Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» (Локотская) 18 марта 2019 года, накануне принесения святыни в Санкт-Петербург, посетила в Москве редакцию газеты «Русь Державная».
Икона является копией литографии знаменитой Дивеевской иконы, перед которой молился преподобный Серафим Саровский. После спасения жительницей поселка Локоть (Брянская область) этой копии иконы от поругания она замироточила и явила многочисленные чудеса исцелений и благодатной помощи верующим.
В 2003–2005 годах по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II редакция газеты «Русь Державная» организовывала крестные ходы с Локотской иконой Божией Матери «Умиление». В газете опубликованы многочисленные статьи об этих крестных ходах и о самой иконе.
В пятилетнюю годовщину воссоединения Крыма с Россией и на другой день после празднования Торжества Православия эта икона была принесена в редакцию газеты «Русь Державная».
В течение дня перед ней служились молебны с акафистом. Икона мироточила. Редакцию посетили и молились перед принесенной святыней депутаты Государственной Думы С. А. Гаврилов и В. Г. Поздняков, известный государственный деятель А. П. Торшин, Генеральный директор Института Русского Афона В. И. Пирогов, руководитель Православного содружества Святой Горы Афон «Святогорец» И. В. Фролов, сотрудники редакции, волонтеры, друзья и читатели газеты.
Главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Николаевич Печерский предоставил Ю. И. Шишкову, сопровождающему икону, слово.
Ю. И. Шишков:
Образ Матери Божией «Умиление» — это любимый образ преподобного Серафима Саровского, который он называл «радость всех радостей». Перед иконой «Умиление» он молился всю свою жизнь, перед ней и почил, стоя на коленях. Он основатель последнего, четвертого удела Матери Божией — Серафимо-Дивеевской обители, которая была в 30-е годы разгромлена. «Но монахини спасли икону, которая долгое время передавалась от одного хранителя к другому, а после смерти последнего ее передали Святейшему Патриарху Алексию II. Для Дивеевского монастыря был изготовлен список иконы. Святыня, которую мы привезли, является копией литографии Дивеевской иконы, копией, которая была обретена более 20 лет назад в поселке Локоть Брянской области.
Произошло это так: жительница поселка пошла в местный магазин за покупками и увидела на прилавке календарь с ликом Матери Божией, обыкновенный плакатный календарь. Он был просрочен, продавщица хотела его выбросить. И она его купила, чтобы не допустить осквернения образа Матери Божией, принесла домой и, отрезав численник, повесила на стену как икону. По прошествии времени образ стал благоухать и мироточить. Об этом сообщили правящему архиерею, в то время архиепископу Брянскому и Севскому Мелхиседеку (Лебедеву). К его приезду икону решили поместить в рамку, сняли ее со стены и увидели, что на обратной стороне Матерь Божия явила другой образ, но только уже нерукотворный.
Впоследствии икону повезли на поклонение в Псков, в Снетогорский женский монастырь, и перед этой иконой молился архимандрит Гермоген (Муртазов), духовник Псковской епархии, батюшка недавно почил в схиме. Он взял икону и ушел с ней в затвор на трое суток. А выйдя из затвора, сказал так: «Этой иконе Господь дал особые, сугубые дары. Она будет притягивать к себе людей. Безплодные женщины, помолившись перед иконой, будут рожать здоровых детей. Она будет исцелять раковых больных, будет помогать находить без вести пропавших людей, и не только живых, но и мертвых. Этой иконе дана сила и власть менять жизненный путь каждого человека, кто будет с верою к ней обращаться».
С тех пор происходят чудеса исцелений. И едут к иконе уже люди, можно сказать, со всего мира. В 2003 году она получила всероссийскую известность. Это был год, когда мы отмечали столетие прославления преподобного Серафима. И по инициативе редакции газеты «Русь Державная» готовился пеший крестный ход из Курска в Дивеево. Курск, вы знаете, родина Серафима Саровского. И ныне уже почивший митрополит Курский и Рыльский Ювеналий благословил этот крестный ход, затем его благословил Святейший Патриарх Алексий II. И в этом крестном ходе принимало участие сразу три иконы. Главной была «Знамение» Курская из покоев владыки; приглашенная мироточивая икона «Умиление» из поселка Локоть и, конечно же, икона Серафима Саровского из скита Серафима Саровского монастыря Коренная пустынь.
По завершении Курского крестного хода нас разместили в Дивеево в одном из палаточных лагерей. Их было несколько, потому что в Дивеево на торжества приехало около 100 тысяч человек. Но основные торжества были не в Дивеево, а в Сарове. Саровский мужской монастырь, где подвизался батюшка, был в 30-е годы тоже разгромлен, как и Дивеевский. И позднее, после того, как американцы испытали атомную бомбу, на этом месте был построен военный завод по производству ядерного оружия. Город режимный, секретный, совершенно закрытый. В советский период город назывался Арзамас-16, сейчас ему вернули прежнее название — Саров. Тогда, в 2003 году, Саров был избран центром торжеств, туда приехали делегации Поместных Православных Церквей со всего мира, Президент России В. В. Путин.
