Из выступления Заместителя Главы ВРНС, председателя Союза писателей России В.Н.Ганичева
Мы явно чувствуем, что у нас хотят увести, украсть, сфальсифицировать Победу, принизить праздник, затуманить, зачеркнуть его, не дать в очередной раз сплотиться обществу, разобщить его, обидеть, унизить победителей. Немецкий историк Р. Оверманс в книге «Немецкие военные потери во Второй мировой войне» установил, что безвозвратные потери вермахта составили 5 млн. 300 тыс. В боях против западных стан потеряно 340 тыс., то есть 6,4%. На советско-германском фронте Германия потеряла 72% военнослужащих, 75% танков, 78% самолетов. Это правда Победы, и мы, и весь мир ее должны знать.
Итоги Второй мировой войны не раз подвергались пересмотру. Сначала это касалось границ государств, геополитического положения России, что привело к плачевному результату — краху и исчезновению с карты мира государства, победившего фашизм, Советского Союза. Сегодня дошли грязные руки и до пересмотра духовно-нравственных итогов войны. Объединенная Европа даже не удосужилась провести празднование освобождения всех европейских столиц от фашизма. Ну, например, освобождение Варшавы и Польши ценой 600 тыс. советских солдат, или Будапешта, где тоже полегло очень много наших воинов, или Бухареста, Белграда, наконец. Малые государства Прибалтики, существование которых на карте Европы вообще обеспечено нашей Победой, ибо не случись ее, вряд ли мы читали бы их названия среди географических реалий сегодня, и тем не менее именно здесь впервые были подвергнуты обструкции воины-победители, чей подвиг оболгали и объявили его равновеликим военным преступлениям извергов-эсэсовцев. И Объединенную Европу никак не возмутили надругательства над памятниками, издевательства над стариками. Вся Великая Победа для Европы свелась лишь к страданиям и подвигу узников Освенцима, а не к трагедии всех народов Европы. Попытка сузить Победу — это тоже пересмотр итогов войны, что чревато для молодого поколения будущей Европы забывчивостью еще более глубинного рода. Не говоря уже о кощунственном призыве покаяться русскому солдату перед Германией. Идет постоянная подмена: вместо того чтобы призвать покаяться перед павшими бойцами, перед их памятью, покаяться перед жертвами, чей прах, чьи косточки еще не нашли упокоения в могилах, чье имя все еще неизвестно, нам навязывают лжепокаяние.
В центре современной мировой схватки оказалась сегодня Россия не только как огромное физическом тело с ее внутренними природными богатствами и границами, но также и ее история и культура.
Противостоять крестовому походу против русской культуры (а это значит против души народа) можно только единой волей, единым смыслом, общими культурными привязанностями и симпатиями. И если говорить не только о нашей победе в «холодной воине», но прежде всего о нашей главной Победе в Великой Отечественной войне, о нашей Победе во Второй мировой, то мы вправе сказать, что под Сталинградом и Курском, Орлом и Белгородом, так же как и под Варшавой и Прагой, Кенигсбергом и Берлином, победила наша великая русская культура, симфонически звучащая прежде всего в предреволюционной российской и советской средней школе. Победил Пушкин и его «Полтава», Лермонтов и его «Бородино», Гоголь и его «Тарас Бульба», Алексей Толстой и его «Русский характер», а далее побеждал Шолохов и его «Судьба человека»…
Об этом, может быть, лучше всего сказал замечательный русский поэт- эмигрант (и как это ни парадоксально — белогвардеец по убеждениям) Георгий Иванов в стихотворении «На взятие Берлина русскими», написанном в 1945 году:
Над облаками и веками
Бессмертной музыки хвала:
Россия русскими руками
Себя спасла и мир спасла.
Сияет солнце, вьется знамя,
И те же вещие слова:
«Ребята, не Москва ль за нами?»
Нет. Много больше, чем Москва.
Приближающееся 60-летие Великой Победы не просто напоминает нам о нашем великом и героическом прошлом — оно всерьез начинает волновать умы и души здоровой части нашего молодого поколения. Кажется, именно этого боятся не только наши внешние враги, нацисты, поднявшие голову на постсоветском пространстве — в Прибалтике, но и окончательно взбесившиеся антигосударственники внутри России…
Урок Отечественной войны сегодня важен, как никогда, ибо он выдвинул на первый план идею государственности и соборности (в то время это было советское государство и Советы). Сегодня после Беслана стала видна никчемность пустой болтовни о внегосударственных свободах, о словесной демократии. В те дни Отечественной войны любой писатель, поэт разных воззрений видел защиту в Советском государстве, и сегодня мы связываем свои надежды с идеей государственности, устойчивой защитой своих граждан, и это требует создавать или продолжать свою особую систему образности, особую высокую духовную державную культуру, которая в стране нашей не была апологетом власти, а утверждала идею Отечества, безграничного служения ему.
Но это требует и от государства правды и справедливости. Ведь не может же воин, инженер, рабочий, еле-еле сводящий концы с концами, чувствовать себя социальным, государственным партнером олигарха, покупающего в собственность самолет, яхту или даже футбольную команду. Прикормленная, свободная от совести пресса (все эти коммерсанты) с упоением и придыханием пишет об этих футбольных и яхтприобретениях. Хочется сказать: беритесь за умы скорее, господа олигархи, иначе пламя народного гнева сожжет вас.