Добавлено:

Велика и необъятна благодатная сила покаяния

Иеромонах Николай Генералов. Это имя настоятеля скита Крумица на Святой Горе Афон уже хорошо знакомо читателям газеты.

Сегодня мы предлагаем вам еще одну его беседу о покаянии. Слова дорогого батюшки это что-то очень родное, они исполнены духом евангельской любви, верности учению Церкви, святых отцов и раскрывают перед нами «прекрасное, трогательное и величественное учение о покаянии».

Верим, что многие из вас будут не раз перечитывать эту беседу батюшки.


Братья и сестры, дорогие наши соотечественники, мир вам и благословение Святой Горы Афонской. С Божьей помощью думаю записать еще одну беседу о покаянии, несмотря на то, что мы на эту тему ранее записали несколько кассет. Но ведь Слово Божие неисчерпаемо, всегда благодатно и действенно, а поэтому давайте с вами со вниманием и молитвою послушаем духовные наставления кающемуся по учению Священного Писания и Святых отцов, учителей Церкви.

Кто из нас, братья и сестры, не согрешил пред Богом? Кто может похвалиться чистым телом и чистым сердцем? Все мы — преступники пред Создателем нашим, ослушники Его святой воли, достойные страшного Его гнева. Припомнив нашу прошлую жизнь, и хотя поверхностным образом рассмотрев ее, находим, что не было дня, минуты и даже мгновения, когда бы душа наша была чиста и свободна от греха. Самые невинные времена детства, и те уже полны всякого рода неправды, греховных действий. С развитием телесным наше благочестие, наша вера в Бога не крепнет и не преумножается, а напротив, слабеет. Пред братьями ближними мы обидчики, притеснители. Своим дурным поведением мы заражаем их и привлекаем ко греху. Нет, кажется, такого греха, такой мерзости и неправды, которой бы каждый из людей не был бы ревностным совершителем, если не делом, то, по крайней мере, воображением, похотью. Слуги и рабы Господа, мы совершенно забыли Его закон, Его волю. Он даровал нам сердце, чтобы любить Его, а мы любим то, что противно и неугодно Ему. Даровал силы для совершения добра, а мы употребляем их во зло себе и в огорчение Благодетеля, то есть, Господа. Одолели нас гордость, почести, слава, богатство, то есть, похоть плотская, и похоть и гордость житейская. Грех стал болезнью нашей души. «Исцели душу мою, яко согреших Тебе» — говорит пророк Давид…

У нас пропала ревность к чистоте сердца, к очищению от грехов, которые по тому самому ещё более увеличиваются. Грехи сделались нашею привычкой. Посему для исполнения их мы изыскиваем всевозможные способы, и не останавливаемся ни пред какими средствами и препятствиями. Нет для нас добра в самом добре, ни порока в зле. А как жестоко ошибаемся, предаваясь жизни без закона, жизни, противной воле благого Бога. Если вникнем в учение Слова Божия, изображающего вред, гнусность пороков и те последствия, которые влечет за собою грех, то ужаснемся бесконечно, как бесчисленны и тяжки наши беззакония и как беспредельны снисходительность и милость к нам Творца. «Ужасное зло, грех, — учит святой Кирилл Иерусалимский, — и самая тяжесть болезни души — это беззаконие, ибо она подсекает её силы и подвергает её вечному мучению». «Грехи наши разлучают нас с Богом, грехи наши противосташа нам», — говорит пророк Исайа. «Грехи наши разлучают нас с Богом, и обвиняют пред престолом правосудия Божия… Грехи удаляют от нас Духа Святаго. Наконец, грехи изглаждают нас из Книги Живота, и таким образом лишают нас вечного спасения. «Аще кто согрешит предо Мною, изглажу его из книги Моея» — говорит сам Господь (Исход, 32-я глава, 33-й стих).

