Почему русские непобедимы? Почему именно русская мысль двигает мировую науку? Почему русская музыка, живопись – величайшие в мире? Почему русская литература лучшая из всех литератур? Ответ один: русская нация выращена Православием. Россия – подножие Царя Небесного, Дом Пресвятой Богородицы.
Главное счастье нашей жизни, мы – православные. С нами ничего нельзя сделать, ни купить, ни продать, ни убить. Как говорил Василий Великий: «Посадите меня в темницу, я там буду со Христом, лишите меня всего, но мне ничего и не надо. Убейте меня, скажу спасибо, иду ко Христу».
Поэтому в теперешнее нервное, судорожное, запуганное время мы, православные, самые спокойные. Всё в руках Божиих. А если ворьё и жульё жирует, если политики непрерывно врут, ничего страшного – Господь сохраняет их на день гнева. Есть у нас хлеб, одежда, обувь, жильё, и слава Богу. Чего ещё больше – у нас есть главное богатство – Господь Бог, давший нам самую лучшую Родину. Наши власти ставят своей целью материальное благополучие народа, объявляя тем самым, что служат не Богу, а мамоне. Нельзя служить двум господам. Россия исторически имеет надмирные духовные цели спасения души. Земная жизнь – время горящей спички по сравнению с солнцем, и ради вечности живёт Россия. Пока эта простейшая истина не будет понята, всё будет идти наперекосяк. Жара, пожары, морозы – все аномалии – это следствие ухудшения нравственности людей. Что в народе, то и в погоде, это давняя русская пословица. Печально, что власти не знают такого фольклора, иначе бы давно занялись главным – очищением нравственной атмосферы в стране. До чего мы дожили – президент называет великим певцом гомосексуалиста, премьер одобряет показ фильмов, где полно разврата, крови, жестокости. «Ну если это кому-то нравится».
А от понижения нравственности множатся преступления. Правители борются с ними, множат законы. Но множатся и преступления. И эта гонка неостановима. В Послании к галатам объясняется как раз то, что закон даётся по причине преступлений. Апостол с горечью упрекает галатов за то, что они живут «по плоти». «Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяния, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, безчинства и тому подобное». Спросим: хотя бы одно из этих слов вышло из употребления? Отнюдь, все усилились. Добавились и наркомания, и проституция, и детская безпризорность. И всё это за двадцать лет эпохи демократии, главным достижением которой является увеличение смертности по сравнению с рождаемостью. Причём, вот интересно, можно ругать что угодно и кого угодно, но демократия – это священная корова, её можно только хвалить, она осчастливила Россию. Так и большевики уже осчастливливали, и коммунисты. И чем нынешние от них отличаются?
Мы живём в предсказанное время, когда «рождённые по плоти гонят рождённых по духу». Пока это гонение не очень явное, но злоба, которым оно питается, не может не проявить себя в обозримом будущем.
Мы все, и особенно те, кому Господь дал дар слова, понесём ответственность за происходящее в России. Ты видел, как издеваются над твоей страной, над русской историей, видел? Почему молчал? Видел, как развращают молодёжь, издеваются над всем святым? Конечно, видел. И что? Заткнули тебе рот премией, изданиями, известностью? И что, умирать не собираешься? А ведь никуда не денешься, умрёшь, и пойдёт твоя душа получать в награду горящие угли.
Самое распространённое и самое преступное оправдание своих грехов и своей бездеятельности – это употребление слов: как все, так и я.
«Ужасна общая склонность ко грехам, к постоянному желанию удовольствий, и это оправдание – все так делают. Но святые отцы говорят: общие грехи всего сильнее возбуждают гнев Божий. Несмотря ни на какое число, потребит Господь всех делающих беззаконие». Это не кто-нибудь, это святитель Филарет Московский.
Без постоянного обращения к святоотеческому наследию ничего нам не свершить, ни в чём России не пригодиться. Почему всё оно как будто сегодня написано? Потому что никакой эволюции нет, смешно думать, что человек, общество улучшаются: как был Адам, как была Ева, всё так и осталось. Но нам дано единственное утешение в земной жизни – Господь любит нас. Он послал в мир для нашего спасения Своего Сына Христа, мы – христиане. Но сохранить в себе Христа можно только непрестанным памятованием Его. Молиться чаще, чем дышать – вот выстраданное за века правило. Как иначе – дьявол же не спит. Сходить в церковь и думать – спасён, наивно. Опять обращаемся к наследию святых отцов. Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Христианство – этот таинственный духовный дар человеку – удаляется неприметным образом … из общества человеческого, пренебрегающего этим даром». И далее: «Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актёрством и актёрами благочестия». Мы видим, что актёры благочестия сейчас повсюду – в кино, в театре, в интернете, особенно на телевидении. Вообще бесы и их слуги очень обаятельны. Поют, хохмят, обозревают. Но это воры, которые воруют у нас два главных наших сокровища – Христа и наше время. Спаситель заменяется гуманизмом, болтовнёй о толерантности, о том, что якобы католическая и православная церкви – это сёстры, а наше время съедается зрелищами. Однажды зрелища уже сокрушили Византию. Надо же учиться. Надо же не на сцены-арены смотреть, а на Христа. Конечно, и антихриста помнить. И Страшный суд. И то, что земля сгорит и все дела на ней, и небо совьётся в свиток, а души выстроятся в очередь ожидания приговора.
То есть остаток жизни, который мал и у старика, и у юноши, надо использовать для накопления добрых дел, которые оправдают нас. Всё теряется и вновь находится: и богатство, и вещи, и звания, одна потеря невозвратна – это время. Причём страшно то, что настоящего времени нет, есть или прошлое, или будущее. Настоящее – это летящее мгновение. Тем более сейчас, когда времена уже прошли, остались сроки. Вчера я был ребёнок, сегодня старик, вот и всё.
Но почему же так силён нечистый? Не только же от того, что не спит. Боясь терпения и смирения, он внушает человеку гордыню, самость, на этом ловит. Как? Чаще всего и успешнее через зрительные образы. И ребёнок, да и взрослый познаёт, воспринимает мир через зрительные образы. В этом объяснение того, что книга вроде бы слабее кино, телевидения, Интернета. Зрительный образ сам по себе впечатляет. Да ещё усиленный цветом, звуком, действием. Куда там тягаться с ним книжным строчкам. Читать трудно. Уже и в воскресных школах ученики спрашивают: «А когда кино»? Трудно читать, но спасительно. «Часто один взгляд на Библию лишает нас охоты ко греху», – говорит святитель Иоанн Златоустый.
Зрительные образы влетают и вылетают, их без передышки сменяют всё новые и новые, а прочитанное, перечитанное остаётся, помогает воздвигать вокруг души «стены иерусалимские».
И эти стены – святоотеческое наследие. Стены эти не устарели, крепки по-прежнему. Другое дело, что многие не ищут спасения за ними, надеются, что сами сильны и умны. И это даже наивно, не подкреплённая опытом веков, верой, работа будет впустую. Нам пример – те же святые отцы. Нигде они не уповают на свой ум, постоянно обращаются к предшественникам, особенно к Священному Писанию. Нет, только в крепости веры спасёмся. Крепость духа православного враг нашего спасения постоянно штурмует, силится одолеть. И хотя крепки «стены иерусалимские», но злоба врага всё сильнее. Вот тут-то и нужны наши усилия, чтобы наращивать стены нашими трудами, спасать заключённое в них малое стадо Христово. Но наращивать, употребляя в трудах тот-же материал, что и святые отцы – веру Православную. Другой материал не подходит.
Владимир Крупин,
писатель