Зал взорвался бурей аплодисментов: встречу редакции «Руси Державной» с читателями в г. Кольчугино завершал концерт инструментального дуэта «Серебряные струны». Вечер тот, посвященный Державной иконе, от которой явлено было в соседнем с. Флорищи великое чудо — она ожила и засветилась – запомнился нам на всю жизнь.
За многие годы выступлений на профессиональной сцене дуэт «Серебряные струны» прошел большой и интересный творческий путь. Его программы были представлены в Японии, Германии, Франции, Бельгии, Югославии, Греции, Норвегии, Дании, Швеции и многих других странах мира.
Ныне художественному руководителю дуэта, заслуженному артисту России, нашему любимому другу Юрию Клепалову исполняется 60 лет.
Публикуем его размышления о русской музыкальной культуре.
Сама русская культура — это духовный космос, накопленный историей нашего народа, его великий русский язык несёт тайну познания и совершенства. Звучание, мелодичность его выстраданы поколениями как древней, так и современной историей, родившей неповторимую культуру пения, сотканную из маленьких и больших чувств народа необъятной нашей Родины.
Коснусь здесь лишь величайшего небрежения, умышленного забывания такого яркого инструмента русской культуры, как балалайка. Что ж за судьба у нее такая, что она первой принимает бой с нашествием чуждой и коварной цивилизации? Почему? И в чём загадка? Не в том ли, что этот исконно русский народный инструмент является носителем высокого духа и памяти глубинной русской цивилизации? Почему, как только появляется балалайка, она вызывает духовное потрясение, а у врагов — лютую ненависть? Не заложены ли в звучании этого инструмента наши сила и мощь, что не может не вызывать патологический страх наших врагов? И вообще могут ли они от него освободиться? Наверное нет.
В звуках балалайки — вся история поражений врагов. Имея изощрённый иезуитский арсенал предательства и коварства, который пропитывает всю их демоническую «культуру», они тем не менее не раз терпели поражения от русской цивилизации. И не поэтому ли разного рода деятели культуры и шоу-бизнеса и их подражатели люто ненавидят русские народные инструменты, как, впрочем, и всю нашу культуру, на которой они же и выросли. И мы не говорим об изоляции, но подчеркиваем, сколько дала миру наша русская культура. Прискорбно сознавать, что на этом фоне самой ранимой, незащищённой оказалась балалайка.
Пугливо и трусливо, с каким-то шутейским подтекстом внедряют и взращивают в сознании молодого поколения мыслишки о некой «убогости и примитивности» не только балалайки, но и всей нашей тысячелетней культуры, оскорбляя этим величайший духовный труд исторических поколений. В звучании балалайки, как в глубинной памяти, заложена не только победа, но и рассвет духовной личности. Это важно сейчас. Она — органическая часть национального духа. Не наступила ли эра «ночного дозора»? Где подвергается искушению и жестоко трансформируется не только сознание, но и душа русского человека. Не наступил ли в нашей исторической памяти ледниковый период? И как будет себя чувствовать в нем наш современный русский человек? Может ли выдержать это наша национальная цивилизация, укрепить свой центр и свои фланги? И уйдёт ли от поражения, сохраняя самые ранимые и чувствительные органы русской культуры? Я думаю, что может. Имея уникальную способность передавать волновую информацию высокого интеллектуального напряжения, русский инструмент создаёт среду общения с высоким коэффициентом духовной доступности и понимания, так как это делает информацию особо ценной и защищённой. Как бы хотели некоторые деятели завладеть ныне этим способом передачи уникальной духовной информации. Охотников хоть отбавляй.
Величайшая энергия генной памяти заложена в звуке, закодированная в русском фольклоре, передаваемая музыкальным инструментом, Это пока ещё наше поле общения между русскими людьми. Современные «дозорцы» плодотворно работают над генным изменением у молодых душ, включая всевозможные средства для изменения родовой памяти, православной веры, выхолащивая их энергией разрушения, трагически ломая и уничтожая духовую связь между поколениями. И восстановить это порой бывает чрезвычайно сложно, но крайне необходимо. Животворящая духовная связь поколений, как живая вода, взыскуема для восстановления нашего утраченного нравственного сопротивления, воли и духа.
А это главное, необходимое звено. Переделанная психология людей макдоналдсами, сникерсами и жвачками привела к нарушению восприятия национальной русской цивилизации. Даже у среднего поколения наблюдаются изменения. Но взрывная энергия национальной культуры, передаваемая фольклором, русской песней и уникальным звучанием русского народного инструмента, способна зажечь забытые души зарождающихся поколений.
История русской балалайки не раз доказывала это как в раннем, так и в позднем её развитии, как бы «на волновом уровне», от слова волновать, и имела блестящий успех в становлении духа. У миллионов поклонников во всём мире эта «трехструнка» вызывает особое чувство трепета, восторга и поклонения русскому искусству. Тот факт, что царь Николай II брал уроки у великого русского балалаечника Б. Трояновского, говорит сам за себя. Особо восхищался и Лев Толстой звучанию и игрой на балалайке, посвятив ей вдохновенные страницы своего великого романа «Война и мир». Советское государство тоже не оставляло этот инструмент без внимания, понимая всю глубину и особую его значимость. Сталинская премия выдающемуся исполнителю на балалайке П. И. Нечепоренко в годы Великой Отечественной войны подчёркивает, что игра на балалайке во всех уголках нашей Родины была скрепляющим национальным фактором. Культура разных национальностей, духовно переплетаясь на звуковом пространстве, создаёт неповторимую национальную опору русского духа России. Богатейший фольклор России, как неистощимый сосуд, щедро выплёскивает свой терпкий многонациональный напиток на волновое огромное пространство Родины. И не только своей страны. Как уникальное явление оно чрезвычайно благотворно сказывалось всегда и на мировой культуре, наполняя её всё более глубоким духовным содержанием. Не случайно было много оркестров русских народных инструментов, которые высококлассно исполняли музыку практически всех народностей, проживающих на территории огромного государства, что сыграло ведущую роль в развитии множества высококлассных национальных исполнительских и композиторских школ. Уникальность русской балалайки заключается именно в том, что она соединила своим звучанием и высокой профессиональной и самобытной исполнительской культурой огромное пространство территории нашей страны. Звучание инструмента не только понятно всем, но оно и притягивает всех к великой русской душе. Балалайка высвечивает и негативное, и положительное отношение не только к русской культуре, но и к её истории. Это хорошо читается при первых звуках инструмента. А когда звучат русские песни на балалайке, у молодёжи разрушается заасфальтированное, «фабрикованное» сознание и очищается душа под звуки русского инструмента. Глубокая музыка восстанавливает правильное мышление, подсказывает психологический выход из сегодняшней ситуации, в которой, увы, запуталось молодое поколение.
И как важно, чтобы сегодня, в отсутствие чистых и высоконравственных СМИ, как можно больше людей прикоснулось бы к народным истокам. Неповторимый тембр балалайки проникает помимо нашей воли в душу, возбуждая при этом историческую память и вызывая активный оптимизм. Не случайно многие деятели культуры, писатели, художники, поэты не раз испытывали творческую активность после услышанной игры на балалайке, блестяще творили, либо выходили из творческого тупика и успешно заканчивали свои творения. Удивляясь потаённой силе балалайки, её неповторимому, уникальному звучанию, выражающему душу великого народа и вызывающему огромную любовь к нему во всём мире, начинаешь все острее чувствовать, что именно она искореняется сегодня всеми возможными формами, придуманными СМИ.
И в то же время на наших глазах великая русская культура языком Балалайки держит тяжелую оборону по защите Отечества.