«Видишь, грешник, — замечает Святитель Тихон, — какое тяжкое и пагубное зло есть грех? «Итак, почему тебе нравится это зло? Зачем не хочешь от него отвратиться и бесстрашно нарушаешь Святый и вечный Закон Божий, который и дан нам ради того, чтобы мы его хранили? Неужели, помышляешь, что Бог не видит твоих грехов и беззаконий? Или думаешь, что не воздаст по делам праведным и грешным? Или не знаешь, и не искусился ещё, что есть огонь геенский и вечная мука? Всё сие беззаконные есть помышления. Берегись греха как змеиного яда. По жестокости же твоей и непокаянному сердцу собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия. Иже воздаст коемуждо по делом его», — глаголет тебе Апостол», — говорит Святой Тихон Задонский.

МОЛИТВА


Гори ясней, моя лампада,

Молись теплей, душа моя.

Я раб страстей, стяжаний ада,

И вечных мук достоин я.

Смотрю в жизнь прошлую с боязнью,

В ней тщетно добрых дел ищу —

И, как преступник перед казнью,

Томлюсь, страдаю, трепещу.

Но Ты всеблаг — перед Тобою,

Спешу колено преклоня,

Спаситель мой, предстань, с мольбою:

Услышь, наставь, спаси меня!

Хочу я пламенно молиться,

Хочу я плакать о грехах,

Но сердце к миру лишь стремится,

И нет слезы в моих очах.

Моя душа охолодела,

Не внемлет истине святой;

Живая вера оскудела,

И с нею скрылся мой покой.

Чертог Твой вижу обновленный,

Обитель дивную Твою —

Но нет одежды драгоценной,

И я в преддверии стою.

О, утоли мои страданья,

Нечистоту грехов омой,

И дай мне слезы покаянья —

Они людей мирят с Тобой.


Горе мне, грешнику, что не слушался Тебя, Боже, что своими грехами предал себя в рабство врагу моему. Всё время я провёл во зле. Дни жизни моей подобны ветру. Я, безумный, предпочитал тьму заблуждения истинному свету Евангельскому. Телесные и душевные силы потратил на удовлетворение страстей, на уловление одних призраков. Увлекался всяким дуновением легкомыслия и маловерия. Ты предостерегал меня Своими внушениями, я пренебрегал ими. Ты осыпал своими благодеяниями, я не ценил их и забыл своего Благодетеля. Ты учил меня, я не внимал Твоему гласу. Ты руководил меня на путь жизни, я шел по пути смерти. Чувства мои огрубели, сердце ожесточилось. Я осознаю, что греховные привычки сроднились с моей душой. Хочу освободиться, хочу встать, но не имею сил. Хочу прибегнуть к Твоему милосердию, но вижу стену, преграды которой одолеть не могу. Боже Милостивый, я не смею поднять своих глаз, ибо мною одолел стыд по причине бесчисленного множества согрешений. Взываю к Тебе, Творец! Приблизься ко мне и посети своей благодатью. Не оставляй меня и не покидай твое создание, ибо я слаб и без Твоей всесильной помощи погибну в сетях греха и дьявола. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Псалом 102, 8 стих).

Велики наши согрешения, но еще более обширно долготерпение Божие. Мы постоянно оскорбляем Его своими беззакониями, а Он долготерпит, ожидая нашего обращения…

«Не коснит Господь обетования… но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут», — говорит апостол Пётр.

Итак, Господь ожидает нашего покаяния. Он сам, человеколюбец, указал на сие средство для приближения к себе, для возвращения своих милостей. «Аще не покаятеся, вси погибнете», — говорит апостол Лука, глава тринадцатая. Мы не познаём неограниченные Божии благости, гнусными делами оскорбляем Творца, а Он просит, увещевает нас спешить к Нему, поднимает даже на крест Свои пречистые руки для принятия нас грешных. Какое неизреченное милосердие Божие, какая безграничная любовь! Нам дано средство для достижения спасения, указан способ для возвращения утерянного. Для грешников есть выход из пагубной жизни, есть путь новый, правый, путь, ведущий к вечному блаженству. И от нас зависит идти ли по сему пути, то есть, пути покаяния.

