Всемирный русский народный собор, который состоялся 25-26 мая этого года, главной темой избрал базисные ценности. О том, что в России существует ценностный кризис, уже много лет говорят и Святейший Патриарх, и представители различных религиозных общин, и политики, и ученые, и предприниматели, и многие простые люди.
Впрочем, некоторые пытаются это отрицать. В первую очередь такое отрицание выгодно тем, кто хотел бы законсервировать продекларированное в 90-е годы утверждение о том, что ценности вообще не нужны – достаточно рынка, достаточно обеспечения сытой и спокойной жизни для отдельного человека, а все, что превосходит такие установки, опасно, вредно, является пережитком прошлого не то имперского, не то коммунистического. Впрочем, мы уже попробовали пожить согласно таким установкам. Результатом была катастрофа - экономическая, политическая, демографическая, духовная.
Вот почему для любого нормального человека сегодня очевидно: чтобы выжить, стране нужно вернуться к вопросу об основных ценностях, которые лежали бы в основе не только общественных дискуссий и миротворческого процесса в политических, межнациональных и социальных отношениях, но и в основе будущего государственного строительства, нравится это отдельным группам интеллигенции или нет.
Перечень ценностей, который был одобрен Собором, разрабатывался несколько месяцев. Он несколько раз просматривался Святейшим Патриархом, обсуждался с политическими партиями, профсоюзами, объединениями предпринимателей, тестировался через публикации в СМИ. Одна из газет даже провела голосование на тему того, какая ценность важнее. Обсуждали его представители исламской, иудейской, буддийской общин. Надо сказать, что в ходе самого Собора он претерпел изменения. Святейший Патриарх предложил дополнить его понятием «вера», а представители православных женщин внесли в него очень важное понятие «милосердие».
Соборное слово ВРНС предлагает обсуждать этот список и дальше, выражая надежду, что он будет использован в государственном строительстве. Да, у нас есть конституция, да, мы вправе иметь некоторые ценностные интуиции, но многим все более очевидно: ни то, ни другое не смогло устранить ценностного вакуума в обществе. Нам нужно такое представление о ценностях, которое не делало бы перекоса в сторону личных интересов по отношению к интересам общества, в сторону экономических процессов в ущерб вещам, которые важнее экономики.
При этом базовые ценности должны быть где-то сформулированы и должны стать частью не только политического, но и образовательного и культурного процесса. Надеюсь, что так и будет.
Добавлено: В России существует ценностный кризис | |
|
Всего комментариев: 0 | |