Конечно, никто из нас туда даже не мечтал попасть, но накануне основных торжеств в наш палаточный лагерь приехал представитель оргкомитета. Был поздний вечер. Расспросив хранительницу святыни Наталью об иконе, он произнес загадочную фразу: «Да, по всей вероятности, это та самая икона и ей нужно быть завтра в Сарове». И на вопрос «почему?» ответил так: «А вы что, разве не знаете? Ведь завтрашний Крестный ход еще при жизни предсказал Серафим Саровский, он говорил: «Придет время, пойдет Крестный ход из Сарова в Дивеево, народу будет, как колосьев в поле, а впереди будут нести чудотворную икону». И Святейший считает, что Серафим Саровский имел в виду именно вашу икону. Почему Патриарх принял такое решение, мы не знаем до сих пор. Ведь для этого исторического Крестного хода он бы мог взять оригинал иконы из Москвы, перед которой и молился преподобный Серафим Саровский, а мог бы взять Дивеевский список, он тоже почитается как чудотворный. Но Святейший выбрал доселе никому неизвестную литографию, которая пришла в Дивеево Курским крестным ходом. Так или иначе, но именно на этой иконе исполнилось пророчество, и теперь мы можем утверждать, что явление этой иконы предсказал сам Серафим Саровский. И конечно, сейчас, глядя на нее, кто подумает, что когда-то это был всего лишь обыкновенный бумажный календарь.
С этой иконой связано много пророчеств Серафима Саровского. Батюшка говорил так: «Придет время, и Господь помилует Россию, он приведет ее путем страданий к великой славе, и вместе с Россией и вокруг России все православные славянские народы вновь соединятся вместе и составят единый православный океан».
А еще он говорил: «Кто ко мне приедет, тот будет моим гостем, а кто ко мне пешочком придет, тот станет моим деточкой».
Пророчество батюшки Серафима, именуемое Великая Дивеевская тайна: «Где пройдет Матерь Божия Пречистыми стопами, это будет граница, которую не переступит антихрист. Придет он в мир, а там, где пройдет Пречистая, там встанет канавка до небес, и не пустит его». И в знак того, что так и случится, он благословил выкопать канавку.
Когда люди узнали о пророчествах Серафима Саровского, многие поехали в Дивеево. Стали покупать дома, строиться. Это понятно — каждому же хочется спастись. Но вот если читать это пророчество буквально, получается, что спасутся только те, кто живет в Дивеево. Ведь батюшка не говорил о том, что канавок этих много будет. Он говорил лишь только об одной-единственной канавке. Хотя, само название пророчества «Великая тайна», предполагает, что так буквально пророчество читать нельзя. Он там что-то сокрыл. А вот что? Несколько лет назад мы попали еще к одному старцу — схиархимандриту Власию (Боровский монастырь близ Калуги). И отец Власий про эту икону сказал так: «Эта икона является прообразом дивеевской канавки. Чем больше вы с этой иконой успеете обойти стран и народов, тем больше она успеет спасти людей от антихриста». И отец Власий очень просто и понятно объяснил. Он сказал: «Смотри, после того, как мастер нерукотворный образ одел ризой по контуру, то на иконе этот образ стал похож на стопочку — отпечаток ножки. На иконе появилась стопочка правая». А спустя два года, когда совершался крестный ход «Москва — Минск — Киев», ризой была одета и лицевая сторона. И на иконе появилась стопочка левая. Таким образом у этой иконы сразу две стопы. И они разные. Вот Она и ходит сейчас в образе этой иконы пречистыми стопами, дивеевской канавкой защищая свой народ.
Когда мы прочитали в пророчествах, что тот, кто придет к батюшке Серафиму пешочком, том станет чадом батюшки, и мы подумали, а ведь мы тоже стали духовными чадами батюшки. Вольно или невольно. Тогда, в 2003 году в Дивеево шло сразу множество крестных ходов со всей Руси Святой. И все эти люди, которые тогда к батюшке пришли пешочком, вольно или невольно стали его духовными чадами. И мы подумали, что мы, маленькие люди, могли бы сделать полезного? Какое это было время? Республики некогда единого Союза продолжали бежать друг от друга как можно дальше в надежде, что врозь все заживут богато, весело и счастливо. А вместо этого на постсоветском пространстве полилась кровь и льется она по сию пору. И что может маленький человек? Казалось, да ничего не может. Мы ведь с вами даже и молиться-то не можем. Ну, хоть не можем молиться, так будем молиться ногами, подумали мы.