Грех, по учению святаго Кирилла Иерусалимского, — зло ужасное, но зло не неисцелимое, ужасное зло для удерживающего в себе грех. Удобоисцелимое же для слагающего с себя грех покаянием, ибо представь человека, говорит святой отец, который держит в руке уголь горящий. Пока уголь у него в руке, без сомнения, жжёт его, но если бросит уголь, удалит от себя и то, что жгло его, говорит святитель Кирилл Иерусалимский.

Христианин, страшись гнева Божия за свои грехи, спеши, пока не ушло время, к купели покаяния, не внимай внушениям дьявола, удерживающего тебя от раскаяния представлением твоих неправд... Не отлагай своего покаяния день на день, ибо твои грехи прибавляются. Помни, что если ты не покаешься, то их нарастёт так много, что твое сердце уже не способно будет к раскаянию. Надеясь на милосердие Божие, не говори: «Я блудник, я прелюбодей, мною сделаны тяжкие грехи и не однажды, а многократно. Уже ли Бог простит меня, уже ли всё это предаст забвению?» Слушай, что говорит псалмопевец: «Коль многое множество благости Твоея, Господи» (Псалом 20, 30 стих). Все грехи твои в совокупности не препобеждают множества щедрот Божиих. Все язвы твои не препобеждают милосердия Верховного Врача. Предай только себя с верою, скажи Врачу немощь, скажи и ты, подобно Давиду: «Исповем на мя беззаконие мое, Господеви», и на тебе тоже исполнится за сим сказанное: «И Ты оставил еси нечестие сердца моего» (Псалом 31). Ужаснись, христианин, гласа пророка, который взывает к тебе сими страшными словами для твоего вразумления: «Аще же не послушаеши гласа Господа Бога твоего, хранити и творити вся заповеди Его... приидут на тя вся клятвы сия, и постигнут тя: проклят ты во граде, и проклят ты на селе, прокляты житницы твои.., проклята исчадия утробы твоея, и плоды земли твоея, стада волов твоих, и паствы овец твоих, проклят ты, внегда входити тебе, и проклят ты, внегда исходити тебе» (Второзаконие, 28 глава, 15–19 стихи).

Господи Боже мой, я оплакиваю свои грехи, трепещу, что Тебя оскорбил, представляю Твой суд и страшусь праведного и достойного наказания. Но, Господи, я имею дерзновение надеяться, что ты простишь мне, сокрушенному, все согрешения моя, которыя вопиют на небо и обвиняют меня пред Тобою. Чем я отблагодарю за Твое благотерпение? Я, прах, преклоняю колено сердца моего пред Тобою, пред Твоею милостью и прошу умягчить мое окаменелое сердце. Прибегаю к Твоему долготерпению и милосердию. Прими меня вновь в число сынов Твоих, помоги мне в моём раскаянии, чтобы я мог достойно прославить Тебя, Отца щедрот и Бога всякия утехи.

Хвалите Всевышнего силы небесные,

Предстоящие умному Свету Умы.

Триединого песнью хвалите чудесною,

Радостных ангелов горние тьмы.

Да хвалите Творца сонмы, творенья,

Вещественных Светов Отца,

Мириады непреложных светил,

Чины всех законов естественных,

На которых вселенную Он утвердил.

Премудрого Бога хвалите науками,

Знанья венец повергая пред Ним,

Отца вдохновенья избранными звуками,

Стихом поэтическим, словом живым.

Владыку хвалите правдивым служением,

Благ всех подателя, чистым трудом,

Господа сил, против зла ополчением,

Судью неумытного — правым судом.

Того, Кто зовет нас к отечеству высшему,

Хвалите служением отчизне земной,

Того, Кто любовь, весь любовью к ближнему,

Любовью к страждущей братьи меньшой.

Хвалите Того, в ком нет тьмы, нет сомнения,

Ни злобы, ни скорби, ни нечистоты,

Святыню Святых, бесконечно Святейшую,

Хвалите возвышенной мыслью святой,

Восхвалим Создателя жизнью безгрешною,

Кончиною мира восхвалим Его,

И нас воскресит Господь в жизнь бесконечную,

Как Сына для нас воскресил Своего!


