Святыня эта прошла по нашей стране, пробуждая дремлющий дух народа, выводя на улицы, приводя в храмы старого и младого. Зачем поднимались мы раным-рано, чтобы успеть к первому автобусу, зачем уходили в ночь без надежды вернуться домой к утру? Не за деньгами, не за богатством, не за дармовыми подарками заграничными шли мы в эту неиссякающую очередь. Несли свои сердца, полные тёплой благодарности за некогда сотворённый Пресвятой Богородицей беспримерный подвиг. Шли такие разные и столь похожие. Шли глубокие старики, шли студенты, родители с детьми, здоровые и больные. Шли бедные и совсем не бедные, шли богатые. Шли с кротостью христианской и готовностью терпеть непогоду и преодолевать слабость и недуги, шли в конец гигантских очередей. Без ропота, без недовольства, без претензий и попрёков. Шли, ибо знали, чувствовали генами, доставшимися от великих православных предков, что в Рай не поднимешься на эскалаторе, не приедешь на джипе, не проскользнёшь в щёлку, что Господь личное усилие принимает радостнее и ценит выше, чем дорогую жертву, принесённую от избытка. Мы шли и стояли – кто три часа, кто шесть, кто десять. Москва, как принято считать, богатая, избалованная дала ярчайший пример подвижничества и силы духа, когда люди не покидали этот путь к святыне более двадцати часов. Смотри, Россия, тебе есть чем гордиться в твоей столице! Наверное, кто-то посчитает и расскажет нам, сколько же всего людей поклонилось Поясу Богородицы. Числа не важны. Мы, прошедшие этот путь, были на нём братьями и сёстрами, мы помогали друг другу, чем могли, поддерживали и подбадривали, того же ждали от других и получали в избытке. Дай Бог нам сохранить эти добрые чувства, эту способность сотворить добро и оказать милость до конца дней наших земных, и унести сие в жизнь вечную, куда ничто иное взять с собой мы не сможем.
Спасибо всем тем, кто помогал нам на этом пути и старался сделать его для нас по-человечески более удобным. Властям нашим, не пожалевшим средств и усилий на организацию пути к святыне, позаботившимся о питании, о гигиене, о возможности согреться и передохнуть нам в стоянии нашем. Спасибо сотрудникам правоохранительных органов, бывшим неизменно доброжелательными, приветливыми и терпеливыми с нами, подчас нетерпеливыми вовсе. Спасибо молодым солдатам, отогревавшим нас на Пречистенской набережной горячим чаем и кормившим гречневой кашей из полевой кухни – кому приходилось в жизни есть что-нибудь более вкусное?
Спасибо волонтёрам, добровольцам, медикам, всем, кто силами своими и добротой души помогал нам, замёрзшим, уставшим, чающим прикосновения к тому, что для нас олицетворяет связь с Вечностью, Царством Божиим. Спасибо священнослужителям Церкви нашей, всем трудящимся в храмах, куда шли мы к Поясу Пресвятой Богородицы, для которых дни эти были днями непрестанных трудов и стойкости. Спасибо братской Греческой Православной Церкви, спасибо монахам Афонского монастыря Ватопед, подарившим нам этот праздник приобщения к великой святыне. Слава Господу Богу нашему, давшему нам возможность увидеть самим и открыть миру силу и искренность нашей живой веры. Кто скажет теперь, что вера наша мертва? Кто дерзнёт сказать теперь, что не нужны нам храмы, что детей наших не нужно учить Православию, что религия наша, церковность наша с её службами и святынями есть лишь дань моде, а сознание наше определяет только бытие? Пусть тот, кто решится сказать это, выйдет в холод, дождь, снег, ненастье и пройдёт этот многочасовой путь за тем, что для него лишь пустой звук. Мы знаем – этого не сделает никто.
Зря старались недруги наши, которые до последнего часа пытались хоть как-нибудь уязвить и Церковь нашу, и нас, стоящих в этой очереди длиной во всю Святую Русь, тщились найти хоть какой-нибудь изъян в том, как проявлялась наша воля и наш православный дух. Пусть их! Помолимся о них по-христиански, может быть, Господь и им когда-то откроет очи сердечные. О том же, зачем стоим, для чего терпим, что сделано хорошо, а что неудачно имеют право судить только те, кто выходил днём и ночью на это стояние и думал лишь об одном: дойти, через холод, усталость и немощь донести свою любовь, свою веру, своё желание хотя бы малым этим подвигом внести свою лепту в великие труды, понесённые святыми нашими, в начатое Самим Господом нашим дело спасения душ человеческих. Поклониться великой святыне, хранящей тепло Той, через Которую пришёл на нашу Землю Спаситель мира.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Геннадий ДОРОФЕЕВ