Добавлено: 15.04.2021

В чём торжество Православия?

В первое воскресенье Великого поста наша Церковь совершает праздник, именуемый Торжеством Православия.

В чём же оно, это торжество?

Внешне может показаться, что в мiре сплошь и рядом торжествует зло. Торжествуют неправда, насилие, деньги, сектантство, безбожие... Некоторые говорят о том, что Православие не победило в истории, не оправдало себя. Приводят цифры, факты...

Да, в жизни, действительно, много зла. Но суть жизни не в этом, а в том, что зло, при всём его вероломстве, цинизме, неограниченности никакой моралью, при том, что для него все средства хороши, — всё же не способно победить вроде бы беззащитного, наивного и кроткого добра. И мы всё время видим, что в жизни то и дело, постоянно присутствует добро: безкорыстие, взаимопомощь, дружба, милосердие, любовь…

Почему?

Потому что есть Бог. А Он всегда сильнее всего зла мiра, вместе взятого. И об этом свидетельствует Православие.

Торжество Православия — это день, обозначающий главную правду происходящего в жизни: торжество правды Божией всегда, как бы ни бушевало зло.

Жизнь говорит о том, что истина никогда не бывает за большинством. Но лучше всё же быть с истиной.

Сам Господь говорил нам: Не бойся, малое стадо (Лк. 12, 32); Аз есмь с вами, и никтоже на вы (кондак Вознесения).

Он не обещал, что Его стадо будет большим. Он не заповедовал нам мечтать о том, чего не будет в реальности, уныло вздыхая об этом. Он сказал нам: «Радуйтесь». Радуйтесь тому, что есть врата спасения. Они, хотя тесны, однако открыты для всех, кто пожелает в них войти. Кто предпримет для этого усилия, о которых тоже нам сказал Господь. Хотя главное для этого сделал Он Сам, наш Спаситель.

Торжество Православия — это Воскресение Христово, к которому мы готовимся начавшимся Великим постом и которое празднуем в первое воскресенье Святой Четыредесятницы.

Торжество Православия в том, что Господь послал Своих учеников, яко овцы посреде волков (Мф. 10, 16), а волки их не одолели, и апостолы — их было так мало! — просветили всю Вселенную.

Торжество Православия в том, что врата адова, как и предсказывал Господь, не одолели Церкви, Им созданной (см. Мф. 16, 18), хотя силы зла за эти две тысячи лет постоянно стремились её уничтожить, они и ныне не оставляют безумной надежды на это. Но Церковь Христова жива, и даже растёт на глазах. Люди молятся, исповедуются, причащаются, крестят детей, поклоняются её святыням, спасаются. Великое Торжество!

Торжество Православия — это чудо всей русской истории, начиная с Крещения Руси, Куликовской победы в день Рождества Пресвятой Богородицы — и до Великой Победы на Пасху 1945 года, в день святого великомученика и победоносца Георгия. Чудо Державного Покрова Царицы Небесной над нашей страной, без которого её бы уже просто не было — в ответ на верность народа нашего Православию. И даже время безбожных гонений прошлого века стало этим торжеством — ибо явило сонм новомучеников и исповедников.

Торжество Православия — это то, что происходило на наших глазах — людей, юность которых прошла ещё в советское, официально безбожное время. Мы, бывшие пионеры и комсомольцы (прости, Господи!), чьё воспитание и образование было лишено правды о Боге, совершенно неожиданно для себя вдруг стали ходить в Церковь, молиться, служить Ему и теперь не мыслим себе жизни без Православия.

В те годы православная вера считалась чем-то совершенно устаревшим. Ни в одной книге, ни в одном учебнике, ни в одной теле-радиопередаче, ни в одном публичном собрании не могло быть произнесено ни слова православного! Слово «Бог» должно было писаться только с маленькой буквы. К счастью, на факультете журналистики МГУ по «научному атеизму» нам задали прочитать Евангелие. Когда стал ходить

в Пименовский храм у метро «Новослободская» в Москве, нас, постоянных молодых прихожан, было там только двое. Никто не мог себе представить, что будет сделан хотя бы шаг в другую сторону, а тем более, что произойдёт такое чудо — духовное возрождение в последней четверти века. Что вместо бассейна «Москва» опять будет стоять Храм Христа Спасителя! Что откроются сотни монастырей, тысячи храмов! Что в Церковь придёт молодёжь! Что будут причащаться дети, много детей! Что мужчин в храмах будет не меньше, чем женщин. Ничего такого, казалось, никак уже не могло быть! А его и действительно по-человечески не могло быть. Но Господь совершил это чудо. Великое торжество!