Итак, сам Господь говорит нам: «Покайтеся!» Покаяние для просветившихся крещением, составляет как бы второе крещение. Как бы тяжко мы не согрешили, всегда можем прибегать к сему целебному источнику благодати, всегда можем уврачевать свои греховные раны. Сила таинства покаяния так велика, что никакой грех не превышает его могущества и благодатного величия. Прекрасное, трогательное и величественное учение о силе покаяния находим у Святаго Ефрема Сирина. «Покаяние — многообильный плод, возлюбленные, потому что всякими способами приносит Богу доблестные дела. Это — многоплодное поле, потому что возделывается во всякое время. Это — древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами. К нему прививается всякое небесное учреждение, потому что оно сопричастно Божеству. Бог увеселяется им, как силою Своего творчества, потому что кого грех пытается погубить, тех воссозидает оно к Божией славе. Покаяние — неущербающий Божий мешец, потому что человеческие души сберегает от погибели. Это — обильный прибыток у Бога, потому что приводит к Нему человеков и толпами собирает грешников.

Думаю, что в нем состоит духовная лихва, потому что покаяние жнет, чего не сеяло. Тело сеет тление, а покаяние, и его пожиная, возводит до чистоты. Порок сеет страсти, а покаяние, исторгая их, посевает доблестное житие. Оно берет, чего не давало; это — благочестный собиратель роста, взыскивающий, чего не давал. Евангелие называет покаяние куплею Божиею; производившие добрую куплю им удвоили свое достояние. Добрые делатели им удобрили Божию ниву, через него обогатили Церковь плодами, им наполнили Божии житницы. Через него земля стала небом, потому что наполнилась святыми — этими земными ангелами. Восхваляются добрые служители, покаянием во много крат умножившие посеянное».

Итак, хорошо мы сказали, что покаяние есть Божий мешец, потому, что им устрояется доблестное житие… Враг убеждает согрешить, а покаяние готово принять согрешающего. Враг побуждает сделать беззаконие, а покаяние советует обратиться. Один нудит к отчаянию, а другой обещает надежду спасения. Грех низлагает совесть, а покаяние служит ей средством к успокоению. Змей убеждает не чествовать и готовит огорчения, а покаяние советует не тревожиться и не отчаиваться во спасении. Порок ослепляет разум, а покаяние — пожегший светильник издали указывает ему Бога.

Дьявол не дает нечестивым одуматься, представляя им суровость покаяния. А покаяние, видя хитрость его, подходит с лаской и говорит: «Приведите только себе на память Бога — и я потружусь за вас. Представьте в уме Его милосердие — и я буду ходатайствовать за вас с воздыханиями. Слегка только воздохните, грешники, в покаянии — и сделаю вас Божиими слугами». И пророк Исаия сказал: «Егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися» (Исаия. 30 глава, 15 стих). Вот, говорит покаяние, привожу тебе и свидетельство: «Только покайся». Когда супротивник видит, что внушая в нечистый ум отчаяние, препобеждается покаянием, тогда употребляет другой способ, увещает грешников предаваться страстям и успевать в самых гнусных делах. Но покаяние снова противится ему, уничтожая в совести обольщение, уязвляет совесть, поражает рассудок, чтобы пробудить усыплённую душу, ибо обольщение смущает совесть, делается пред нею тёмным облаком и преграждает ей доступ к Богу.

Покаяние делает, что Бог совершенно ни в чем не имеет ущерба; или долготерпя, или не обращая, по-видимому, внимания, или возбуждая, без утраты сохраняет оно приобретенное. Покаяние попустило юноше, блудному сыну, впасть в обман; наскочил на него диавол, делал, что хотел, покаяние безмолвствовало, обличение совести молчало, повелевало ему до времени не приступать к делу, и когда встретилось нужное время, как матерь, распростерши лоно свое, заключило его в объятия, исторгло его из рук мачехи, то есть, сластолюбия, чтобы возвратить матери, то есть, благочестию.

