Ольга Павловна Волкова – одна из них. Суровое довоенное детство в городе Балашове Саратовской области. Она старшая из четверых детей. Мать в ходе коллективизации «прошла через Сибирь», отец с первых же дней Великой Отечественной уходит на фронт.
«Первым человеком, наставлявшим меня на путь добра, была моя школьная учительница Александра Грачёва, – рассказывает она сегодня, – на которую так хотелось всегда походить! Помогая фронту, мы все вместе вязали в поле снопы, расчищали от снега железную дорогу, старались быть полезными в госпитале».
Именно там, бегая девчушкой к раненым, чтоб почитать им книжки, отвлечь от телесных и душевных страданий, она привязалась, иначе не скажешь, к безнадежному, как считали медики, солдату Сергею Шевчуку. Именно она своей детской ручонкой выводила письма его жене, слушала его слабый шепот, как надо жить, чтобы не стыдно было смотреть в глаза людям…
А потом она вступила в большую и яркую жизнь.
Сквозь войну…
Саратовщина оказалась не таким уж глубоким тылом, как представлялось вначале. Война дошла и до этих мест. Однажды во время очередного налета немецкой авиации Оля, подхватив младшего братишку Володю, не успела добежать до бомбоубежища, и взрывной волной её отбросило в сторону. Очнулась уже ночью среди скучившейся массы людей в укрытии, всё ещё продолжая прижимать к себе брата… Но тут вдруг вскрикнула её соседка – на неё что-то капало. Оказалось, это кровь из остывающего тельца Володи: осколок бомбы попал ему в голову. Девчонка с трудом приходила к пониманию, что это и есть...
И новый удар: в 1944-м приходит извещение, что Павел Волков «пал смертью храбрых в боях за Родину». Лишь много позже оказалось, что оно было ошибочным – произошла путаница, в том бою под Старым Осколом погиб его однофамилец.. Отец Ольги вернулся с фронта только в 1946 году, в самом конце. Попал, как выяснилось, ещё и на японскую – войска с Запада передислоцировали тайно, «без права переписки».
«Когда он вступил на порог – вспоминает Ольга Павловна, – красивый, весь в орденах, мать упала в обморок».
Война окончилась, а борьба за выживание продолжалась. Прибавилось семейства, прибавилось и тягот – скудно с едой, надо было как-то обуться-одеться, управляться с хозяйством.
«Смешно вспомнить, – улыбается наша собеседница, – но после окончания семилетки в родном Балашове я задумала поступить в Мичуринский пищевой техникум, чтобы вдоволь наесться хлеба. И хотя приёмные экзамены сдала на пятерки, учиться там не довелось – не смогли предоставить койку в общежитии».
Соседка Волковых, работая на телеграфе, предложила отдать туда Олю в ученицы. Способной девчонке вместо положенных шести месяцев удалось всего за два блестяще овладеть «морзянкой», неплохо освоить тогдашний буквопечатающий аппарат БОДО, пишущую машинку для печати вслепую.
«И тут-то в моё сознание стали вкрадываться образы связисток в фронтовых землянках, разведчиц у раций в тылу врага, работа в штабе полка у «прямого провода», – делится с нами Волкова, – Но всё повернулось иначе – пришлось начинать с вечерней школы…»
Пути-перепутья
Проходит время, и Оля поступает в Московский педагогический институт. Проходной балл преодолевает легко. Опять проблемы с общежитием? И их теперь, уже имея житейский опыт, удаётся преодолеть сходу – достаточно устроиться подсобным рабочим на стройку, и место в общежитии обеспечено. Даже небольшая зарплата идёт – добавка совсем не лишняя.
Учёба проходит успешно, и это не единственное, в чём она умеет себя проявлять. Ольга Волкова – вечная активистка и «заводила», во всём заявляет о себе как лидер. И ещё, что оказалось важнее всего – все, кто с нею общался, оценили в Оле присущее ей чувство справедливости, обязательности, душевной теплоты и расположенности к окружающим. Нет счёта «общественным нагрузкам», которые ей выпадали. В 24 года её, уже известную школьную учительницу, сделали депутатом Ленинградского района столицы. На этом уже довольно высоком посту не помешало ни отсутствие у активистки партбилета, ни её «свободомыслие», умение резать «правду-матку» в глаза. Поводов для этого было предостаточно: надо было заступаться за обиженных, решать проблемы города, которых многие предпочли бы не касаться, выявлять зло, в какие бы одежды оно ни рядилось. Народ это оценил.
Ей нравилось работать в самой гуще людей, проводить массовые мероприятия: вечера, соревнования, конкурсы. Она печатается в «Учительской газете», в «Семье и школе». Оставалось время и на личную жизнь, появляется семья, рождается сын, а, со временем и внучка, правнучка.
В жизнь Ольги Павловны входит факультет журналистики Московского университета, курсы по подготовке корреспондентов-международников. Уклон дипломатический. Предстоящая работа – за рубежом.
Военный корреспондент
О.П. Волкова активно выступает в различных московских изданиях, в том числе и в военных, среди которых орган Московского округа ПВО ежедневная газета «На боевом посту». Удивительное совпадение: автор этих строк был ее корреспондентом в 1958–1962 годах. И в нынешней беседе с журналисткой у нас сразу же нашлись общие знакомые – как работники редакции, так и известные печатавшиеся в ней тогда авторы. С 1969 года она – уже член Союза журналистов, её отмечают как профессионала высокой квалификации.