Господь внял молитвам новомучеников, принял их жертву. Принял все жертвы нашего православного народа, его великое терпение, его веру, которой не могли одолеть даже те лютые гонения, которые обрушились на наш народ.

Гонения эти, увы, не прошли безследно. Наш народ понёс великие потери. Но ведь как над ним потрудились! Как ни над каким другим народом. Его и обманывали, и соблазняли, и пугали, и войнами на него шли, и расстреливали за веру — другой народ после такой тотальной безбожной обработки, после таких жертв вообще вряд ли бы остался жить на земле. С другими народами так трудиться не требовалось — они почти добровольно отказались от Христа, от жизни по Евангелию. Как будто так и надо, и даже хорошо. А наш народ после всей этой «работы адовой» (В. В. Маяковский), которая продолжается, жив, как ни странно, и его благочестие иное, чем в других землях. Об этом свидетельствуют и миллионы наших соотечественников, поклонившихся у нас в последние годы православным святыням.

Духовное повреждение отступившего от чистоты православной веры католического, протестантского, униатского Запада, пришедшего к безбожию и сатанизму, тоже свидетельствует об истинности Православия.

Торжество Православия недаром празднуется в завершение первой недели Великого поста. Торжество нашей веры, её правды, её истинности, обращённости к Небу — вся эта первая седмица, наполненная усердными молитвами, поклонами, глубоким покаянием, прежде всего с помощью Великого канона преподобного Андрея Критского, который все православные люди стараются выслушать в храмах, где его непременно читают посреди церкви священники, архиереи, сам Патриарх. С первого дня поста мы меняем образ жизни, берём на себя особый духовный труд, — и уже в конце первой недели видим, какие добрые плоды приносит это особое, радостное, мудрое, глубокое время года. А в той «нормальной» жизни, которой мы живём обычно, если глядеть из этих мудрых дней, сколько в ней пустоты и неправды, какая она земная и безплодная, хотя и более лёгкая, привычная. Даже и те труды, которые мы взяли на себя, говорят нам о том, какое это великое установление — Великий пост. Сколько в этих днях правды и чистоты. Это момент истины. Пробуждение, просветление. И лучшее название этим дням — Торжество Православия.

Торжество Православия хорошо видит в своей жизни каждый молящийся, постящийся, живущий церковной жизнью православный человек. Он видит, как правда нашей веры, церковных уставов, всего богослужебного ритма жизни с опорой на святые Таинства Церкви даёт ему благодатную силу. Для него его вера — это самый драгоценный дар, полученный от Бога. Это то, что даёт высший смысл жизни.

Православие — это самый реальный взгляд на человека, это торжество правды о том, что наша главная, самая трудная борьба — с самими собой, со своей греховностью. Что перестройка души на евангельский строй, стяжание Святого Духа — главные цели нашей земной жизни — достигаются трудом, ибо изменение души невозможно кром’е трудов, как говорится в Великом каноне.

Сей род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. 17, 21), — открыл нам наш Спаситель. Торжество Православия — торжество этой истины. Православия нет без поста. Молитва, богослужение и пост остались практически только в Православии.

Всяко древо от плода своего познается (Лк. 6, 44), — сказал Господь. Плоды Православия — это сонм святых на небесах. Это и есть главное Торжество Православия. Святых, которых мы почитаем в Православии, с которыми живём, постоянно обращаясь к ним в молитвах, празднуем дни их памяти как наши праздники, чьи имена носим — наших небесных покровителей, скорых помощников и молитвенников о душах наших. Именно верность православной вере сделала их святыми. Именно этим путём преподобные, молитвенники и постники достигали великих духовных даров, достигли святости. Те же средства для духовного восхождения к вершинам духа в Церкви нашей есть и у нас под руками.

Потому у нас на Святой Руси и сражались воины за веру, Царя и Отечество — и прежде всего за веру, как главное сокровище нашей земли, ибо она ведёт к небесам. За Царя православного, потому что его главная цель — защита веры, Церкви Православной, народа Божьего в жизни земной.

Торжество Православия — это правда о богоустановленности православной монархии как высшей формы государственного устройства, о симфонии власти и Церкви, при которой земными делами в стране управляет человек верующий, благословлённый Богом на это служение. Человек молящийся, исповедующийся, старающийся творить Его святую волю, не поддаваясь своим страстям и вражьим помыслам, сознающий, что за своё ответственное служение он даст ответ прежде всего Царю царей, от Которого получил власть в государстве.

Торжество Православия — это та любовь к иконам, к иконочкам, как говорит наш верующий народ, без которых православный человек не мыслит православного храма, не мыслит молитвы, разговора с Богом, с Пречистой, со святыми. Для него жилище без икон — словно без души. Он непременно возьмёт иконку с собой в путешествие, в больницу. А когда заканчивается его земной путь, ему дают её в руки — с ней другой переход в вечность… И крест.