Покаяние есть жертвенник Божий, — продолжает тот же святый, то есть, Ефрем Сирин, — потому что при посредстве его согрешающие умилостивляют Бога. Даже безубыточно оно для приносящего покаяние, чтобы разумели мы, какое расстояние между законом и Евангелием. Под законом иные нередко отказывались объявлять грехи свои, по причине издержек; и скупость в принесении жертв служила покровом пороку. Христос, пришедши, устранил и сие, даровав покаяние — сей безубыточный жертвенник. Возвести грехи свои Богу — и это будет твоим всесожжением. Если помолишься, Бог примет молитву твою вместо тельца. О, как высоко покаяние! Сколько в нем чудесного! Оно одно — и все может. Земля дает плоды, и стада дают волну; покаяние же заменяет собою и землю, и твердь, потому что согрешающим служит вместо плодов и птиц. На что тебе покупать овцу? Покаяние есть стадо, принадлежащее Церкви. На что тебе приобретать птицу? Покаяние есть небо, вместо птиц преклоняющее к тебе Бога. Покаяние есть и Божия трапеза, потому что через него вкушает Бог спасение человеческое. И Спаситель говорит: Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего, Иже на небесех. Итак, покаяние есть чудный хлеб Божий: Бог вкушает в нем исповедание совести, Он пиет в покаянии слезы умиления; в нем наслаждается благоуханною вонею — искренним чувством воздыханий, потому что они для Бога, как благоухающее вино…

Евангелие говорит, что Бог радуется более о единем грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник (Лука,15 глава, 7 стих). Покаяние праздник творит Богу, потому что и небо призывает на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины пиршествуют, возбуждаемые к веселию покаянием. Не тельцов, не овец закалает для них покаяние, но предлагает для радования спасение людей грешных.

Покаяние в жертву приносит согрешивших, но и опять оживотворяет их; умерщвляет, но и опять воскрешает из мертвых. Как же это? Слушай: берет оно грешных и делает их праведными. Вчера были мертвы — сегодня живы они для Бога покаянием; вчера были чужие, а сегодня свои Богу; вчера беззаконны, а сегодня святые.

Покаяние есть великое горнило, которое принимает в себя медь и претворяет ее в золото; берет свинец и отдает серебро. О, сколько прибытков доставляет Богу покаяние! Какие выгоды приносит своим делопроизводством! Какое искусство! Какое изобретение! Какая сила претворения! Переплавляет — и не требует платы от владельца; переплавляет — и не имеет нужды в дровах и огне; переплавляет — и не нуждается в делателях. Свинец сам себя сожигает. Как же это? Так, что грешники сами для себя делаются горнилом. Дрова, и огонь, и наемники воспламеняются при воспоминании грехов. Воздыхания, восставляя душу против тела, до того воспламеняют их, что сами собою тают — столько в них сладости и легкости! Ибо тогда начинают разрешаться затверделости порока, когда воздыхающие прольют слезы; и покаяние очищает разрешенные составы прежнего устроения прежде, нежели благодать, срастворившись с умом, сделает свинец золотом. Покаяние же, полагаясь на Божие благоволение, срастворяет кающегося с благодатью Святаго Духа и человека всецело делает сыном Божиим.
Доселе творение Святаго Ефрема Сирина.

Молитва Ефрема Сирина


Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.


Велика и необъятна благодатная сила покаяния, но нелегкий подвиг для нас — самое покаяние, потому что мы так привыкли ко грехам, так любим их и до того в них погрязли, что не вдруг решаем забыть греховный погибельный путь и оставить удовольствия мира сего. Многие из нас, если только не все, ограничивают свое покаяние тем, что несколько дней хотят в церковь, воздерживаются в пище на время, с неудовольствием покидают различные увлечения и увеселения, приходят, наконец, к духовному отцу, и без всякого внутреннего расположения, исповедают перед ним свои грехи. Короче сказать, покаяние для них является тяжелою обузою, но не нравственною обязанностью. К нему такие люди прибегают только или по необходимости, или в силу привычки. Приходят во время Великого поста, во время преимущественно обязательного размышления о грехах и покаянии. И они еще с большим рвением, точно подталкиваемые какой то неудержимою злою силою, обращаются к прежнему порочному образу жизни. Дерзость и глумление именем Божиим обнаруживаются во всех их поступках. Горе таким людям, ибо они усугубляют свою вину перед Богом, ещё более Его оскорбляют. Проповедник покаяния, Креститель Господень от приходящих к нему креститься требовал не мимолетного и временного исправления жизни и покаяния, но полного воздержания от дел греховных. «Сотворите плод, достойный покаяния, — говорил он всем. «Не будь сегодня кающимся, а наутро грешником, и один день — в числе грешников, а другой — в числе кающихся», — проповедует святый Ефрем Сирин.