А потом произошло неожиданное: молодую специалистку направляют в качестве корреспондента в Группу советских войск в Германии, в редакцию её главного органа «Советская Армия». Это был контингент особый, сегодня мы сказали бы, элитный. Половина частей и соединений – гвардейские, большинство старших командиров и штабных работников – участники Великой Отечественной… А боевой печатный орган этого контингента во многом не уступал центральной «Красной звезде».
Непростым же было её вхождение как в творческий коллектив редакции, так и в коллективы военнослужащих, с которыми доводилось общаться во время многочисленных служебных командировок в войска. Там немало слышали о женщинах-снайперах, об отважных летчицах легендарных «У-2», о радистках в тылу врага, об отважных медсёстрах на передовой. Но женщина – военный корреспондент? Что скрывать, её появление в армейских коллективах подчас вызывало недоумение, а порой и плохо скрываемые усмешки…
«Значит, я должна быть из лучших», – решает она про себя. Конечно, это не значит, что должна стать «мастером военного дела». Но если уж едешь к пехотинцам, знай особенности их службы, разбирайся в их технике; то же – бывая у артиллеристов, танкистов. Вот с летчиками оказалось просто – ведь сама прошла в ДОСААФ парашютную школу, как и пилоты, понимала и чувствовала небо, а это многого стоило. Главное было – вникать в жизнь и настроения защитников Родины и уметь им помочь в делах житейских, если таковые возникали. И теплело на душе, когда удавалось принести людям добро, встретить чей-то благодарный взгляд.
Ещё и тогда здесь витала не развеянная временем атмосфера Великой Отечественной. Воины наши ощущали себя авангардом Армии в её противостоянии агрессивному западному блоку НАТО.
«Порой нам удавалось доносить до читателей чувство сопричастности к подвигам наших бойцов на полях сражений на примерах особо ярких, берущих за душу, – рассказывает О.П. Волкова. – Подлинной сенсацией стало проведённое однажды нами поистине незабываемое мероприятие.
Начались эти события ещё на дорогах войны, по которым прошла, вернее продвигалась на танке наша героиня – Мария Логунова, потому что была она танкистом в составе боевого экипажа «Т-34»! Кроме воинской доблести несла эта машина на своих гусеницах и большую любовь. Вспыхнула она и разгоралась всё сильнее между Марией и отличным парнем, механиком-водителем Сергеем Иваненко. Словно созданы были они друг для друга…
В одном из особо жестоких боёв танк был подбит и охвачен огнём. Марию вытащили тяжелораненой, обгоревшей. Её ждал тыловой госпиталь. И хотя писем оттуда не приходило, Сергей разузнал его адрес и с трудом великим добился у начальства разрешения навестить любимую. Дали на «туда» только краткосрочный, и то за его отвагу в боях.
Тут-то ему всё стало ясно: она лишилась обеих ног, потому и не подавала о себе весточки. А он уже стоял на коленях у койки, умоляя подругу стать его женой… Да так и не поднялся, пока не добился её согласия! Прошли годы, и не было пары счастливее этой. И любовь неугасимая, и растут рядом четверо сыновей. Один краше другого…
Каким же событием для всей Группы войск был приезд к нам в гости прославленной танкистки Марии Логуновой!»
К О.П. Волковой пришёл несомненный журналистский успех, признание читателей, высокая оценка со стороны тех, кто вёл её по стезе корреспондентской профессии. Последовали награды, возвращение на Родину, работа в «горячих точках». Афганистан, Северный Кавказ, Чернобыль.
С надеждой и верой
Её всецело захватывает общественная работа. Прежде всего – с подрастающим поколением. Ольга Волкова становится президентом организации «Дети – наше будущее», проводит «уроки мужества» в учебных заведениях, опекает Алтуфьевский приют для детей из «группы риска». Она удостаивается почетного ордена Серебряная звезда «Общественное признание». Ольга Волкова – вице-президент организации «Глобальная безопасность», академик. На её мундире с погонами генерал-майора множество наград, среди которых – орден святого Александра Невского.
По своей родословной Волковы – происхождением от далекого дворянского предка. Они всегда были верующими, православными. Ольгу, как и всех детей, крестили по рождению. «По словам матери, – рассказывает она, – её несли на глазах у всех в церковь, хотя за такую демонстрацию крепко доставалось от тогдашних активистов-безбожников». Не стесняясь, они всей семьёй посещали единственную уцелевшую в Балашове церковь. И её всегда тянуло к страждущим людям... С годами эта черта характера всё усиливалась. Это привело её в Московскую Духовную академию, где она прошла курс обучения по программе «Православная культура». Она всё больше занимается церковной благотворительностью – оказывает помощь храму преподобной Ефросиньи в Котловке, участвует в сборе средств для реставрации церквей, для восстановления приходов. «Благодарим за поддержку нашего приюта для сирот… Да хранит Вас Господь и всех Ваших близких!» – пишет ей из Саратовской митрополии монахиня Елизавета. И таких отзывов на дела добрые у Ольги Павловны великое множество.
Валентин НИКОЛАЕВ