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (см. Тит. 2, 11-12). Эти замечательные слова из Послания апостола Павла к Титу, которые мы только что слышали, несут в себе ключевые смыслы, связанные с пришествием в мир Спасителя и с праздником Богоявления.
Благодать Божия пришла в мир – пришла через воплощение Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Он не был только лишь исключительной исторической личностью, как многие считают. Он не только принес в мир мысли, идеи, которые обновили ветхий закон и положили начало новой жизни, новому мировоззрению, новому способу и стилю взаимоотношений между людьми. Через Него в мир пришло нечто большее, чем слово, – благодать Божия, спасительная для всех человеков.
Благодать свидетельствует о том, что Иисус был действительно Христос Спаситель, что Он был не просто великий человек, но воплотившийся Бог, потому что только Бог есть источник и податель благодати, и через Господа и Спасителя Божественная сила прикоснулась к роду человеческому.
Сила дается нам для того, чтобы мы были сильнее. Но было бы большой ошибкой считать, что благодать Божия дает нам силы для решения всех проблем. Если б это было так, то благодать превратилась бы просто в инструмент достижения тех или иных наших человеческих целей, иногда даже греховных. Как нередко мы просим у Бога помощи, даже не зная, имеем ли мы право об этом просить! Ведь чаще всего эти просьбы касаются наших земных целей и ценностей. Мы просим Господа: помоги, сделай, споспешествуй, и Господь слышит наши молитвы, но не всегда. А когда Он не слышит, некоторые, удивляясь, говорят: «Где же Бог, и почему Он мне не помог?» Но просили, может быть, о том, о чем Бога просить нельзя, ведь Господь пришел в мир не для того чтобы исполнять наши желания, но Он дает Свою благодать, чтобы мы оставили нечестие и мирские похоти и жили целомудренно, благочестиво и праведно.
Благодать дается нам только для достижения тех целей, которые связаны не с сиюминутными проблемами, не с решением вопросов и задач, которые не имеют никакого отношения к спасению нашей души. Благодать дается только тогда, когда наши человеческие мечты и задачи, которые мы перед собой ставим, так или иначе связаны с нашим духовным состоянием, а значит, с жизнью вечной.
Даже по тому, насколько Бог отвечает на наши молитвы, мы можем судить: а для того ли Господь пришел в мир, и пострадал, и даровал нам Свою благодать, чтобы мы Его вот об этом просили? Господь, действительно, вооружил всех нас великой силой, без которой мы бы спастись не могли. «Благодатью мы спасены», говорит апостол Павел (Еф. 2, 5). Не нашими трудами, не нашими талантами, не нашими знаниями, а Божией благодатью мы спасаемся, силой Божией, – дабы оставить нечестие и мирскую похоть, и жить целомудренно, праведно и благочестиво.
И вот еще о чем следует подумать в этот особый день, когда мы прославляем явление Божественной благодати в мир. Слово Божие говорит нам: даром получите – даром отдавайте (см. Мф. 10, 8). Разве мы заработали Божию благодать? Разве мы являемся источниками этой благодати или причиной того, что благодать явлена в нашем мире и в нашей жизни? Вовсе нет: она нам дается даром в момент крещения, в момент миропомазания, в момент причащения Святых Христовых Таин, – через нашу искреннюю молитву.
Благодать нам дается даром, – а что же мы? Что мы должны отдавать даром? То, что мы получили даром. А ведь мы получили и благодать, и таланты, и возможности, и способности. Мы их от Бога получили. Конечно, в развитии способностей, талантов, если они действительно привели к большим и видимым целям и результатам, – и наш труд. Мы чему-то учимся, мы преодолеваем трудности, мы работаем, мы достигаем целей, – но способности-то от Бога!
Вот почему мы никогда не должны гордиться нашими способностями. И талант никогда не должен быть причиной тщеславия и честолюбия, – иначе это грех. Даром тебе Господь дал талант – отдавай его людям, делись с другими своими способностями и возможностями, и тогда Господь будет давать тебе все больше и больше.
Это знает каждый, кто в своей жизни отдавал людям свое время, свои силы, свои способности, свои материальные возможности. Как иногда трудно расстаться с теми же деньгами, чтобы кому-то помочь! Но те, кто это делает, знают: в результате такого даяния никто не становился беднее, и есть множество свидетельств о том, что помощь, которую мы оказываем другим, возвращается к нам сторицей. И это происходит неслучайно, потому что если мы делимся с людьми тем, что Бог нам дал, то Господь, Который никогда не бывает у нас в долгу, нам возвращает сторицею все, что мы отдали другим.
Праздник Богоявления – это великий день. Мы вспоминаем событие эпохального значения: в мир человеческий, в историю, в жизнь каждого человека Бог вошел Своей силой, Своей благодатью. Опять-таки, не потому, что мы так хороши и значимы, а потому что Сын Его, Богочеловек Господь Иисус, ради этого пострадал, принес Себя в жертву, дабы благоволение Божие над человеками могло излиться во всю меру Божественной любви. И мы являемся наследниками этого великого чуда Боговоплощения, сошествия Святого Духа, соединения Божественного и человеческого не только в личности Господа Иисуса Христа, но и во всей истории христианской, где Бог пребывает вместе с людьми. И да вразумимся мы всем тем, чему учит нас сегодняшний день, памятуя о великом Божественном даре благодати, о необходимости этот дар испрашивать только на то, что имеет отношение к самому существенному и важному в нашей жизни. И будем помнить, что, следуя Господу, подражая Ему, мы должны разделять с ближними те дары, которые имеем».
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.
За Литургией Святейший Владыка рукоположил Патриаршего иподиакона Алексея Суворова в сан диакона.
Проповедь после запричастного стиха произнес священник Александр Шумский, клирик храма святителя Николая Чудотворца в Хамовниках г. Москвы.
По заамвонной молитве при пении тропарей «Глас Господень на водах» священнослужители вышли в центр храма, где Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение воды.
По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим:
«Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, отец настоятель, клир нашего кафедрального собора, сердечно поздравляю с великим и светоносным праздником Богоявления Господня!
Пусть благодать, которую черпаем мы в храме, особенно в этот день, прикасаясь к святой воде, укрепляет нас на путях нашей жизни, помогает избегать ошибок, заграждает уста, когда не следует говорить, и, наоборот, воспламеняет дух и разум, когда наше свидетельство может обратить к Богу сердца других людей.
Пусть благословение Божие пребывает над всем нашим народом, над всей Русью, над Отечеством нашим, над Церковью нашей и над всеми взыскующими Бога и правды Его».
По материалам
пресс-службы Патриарха
Московского и всея Руси
пресс-службы Патриарха
Московского и всея Руси