Добавлено: 24.03.2022

Услышим ли мы это предупреждение Господне?

Из проповедей митрополита Арсения (Яковенко),
наместника Свято-Успенской Святогорской лавры

Раньше накануне этого дня люди ночь не спали

Из проповеди в Неделю о Страшном Суде. 27 февраля 2022 г.

Моя бабушка, которая застала еще старое дореволюционное время, говорила, что накануне этой недели — недели о Страшном Суде — люди ночь не спали.

Простые крестьяне по-простому, по-детски, как в Евангелии написано, что будьте, как дети, воспринимали слова Священного Писания, говорили: ну, если уже эту Неделю назвали о Страшном Суде, то вдруг и вправду будет в эту ночь Страшный Суд. Бабушка говорила, что одевали чистые одежды, приходя после Всенощной из церкви, собирались в домах, приходили соседи, и целую ночь читали Евангелие, а утром шли на службу в храм Божий…

К сожалению, еще преподобный Амвросий Оптинский говорил о состоянии общества в XIX веке: «Раньше людям начнешь говорить о Страшном Суде, и у людей сразу слезы наворачивались на глаза, и люди с сокрушенным вздохом, с покаянным состоянием слушали слова эти. А сейчас, если на одном конце села за грехи будут вешать, то на другом конце села не перестанут грешить, говоря «до нас еще не дошло»».

И вот хочется мне сегодня спросить, дорогие братья и сестры, неужели до нас еще не дошло, что бедствия, страдания народа не просто так происходят, а по грехам нашим, по безбожию нашему, по потере живого чувства по отношению к своей безсмертной душе, по отношению к ближнему и по отношению к Богу...

Мы, братья и сестры, с ужасом видим гибель наших соотечественников, убийства и смерти, пролитие крови. Мы ужасаемся от этого безумия, когда смерть настигает человека. А вы думаете, меньшее значение имеет в очах Божиих духовная смерть человека? Вы думаете, меньшей трагедией является гибель души человеческой, когда она по грехам своим и безбожию своему ввергается во ад на вечную погибель? Вы думаете, это меньшая трагедия? Это бoльшая трагедия…

И вот именно об этом безумии, когда мы теряем вечное бытие и отвергаем себя от Источника жизни, умираем духовно, именно об этом безумии предупреждает нас Господь. Предупреждает, как любящая мать предупреждает любимое дитя свое, говоря: не трогай горячее — обожжешься; ни в коем случае нельзя провод совать в розетку — убить может; старайся, сынок не общаться с теми и теми, с недоброй компанией — они тебя хорошему не научат. Разве это мать запугивает? Нет. Это любовь ее заставляет говорить своему ребенку то, что ему полезно. И если ребенок следует совету материнскому, у матери душа и сердце на месте, и душа радуется о послушном ребенке…

Очень интересно, братья и сестры, в беседе однажды один старый цыган сказал более молодому: «Дай Бог тебе долгих лет жизни и умереть вовремя». Интересный смысл. Умереть вовремя. Как это? Это тогда умереть, когда твоя душа будет на пике добродетелей, когда твоя душа будет способна перейти как естественное к естественному к святости, к добру, к правде, к свету Вечности…

Мы все понимаем, что есть добро, что есть зло и часто детей своих этому учим. Но, часто поступая противоположно — по страстям, по грехам, мы не приносим раскаяния. Знаем, осознаем, но при этом не каемся. И первым признаком скорого Страшного Суда будет то, говорят святые отцы, что люди будут знать все: и Священное Писание, и жития святых, и историю Церкви, и догматы и каноны будут знать, но не будут поступать по ним, не будут жить по-евангельски. Добродетельная жизнь будет порицаема, потому что все общество будет жить греховно. Над людьми, которые будут призывать к здравомыслию и к праведности, наоборот, будут надсмехаться и говорить: «Ну, вы и динозавры, ну вы и консервативные люди. Надо жить цивилизованным настроением современного общества». И что дала нам это цивилизация?

Я сегодня, братья и сестры, стою, смотрю в храме. Многие люди не работают, день выходной. Я не говорю о тех людях, которые ухаживают за больными и парализованными своими родителями, я не говорю о тех людях, которые, может быть, ухаживают за больным ребенком. Или те люди, которые стараются целую неделю работать на двух работах, чтобы как-то выжить, и у них один только день, когда что-то приготовить дома. И они хотели бы пойти в храм, но у них нет такой возможности. Их Господь оправдает за их любовь, за их самоотверженность. Но есть люди, которые просто не пришли в храм. Они ахают и охают: как война у нас идет, как людей убивают, как города бомбят, но все это на уровне сплетен и сенсаций, а живое молитвенное воздыхание пред Богом за эти события, живая молитва за людей страдающих, за убитых, раненых, их сердца не коснулись…

Хочется спросить христиан: где ваше сердце? Судьба нашего Отечества на весах стоит. И в какую сторону весы перетянут, в дальнейшее безумие, которое в нем творится, и в трагедию или Господь милостью покроет и Отечество наше и соотечественников наших. Неужели у людей сегодня сердце не болит? Неужели им безразлично то, что творится сегодня? Неужели сегодня как раз не то время, когда надо молиться?