И вот такую возможность Господь очень скоро дал. В 2005 году мы отмечали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне, и эта дата послужила поводом обратиться к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой, чтобы он благословил крестный ход по маршруту Москва — Минск — Киев, чтобы крестным ходом соединить столицы нашего триединого русского народа: Руси Великой, Малой и Белой. И конечно же, как и предыдущие крестные ходы, этот ход снова организовывала редакция газеты «Русь Державная». И такое благословение Святейший нам дал, правда, не без колебаний, потому что время было очень сложное. И тот крестный ход начинался в главной святыне России — в Успенском соборе Московского Кремля. И Святейший Патриарх Алексий II провожал нас лично сам. На Славянской площади в Москве он благословил нас иконой Георгия Победоносца, небесного покровителя русского воинства. С тех времен эта икона ежегодно участвует во всероссийских, а теперь уже и международных крестных ходах.
За эти годы Матерь Божия в образе иконы «Умиление» прошла по дорогам России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Абхазии, Приднестровья только пешими крестными ходами уже около 14 тысяч километров. А сколько она проехала на автомобилях, да кто может это сосчитать? Это Чехия, Словакия, Румыния, Болгария, Грузия, Армения и другие страны. Сейчас никто не возьмется предсказать, сколько лет вообще будут чудеса от этой иконы, и сколько она будет еще ходить. И какими будут очертания той канавки, о которой говорил преподобный Серафим Саровский.
Тайна канавки дивеевской приоткрылась. Приходит понимание, что говоря про канавку эту, батюшка Серафим Саровский имел в виду всю нашу Святую Русь. Ту Русь, о которой говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «На костях мучеников, как на крепком фундаменте, Господь воссоздаст Русь новую, но по старому образцу, крепкою своей верой в Господа нашего Иисуса Христа и во Святую Троицу».
В завершение своего выступления Ю. И. Шишков обратил внимание присутствующих на капельки миро, выступившие на стекле иконы. «В 2004 году к нам приезжала комиссия из Московской Патриархии, которую возглавлял известный ученый, профессор, академик Павел Васильевич Флоренский. Тезка того самого священника Павла Флоренского, расстрелянного в годы гонений. И миро от иконы брали на исследование. Но наша Церковь не имеет своих лабораторий, эти исследования производились в лабораториях МВД и ФСБ. И ученые этих спецслужб так и не смогли определить состав миро. Хотя известно, что в основе его находятся масла, похожие на наши земные: подсолнечное и оливковое. Но что здесь содержится еще, определить не смогли, потому что сравнить не с чем. На земле нет аналогов этого вещества, ведь оно неземного происхождения.
Это миро обладает уникальным свойством: помогает исцелять болезни, с которыми не может справиться современная медицина. И за эти годы мы были свидетелями исцеления не только безплодия и рака, о которых говорил батюшка Гермоген. Церебральный паралич, трофические язвы, сахарный диабет, гемофилия, анорексия и множество других неизлечимых болезней. Это все те болезни, которые имеют преимущественно духовную причину. Миром от этой иконы можно лечиться. Конечно, не как кремом или таблеткой, а с молитвой, потому что оно помогает не магически. Оно помогает, отзываясь на нашу молитву. Чем сильнее проблема, тем сильнее должна быть молитва.
И вот сегодня стопочки Матери Божией и канавка Дивеевская пришла сюда, в престольный град Москву и находятся стопочки Матери Божией здесь, в редакции газеты «Русь Державная». Но пусть стопочки Матери Божией, прежде всего, пройдут через сердце каждого из нас. Спаси вас Господи! Храни вас, Царица Небесная!
А. Н. Печерский:
Спаси Господи, дорогой Георгий, за твое служение, за подвиг, который совершаешь. Мы будем молиться Матери Божией, чтобы она укрепляла тебя и соработников в нелегком, но очень важном служении. Мы поддерживали и еще с большим усердием будем поддерживать твой доблестный труд. Спаси тебя Господи, родной человек!
О Георгии (Юрии Ивановиче Шишкове) хочу рассказать, как мы первый раз встретились. Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве протоиерей Владимир Еремин в свое время по просьбе отца Николая Булгакова выделил помещение при храме для редакции нашей газеты, где мы пробыли целых восемь лет. И где-то на второй год, в 1995-м, пришел к нам Юрий и сказал, что он на Курском вокзале купил газету «Русь Державная» и захотел участвовать в нашем деле. В Курске образовался у нас корреспондентский пункт. И он возглавил его. Очень активно стал работать с нами вместе. И вот такой союз состоялся.
Локотская икона Матери Божией «Умиление» побывала в храме Пресвятой Троицы подмосковного села Троицкое Истринского района на праздничной литургии 17 марта в день Торжества Православия. Очень много людей приезжали из других храмов, из окрестных селений, чтобы приложиться к этой святыне. «Русь Державная» родилась именно в стенах этого моего родного храма.
«Русь Державная», 2019, № 4