Торжество Православия — это Непобедимая Победа Креста Христова.

Крест Господень — это ключ к пониманию тайны жизни. Крест — это не поражение, не безсилие добра, не могущество зла. Крест — это самая великая победа, которая совершилась на земле. Победа любви и смирения.

«Россия на Голгофе», — так сказал протоиерей Николай Гурьянов. Все страдания, скорби, кажущиеся поражения нашего народа в истории — это совсем не так просто, это его Голгофа, которой он сподобился — за верность Христу. Мы не рабский народ, а христианский. Крест, смирение — это не рабство, это высшая свобода.

Торжество Православия — это и русский характер, который веками воспитывался нашей верой. Русскому человеку скучно жить только земными интересами, он даже запивает от этого с горя — отученный, бедный, от молитвы и поста. Но когда нужно взяться за великое общее дело, кого-то защищать, освобождать, спасать, он чувствует себя в своей тарелке. Он тогда знает, зачем живёт, и даже готов на подвиг.

Наш народ не тёплый и не холодный — он горячий. За это любит его Господь. Наш народ даже революцией когда-то увлёкся было по своей горячности. И ныне ждёт новой горячей цели в жизни. Дай Бог, чтобы цель эта была доброй, истинной, православной.

Торжество Православия — это наши доброта и искренность. «Дух русской неподдельности — высшее, что у нас есть» (Б. Л. Пастернак). Это наши великие архитектура и литература, музыка и живопись, наши прекрасные песни, так что американцы даже для своего государственного гимна взяли мелодию нашей песни «Хазбулат удалой». Это наш великий русский язык, который всегда питался, обогащался, возвышался языком церковнославянским.

«Россия на Голгофе, а Америки уже нет», — говорил Батюшка Николай Гурьянов.

Нет Америки, нет всех противящихся Святой Руси, всех её распинателей, хулителей, клеветников — ничего этого в жизни истинной нет, как нет ничего во тьме — пустота, отсутствие света.

«Какие вы счастливые, что вы верующие!.. что вы с Господом!.. что вы в истине!» — любил повторять Батюшка.

Православие, истинная вера — это правильное понимание того, где добро и где зло, где правда и где ложь.

Униатам и раскольникам на Украине кажется, что им приходит из США безкорыстная помощь в борьбе со «злом». Но зачем это нужно «друзьям» из-за океана, вообще с Запада? — спросите. Неужели от избытка доброты по отношению ко столь далёким от них и чужим людям? А может быть, они им нужны только как орудие борьбы против России и Православия — за торжество доллара над вселенной?

Батюшка Николай так и предсказывал: «Диавол бросает своё последнее оружие — деньги». Именно это мы и видим ныне. Это оружие прежде всего против Православия, ибо оно больше всего досаждает врагу рода человеческого.

Весь мiровой синедрион не раз ополчался на Россию, и прежде всего потому, что она православная. Но никогда ещё в истории не удалось победить нашу Родину — Дом Пресвятой Богородицы.

То и дело приходят люди в церковь, спрашивают: как быть, что делать? Положения бывают, действительно, сложные. Торжество Православия — в том, что мы знаем: у Бога нет безвыходных положений. Он Сам сказал: Вся возможна верующему (Мк. 9, 23). Нет худа без добра, — говорит наш народ. На всё воля Божия. Что Бог ни делает, всё к лучшему. Бог даст день, Бог даст пищу. Пусти душу в ад — будешь богат. От греха подальше. Молитва и труд всё перетрут. Непобедимое оружие — молитва и пост. А Батюшка Николай говорил, утешая, тем, кто приплывал к нему на остров: «Трудных не бывает в жизни положений». Или так говорил: «Всё будет так, как вам надо». Да, потому что всё будет по воле Божией — так, как для нас лучше всего, спасительнее. А без скорбей не спасёшься. Многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Значит, «слава Богу за всё» (святитель Иоанн Златоуст).

На тех, кто хочет жить по истинной вере, враг нападает особенно яростно — по слову апостола: Вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2 Тим. 3, 12). Но и помощь посылается верным Свыше необоримая.

Есть такое выражение: если бы люди знали, какие радости у монахов, то все захотели бы быть монахами, а если бы знали, какие скорби у монахов, никто бы не захотел стать монахом. В определенной степени так можно сказать и о православных. Но скорби наши — земные, временные, а радости — небесные, они начинаются здесь, а уходят в радость вечную.

Протоиерей НИКОЛАЙ Булгаков
от 17.09.2024 Раздел: Апрель 2021 Просмотров: 530
Всего комментариев: 0
avatar