Добавлено: 01.04.2023

«Великий годовой пересмотр всей своей жизни...»

Великий пост на Святой Горе Афон

«Как прибрана, спокойна и торжественна церковь русского монастыря сегодня вечером, в Прощеное воскресенье, перед началом Великого поста. Все входят в нее тише, чем обычно, приготовившись уже за две недели, начиная с того дня, как на литургии читали Евангелие о возвращении блудного сына. Сегодня всех зовут вернуться и примут не менее радостно.

Как просветленны, спокойны и торжественны иереи и диаконы, служащие вечерню. Их серебристые одеяния блестят в свете тысяч свечей, каждое их движение озаряется созвездием искристого мерцания. Празднично сияют иконы, лежащие на златотканых покровах.

Все же спокойное течение службы и величественное настроение что-то таят в себе. Всё тише, чем всегда.

В этом сиянии хрустально выводят монахи «Свете тихий». Они поют, возводя очи к иконостасу, к куполу храма. И долго-долго тянется, не затихает эта трогательная мелодия…

А когда взгляд снова опускается вниз — как удар: под иконами уже черные покровы, священники выходят из алтаря в тяжелых темных ризах. Черная вышивка по черному шелку, лишь кое-где слегка мерцает серая нить. Тишина из праздничной мгновенно превращается в гробовую. Два монаха поспешно тушат свечи, окутывая и нас таинственным покровом полумрака. И хор уже поет по-иному — протяжнее, болезненней. Песнь эта зовет погрузиться во мрак своей души, чтобы та со смирением испытала себя, повернулась к миру и ближним и, прежде всего, испросила у них прощения.

«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего…». В первый раз великопостная молитва Ефрема Сирина звучит в церкви, чтобы теперь повторяться каждый день в течение всего времени долгого очищения и подготовки к празднику праздников. И все без исключения просят друг у друга прощения, падая ниц, обнимаясь, чувствуя, хоть один раз в году, что примирились с миром. Только бы это чувство примирения не исчезло в вызванном им довольстве собой. Его надо еще укротить, подтвердить покаянием, окружить молитвой и глубиной предстоящих семи недель Великого поста, великого годового пересмотра всей своей жизни…

В течение первой недели поста в монастыре тихо, как в могиле. Вся внешняя деятельность сведена к минимуму. Никто ни с?кем не общается, из келий почти не выходят, здороваются вполголоса. Каждый погружен в?себя, делает что может, чтобы после вернуться к ближним в более благодатном состоянии. Даже кухня почти все время закрыта, во всяком случае пуста. Многие монахи не едят ничего, некоторые только сухой хлеб, остальные?— овощи, сырые или вареные, без масла и приправ. И то только горсточку. От пищи рождаются всякие ненужные помыслы, от которых и всегда надо защищаться, а особенно в это время. Монахи стараются, чтобы хотя бы на этой неделе не было подобных искушений. Исцеляющая скудость.

А в церкви красота исключительная, читают шедевр византийской письменности, великий Покаянный канон Андрея Критского. В храме, где все увито черным полотном, священники, выйдя из алтаря и встав под большим паникадилом, сокрушенно излагают греховную историю человечества: многократное отречение от возвышенного посланничества, порученного нам Творцом, барахтание в грязной луже, которую мы выбираем сами для себя и готовим для других. Эти стихи, созданные для того, чтобы провести нас через пустыню нашего безумия в?покаяние и очищение, проникают в сердце, смягчают его и очищают спасительными слезами. Просто, немногими словами, но с неотразимой точностью. Знакомые библейские эпизоды становятся символами духовных заблуждений всех и каждого. А хор взывает из глубины: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

Рыдание это, обновляемое с каждым новым эпизодом, вырывается из груди часами, днями: длинный канон читается в церкви в течение нескольких дней.

А в остальном — полное молчание. И мы не будем говорить об этом больше, чем нужно».

Павле Рак, сербский писатель, философ и богослов.
Из книги «Приближения к Афону»


Слово о посте

Беседа с афонским старцем

— Благословите, геронда.

— Господь да благословит тебя, радость моя.

— Вы давно на Афоне?

— Шестьдесят лет. Но что такое шестьдесят лет перед Лицом Божиим?

— Отче, прошу Вас сказать, что-нибудь о посте.

— Чтобы сказать что-нибудь, надо жить тем, о чём собираешься говорить. Только моряк или тот, кто родился рядом с морем, могут рассказать о море. Но я окажу тебе послушание и расскажу, что говорили о посте Святые отцы, которые все как один были «друзьями» поста и воздержания.

— Пост это цель?

— Пост это не цель, а средство. Твоей целью было попасть на Афон. А корабль, на котором ты приплыл, стал для тебя средством. Так и пост является одним из средств, которое даровал нам Господь, чтобы мы к нему могли приблизиться. А цель нашей жизни — быть вместе с Богом.

— Когда появился пост?

— Пост — ровесник человечества. По словам святителя Василия Великого, он был установлен Богом ещё в раю. Когда Он сказал человеку: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; от дерева же познания добра и зла не ешь от него; ибо в тот день, в который вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. II, 17)

— Зачем Бог даровал пост человеку, чтобы ограничить его?

— Напротив! Чтобы освободить.

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «Бог, лишь только создал человека, тотчас отдал его на руки посту, ему поручил его спасение, как нежной матери и наилучшему наставнику». Воздержание — это путь ко спасению. Пост — это педагог, который не ограничивает человека, а обогащает и развивает его.

— Геронда, пост необходим?