Когда началась Великая Отечественная война, Черчилль, английский политик, сказал такие слова: «Я вижу советских солдат, стоящих на порогах своих домов. И знаю, что победа будет за ними, потому что в этих домах их жены, их матери молятся. Есть такое время, когда молятся все». Эти слова были сказаны политиком…

Мы осознаем, что такое грех и что такое добродетель. Но осознать мало. Надо еще раскаяться в грехе и побороться за добродетельную жизнь. И вот тогда, братья и сестры, изменится не только что-то внутри нас, не только по-другому мы посмотрим на этот мир, потому что любящий Бога любит Его творения. Мы, братья и сестры, по-другому посмотрим и на смысл жизни, и на Священное Писание.

Как говорят святые отцы, когда читается Евангелие, Бог разговаривает с человеком. Интересный момент, но он говорит о том восприятии ребенком правильной жизни. Однажды отец сидел в воскресный день дома и читал Евангелие, а страницы Евангелия были с золотым обрезом. И мальчик маленький сказал папе:
— Папа, а я знаю, почему у этой книжки странички позолочены.
— Почему, сынок?
— А вор увидит, что книжка золотая, и украдет ее, а потом прочитает, покается и спасется.

Подумайте, рассуждение ребенка какое! Это рассуждение чистой души. Ведь вы согласитесь со мной, что мы то чистое состояние души детской растеряли. Мы в жизни этой, как говорит церковное богослужение, грехом богатеем. В жизни мы приобретаем эти грехи, они перерастают в страсти, как в болезнь хроническую, и мы живем уже в этих грехах, как в норме жизни, забывая ту детскую чистоту и то детское рассуждение ребенка, который смотрел на папу, читающего Священное Писание…

Мы, братья и сестры, не одни. За нас множество святых и наших сродников в Вечности молятся пред Богом. Сегодня Господь показывает нам икону своего Суда Страшного, чтобы нашу душу настроить. Опять же, не запугивая, предупреждая, как любящая мать предупреждает от какой-то беды своего ребенка.

Услышим ли мы это предупреждение Господне? Дай Боже, чтобы услышали. Дай Боже, чтобы храм, братья и сестры, служба в храме, было наполнено особым смыслом. Здесь мы общаемся с Богом. Преподобный Гавриил Ургебадзе, старец грузинский, говорил: «Если бы вы знали, какая святость и благодать присутствует в храме, то вы бы пыль с пола храмового собирали и ею умывались бы». Не лишайте себя этого утешения. Общения с Богом и не лишайте себя благословенных слов Судии Праведного. Приидите благословении Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира. Аминь.

«Тогда изменится и общество, и сам мир»

Из проповеди во второй день Великого поста. 8 марта 2022 г.

То, что мы сегодня переживаем и терпим, это все за наше безбожие, беспечность, безразличие. Но для того пост Великий и существует, чтобы мы напоминали сами себе, братья и сестры, о том, что мы не вечны на этой земле…

Сегодня Великое повечерие с покаянным каноном Андрея Критского, где будем, братья и сестры, слушая слова канона, сердцем проникаться словами, которые к каждому тропарю будут припеваемы: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Но не просто так сказали эти слова, пропели и все. А за каждым этим припевом хотя бы один грех свой вспомнить и за него сказать «помилуй мя, Боже, помилуй мя». И на каждый припев мы вспоминаем грех свой, совершенный в жизни. И тогда канон этот и сами припевы по-другому нашей душой будут восприниматься.

Мы сейчас стоим в этих святых стенах под Покровом Божией Матери и под защитой благодати Божией. Сейчас мы выйдем из этого храма в безумный мир, который живет безумием и творит безумие. Но мы сюда пришли, чтобы изменить себя. И когда изменится один, второй, третий, десятый, тысячный, тогда изменится и общество, и сам мир, и обстоятельства жизни изменятся в этом мире.

Помоги нам, Господь, по живому воспринимать сегодняшние дни и помнить, что от каждого из нас зависит и вечное наше спасение, и прекращение той беды и скорби, которые лежат сегодня на всех нас. Наши деды и прадеды не опускали руки и не унывали, а полагали надежду на Бога и деятельно старались, работая над своей душой, храня труженическую, нравственную жизнь, старались милость Божию приклонить. Так и мы должны постараться приклонить милость Божию. Он может все исправить в умах, сердцах, в чувствах людей, потому что без этой перемены и без помощи Божией, какими-то человеческими силами это безумие, которое сейчас творится, наверное, не остановить. А Бог может остановить, но мы Бога должны просить. И свое состояние духовное настраивать так, чтобы нас Бог услышал.

Для того, чтобы нас Бог услышал, мы должны слышать Бога. Аминь.

Расшифровка видеозаписей
«Руси Державной»
от 27.04.2024 Раздел: Март 2022 Просмотров: 1214
Всего комментариев: 0
avatar