Приводим отклики священноначалия нашей Церкви, политиков на украинские события.
Мы верим, что Церковь Православная устоит
Святейший Патриарх Кирилл о событиях в Украине
9 декабря 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святой мученицы Татианы в Люблине города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.
В своем слове Святейший Владыка подчернул: «Сегодня очень тяжелые события происходят в братской Украине... Послушайте тех, кто борется за так называемую независимую единую Церковь, прислушайтесь к интонациям, прислушайтесь к словам. Какая же там злоба, какая ненависть! А разве злоба и ненависть могут быть от Бога? Да нет же! А все те, кто стремится утвердить сегодня так называемую незалежную Церковь, кто ради этого готов погубить жизнь других людей, сломать церковную жизнь, ворваться в храмы и монастыри, захватить их силой, - разве язык силы, которым они говорят, является языком Божиим? Разве через такой язык силы и ненависти может быть явлена воля Божия? Да никак!
Потому речь идет не о том, быть или не быть независимой Церкви на Украине, как то утверждают сторонники независимости, а речь идет о том, какой быть Церкви на Украине - Церкви Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей диаволу и только рядящейся в одежды светлые. Послушайте лидеров раскола – с какой ненавистью они говорят! Разве это пастырское слово? Разве это слово любви?..
Мы сегодня говорим о Православии в близкой нашему сердцу Украине. Мы верим, что Церковь Православная устоит, что никакие расколы, никакие раскольнические объединения, никакое участие светской власти, никакая злобная и воинственная риторика неспособны будут оторвать верующих людей от жизни в невечернем дне Божественного Царства, от жизни во свете Божием, и никакая тьма неспособна будет объять и уничтожить эту жизнь».
Автокефалию Украинской Церкви навязывают чуждые ей люди
Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука обратился к Запорожскому облсовету.
«Мы не имеем право молчать, когда органы власти, упоминая о «большевистском сапоге», в религиозной политике используют те же методы, что и их «красные» предшественники и от которых они якобы отказались в идейных рамках политики декоммунизации... Сейчас пытаются заставить вас выступить против Украинской Православной Церкви, в которой многие из вас, ваши близкие и дорогие вам люди, были крещены. Неужели ради каких-то политических временных выгод, вы готовы предать Матерь-Церковь, родившую вас для жизни Вечной?
Стремясь разорвать существующую, лишь только молитвенную, связь нашей Церкви с Русской Православной Церковью, далекие от Православия политики решили, что лучше Её завести в жесткую зависимость от другой иностранной структуры во главе с гражданином Турции, или, согласно идей Стамбульского клирика пана Гечи, превратить в «Турецкую православную церковь на Украине». Но не учитывают, что для Фанара, с его идеологией панэллинизма, мы так и останемся ментально чужды, как более низкая в культурном развитии нация. Кроме того, Константинопольскому патриархату приходится выживать в неправославной окружающей среде, что делает его очень зависимым от других иностранных государств! В случае объединения с этой иностранной религиозной структурой, те, кто это сделает, фактически теряют свою независимость и становятся марионетками в руках зачерноморских хозяев, а через них – тех, кто влияет на последних. А это ещё более непоследовательный шаг в сравнении с предыдущим», - отмечается в документе.
Порошенко полностью потерял адекватность
Украинские оппозиционные политики откликнулись на обыски СБУ у митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла. Среди них Вадим Новинский.
«Последние недели мы наблюдаем безпрецедентное давление правоохранителей на представителей священноначалия и священства нашей Матери Церкви – с одной целью – совершить предательство и перейти из канонической Украинской Православной Церкви в создаваемую администрацией президента так называемую «церковь Порошенко» ЕПУПЦ. Ведутся «разговоры», заводятся дела. Я уверен, что все эти дела полностью развалятся еще на досудебной стадии, как и сотни, если не тысячи, других сфабрикованных властью дел против людей неудобных власти и людей, оппонирующих власти.
Но такими персональными атаками власть не ограничивается. Параллельно, по требованию Министерства культуры, уже несколько дней как начата сомнительная с точки зрения закона опись имущества Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Описывают все, вплоть до мощей святых.
Правительство Украины приняло безпрецедентное по степени беззакония решение – отобрать у Украинской Православной Церкви и братии Почаевской Свято-Успенской Лавры комплекс храмовых сооружений – Троицкий и Успенский соборы, монастырские кельи, Архиерейский дом, колокольню и надвратный корпус. То есть, практически всю Лавру.