«Приносящие покаяние только напоказ, — говорит тот же святой отец в другом месте, — творят не один грех, но многие грехи, потому что и других располагают приносить наружное только покаяние. Они издеваются, и гораздо хуже оскорбителей людской чести, потому что отваживаются посмеваться Самому Богу. Таковым не только не отпускается, но прилагается еще один грех», — говорит Ефрем Сирин. Для истинного покаяния нужно полное познание грехов, сердечные в них сокрушения и непременное исправление жизни. «Слезами и сокрушением уврачуется только болезнь твоя!» — восклицает святый Ефрем Сирин. Хотя и труден такой подвиг для грешника, но не должен колебаться он в исполнении его. По благости Господа нашего Иисуса Христа нам, грешникам, дана благодать Божия. Она призывает постоянно к покаянию, умножает свою чудную помощь и посылает свои дары по мере нашего собственного усердия и готовности ко спасению. Как только мы почувствуем готовность к раскаянию и желание примириться с Богом, нас ждет уже помощь Божией благодати. Она облегчает труды, устраняет преграды, исцеляет недуги и помогает нашему раскаянию. «Никто же может прийти ко Мне, аще не Отец, пославый Мя, привлечет его», — говорит Спаситель.

Содействие и помощь Божьей благодати не должны, однако, располагать к беспечности. Нам самим следует быть готовыми к раскаянию и принятию ея. Без нашего расположения не пошлёт Господь своих небесных даров и помощи. Если дождь и роса посылаются даром, как говорит святой Ефрем Сирин, то земледелец не должен поэтому спать и прекращать сеяние и возделывание земли. «Врачевство для грешника всегда готово; но поэтому не должны мы переставать молиться об оставлении грехов. Если земледелец не посеет — не поможет ему дождь; если грешник не будет молиться — не исцелит его и благодать. Как врач, так и Бог взывает: «Покажи мне язву твою и исцелю тебя». Ему желательно видеть твое обращение; тогда уврачует тебя». Таким образом, для истинного покаяния не достаточно одного вспомоществования Божия. Требуются некоторые непременные условия и с нашей стороны.

Первым таким условием должны быть постоянные самоиспытания и сознания своих грехов и бесконечной виновности перед Создателем Богом. Где нет такого самоиспытания, там не может быть истинного покаяния... Мы, ничем не отвлекаемые, всецело ограничиваемся собою, входим в себя и замечаем ясно и все хорошие и худые свои поступки. Самоиспытания показывают взору нашему, как мы тяжко согрешили, как глубоко провинились перед Богом и как далеко заблудились в пути жизни. Истинный христианин, восходя по пути добродетели, не должен проводить ни одного дня без испытания своей совести, потому что оно есть наилучшее средство к его нравственному совершенству. Без самоиспытания человек не может привыкнуть к добру, не может исправить свою жизнь, ибо он не сознает и даже того, что делает и как делает. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Человек, не прежде предавайся сну, как по довольном и зрелом рассуждении о том, что днем сделал непристойного. Когда будешь поступать таким образом, то в следующие дни, конечно, с меньшею охотою приступишь к тем непристойностям, которые ты сделал вчера: после сего мало-по-малу, со дня на день, будут становиться омерзительнее тебе твои погрешности, и ты, без сомнения, продолжая ежедневное и тщательное исследование дел своих, с успехом будешь остерегаться пороков, а сим образом неприметно прилепишься к добродетели. Итак, каждый день сам от себя требуй отчета в делах твоих», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

(Окончание в следующем номере)

Расшифровка «Руси Державной»
от 20.09.2020 Раздел: Август 2020 Просмотров: 268
Всего комментариев: 0
avatar