— На этот вопрос тебе вновь отвечает святитель Иоанн Златоуст: «Если же пост необходим в раю, то гораздо более вне рая; если лекарство полезно прежде раны, то гораздо более после раны; если оружие было нужно нам еще до начала войны с похотями, то гораздо более необходимо споборничество поста по открытии такой брани со стороны похотей и демонов».

В раю пост был дан человеку в профилактических целях. После грехопадения — он служит в целях терапевтических.

— Какие задачи можно решить с помощью поста?

— По словам преподобного Максима Исповедника, пост умерщвляет дурные желания. Также он умягчает сердце (преподобный Симеон Новый Богослов). Святитель Григорий Палама пишет, что пост и воздержание помогают завершить всякое благое начинание. А святитель Иоанн Златоуст признаётся в своей любви к посту: «Люблю пост, ибо он — мать смиренномудрия и источник всякой мудрости».

— Как мы должны поститься?

— Пост — это духовное лекарство. При этом воздержание должно быть не только телесным, поститься должен весь человек в своём психосоматическом единстве.

Послушай, что говорит по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь врага, помирись, если увидишь своего друга счастливым, не завидуй. Пусть постятся не одни уста, но и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Пусть постится и слух. А пост слуха состоит в том, чтобы не принимать злословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, если мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?».

— Каким образом мы снедаем наших братьев?

— Клеветой и осуждением, в основе которых лежит нехватка любви к нашим ближним.

— Благодарю вас, отче. Вы мне очень помогли.

— Благодарить нам следует Бога, который просветил наших святых. Да дарует нам Господь Свою Благодать, а Пресвятая Богородица хранит под Своим покровом. И не будем забывать, что главная задача поста — даровать нам жажду быть вместе с Богом.

Сайт Свято-Троицкого Стефано-Махрищского
ставропигиального женского монастыря


Афонские старцы о посте

«Тело иссушить постом можно скоро, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна, нелегко, и нескоро возможно. Мария Египетская 17 лет боролась со страстями, как с дикими зверями, и только тогда обрела покой; а ведь тело она иссушила скоро, потому что в пустыне ей нечем было питаться».

Преподобный Силуан Афонский


«Во время войны врага стараются блокировать. Его окружают, загоняют внутрь городских стен, оставляют голодным. Потом его лишают и воды. Ведь если враг не имеет запасов воды, продовольствия и боеприпасов, то он бывает вынужден сдаться. Я хочу сказать, что если мы боремся с диаволом подобным же образом — постом и бдением — то он бросает оружие и отступает. «Постом, бдением, молитвою небесная дарования прием…», — говорит песнописец.

Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи.

Даже диких животных, зверей пост иногда приручает, смиряет. Погляди, ведь когда животные голодны, они приближаются к человеку. Инстинктивно животные понимают, что от голода они умрут, а приблизившись к человеку, могут найти пищу и остаться в живых.

Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку — своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй налей в дырявый бак воды — потихоньку вся она утечёт».

Преподобный Паисий Святогорец


«Теперь же еще скажем немного, какой требуется чин и порядок о воздержании в пище, а именно: если хочешь пожить мысленным путем, то скажу тебе, большого поста не держи, чтобы не расслабить себя в пути твоем и чтобы не смущался ум твой. Ибо от этого придешь в изнеможение, и сотворишь из себя неключимого и никуда непотребного, и в этом пользы мало.

Святые отцы сказали, что пост сам по себе не есть добродетель, а только способ к добродетели. Поэтому будем иметь мерное воздержание, и по силе своей. Будем идти путем средним, ибо пост не силен воздать дарование, а дает един Бог. А которые весь труд и надежду возложили на пост, ошиблись и сделались рабами неключимыми, так как Господь сказал: «Воздадите кесарева кессареви, а Божия Богови» (Мф. 22, 21). Так и нам, что естество требует, то и надо воздавать ему, без чего и жить нельзя».

Схимонах Петр (Козлов)


«Пост — это время особого духовного напряжения, духовного внимания, когда мы должны собрать все наши силы, рассеянные сeмо и овaмо (здесь и там, всюду) и направить к тому, что есть едино на потребу (ср.: Лк. 10, 40-42). Человек, вступивший в звание христианское, обязан всю свою жизнь проводить достойно этого призвания, проводить не плотскую и греховную жизнь, но жизнь духовную во Христе. Пост существует для того, чтобы восполнить нашу неисправность в духовной жизни».

Схиархимандрит Иеремия (Алехин)


«Если сердце не умеет хранить себя от скверны, никакой пост не очистит его от помыслов».

«Когда тело очищено постом, воздержанием от излишеств и целомудрием, в нем развивается телесное чутье, которое лучше всех докторов помогает избирать все здоровое и отвергать все вредное».

Монах Симеон Афонский


«Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой».

Преподобный Силуан Афонский


«Великий пост действует как рентген, как фотоаппарат, как зеркало. Мы, в некоторой степени, боимся его, так как он открывает наше истинное неприглядное духовное состояние».

Старец Моисей Святогорец


«Послушание со смирением и благодарением Богу восполняет подвиг поста. Велика польза самоукорения в то время, когда человек по причине болезни не может поститься».

Архимандрит Ефрем Святогорец (Мораитис)


«Те, кто эгоистично подвизаются в постах, бдениях и прочих подвигах, мучают себя без духовной пользы, потому что бьют воздух, а не бесов».

Преподобный Паисий Святогорец
от 07.09.2024 Раздел: Март 2023 Просмотров: 786
Всего комментариев: 0
avatar