Становится понятно, что задуманное и, к счастью, лишь частично реализованное военное положение одной из своих целей может иметь безпроблемный захват храмов и имущества УПЦ, вплоть до захвата Лавр – Почаевской и Печерской. Ведь режим военного времени, по мнению его инициаторов, позволил бы легко расправиться с любыми попытками прихожан защитить свои храмы и свои Лавры. Слава Богу, план Порошенко практически провалился. Хотя, угроза на тех территориях, где военное положение все-таки было введено на тридцать дней, по-прежнему сохраняется».
На передовой линии духовного фронта
Известный петербургский священник протоиерей Геннадий Беловолов побывал в Киеве, общался с иерархами УПЦ МП, священниками, мирянами; принял участие в богослужениях и крестных ходах.
Отец Геннадий поделился своими впечатлениями о происходящем.
Отец Геннадий поделился своими впечатлениями о происходящем.
«Это – кровоточащая рана... Ситуация взрывоопасная, как прогулка по минному полю. У меня такое чувство, что я побывал на передовой линии духовного фронта. Но там, где война, там, как известно, и вера, и молитва. В православном народе я почувствовал большое духовное воодушевление. Верующие каждое воскресенье совершают молитвенный ход вокруг Киево-Печерской лавры. В некоторых храмах читают неусыпающую Псалтирь. В Десятинной церкви на Старокиевской горке уже почти год миряне 24 часа в сутки, сменяя друг друга, читают Псалтирь о воссоздании древней Десятинной церкви и о мире на Украине.
Когда я вернулся оттуда, у меня ощущение было, что мы здесь словно в каком-то глубоком тылу, если не сказать, в полусонном царстве. Я подумал: может быть, стоит наших семинаристов посылать на Украину на молитвенную практику для духовного укрепления?!
В Десятинном храме находится большой образ святого воина Феодора Ушакова. Рассказывают, что в храм периодически заявляются националисты, грозят и кричат: «Что этот москаль тут делает?!», «Москаляку на гиляку!» Праведный Феодор Ушаков в Киеве вполне может стать мучеником.
Десятинный храм сейчас стал твердыней Православия, форпостом духовного противостояния. Символично, что исторически Десятинный храм был первой каменной церковью, возведенной князем Владимиром после Крещения Руси, причем на месте смерти первомучеников Русской земли дружинника Феодора и сына его Иоанна. Этот храм стал первым кафедральным собором Руси. Здесь был погребен святой князь Владимир и перезахоронена святая княгиня Ольга.
У храма круглосуточно дежурит наружная церковная охрана, ежедневно совершается Литургия, в том числе и ночью, читается неусыпающая Псалтирь.
Быть Русским на Украине - сегодня подвиг, принадлежать к канонической Церкви - это уже исповедничество.
Те архиереи и батюшки, с которыми мне довелось пообщаться, готовы к гонениям и исповедничеству до конца...
Там сильно ощущаешь дух молитвы, стояния в вере, братской солидарности. Начинаешь понимать, почему Господь периодически попускает в Церкви такие испытания - чтобы мы не «заплывали жиром». А вот здесь у нас «жирок» чувствуется - линия фронта далеко, и многие находятся в состоянии расслабления и разленения.
Думаю, что главная задача Фанара не в создании какой-то «украинской поместной церкви» (мне что-то с трудом верится в альтруизм Варфоломея), а в разрушении канонической Церкви, хранящей верность Московскому Патриархату и общерусскому единству. Неканоническая «единая церковь» по сути уже существует, - это «киевский патриархат», его не надо создавать.
Исторический проект Константинополя как «Второго Рима» в представлении греков входит в противоречие с идеей «Третьего Рима». Нынешний конфликт Москвы и Фанара по сути является борьбой двух Римов. Исторический путь Византии закончился крахом - в 1453 году Византия пала; Греция сегодня - одна из самых бедных стран в Европе. Россия же, несмотря на революцию и утрату Монархии, остается мощнейшей державой мира, единственной, способной противостоять Америке. К тому же Россия - самая большая страна по численности православного народа, храмов, епархий. Невозможно не учитывать тот факт, что половина православных в мире - это Русские. Конечно, у греков есть определенный комплекс ревности к Русскому Православию и концепции «Москва - Третий Рим». Думаю, что у Константинопольского Патриархата присутствует мысль о реванше. Нынешняя поспешная автокефалия - попытка поймать историческую волну и нанести существенный урон идее «Третьего Рима». Константинополь решил воспользоваться нашими трудностями.
Патриарх Варфоломей использует политические методы, чтобы стать «восточным папой». Догмат собственной непогрешимости он, судя по всему, уже принял. Осталось объявить себя «наместником Христа» на земле».
По материалам СМИ