В этом году Рождественские чтения проходят под знаком 700-летия со дня рождения святого преподобного Сергия Радонежского.
Доступны и понятны заветы Преподобного: христианская любовь к людям, непрестанное восхождение к нравственному совершенству через нестяжательство и самоотречение — они на века стали светлыми идеалами человеческой жизни.
«Игумен всея Руси», так назвали Преподобного наши предки, так его называем и мы сегодня. Имя Сергия Радонежского стало символом духовного богатства русского народа, а его влияние вышло далеко за пределы той эпохи, в которой он жил.
«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В его лице русский народ осознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу», — писал священник Павел Флоренский.
Эта задача, по словам Ивана Александровича Ильина, — осуществить свою национальную культуру, блюсти духовную природу, не соблазняться чужими укладами и не искажать своего духовного лица.
Сегодня говорят, что у России нет национальной идеи, которая могла бы объединить все общество. Мы сталкиваемся с примерами забвения понятий «честь» и «достоинство», случается, что в погоне за прибылью теряется совесть, и человек впадает в летаргическое равнодушие, лукаво именуемое «толерантностью». Иногда под покровом фразы о «правах человека» заползает гадкая вседозволенность.
Житие преподобного Сергия Радонежского является примером подлинной идеи русской души: отрекшись от всех земных благ, он положил себя на алтарь служения Богу, людям и Отечеству, сделал Веру главным источником своих побед.
Современная Россия поставлена перед вызовами, от ответа на которые во многом зависит дальнейшее развитие всей цивилизации. Отказ от основополагающих нравственных и семейных ценностей, религиозная и этническая нетерпимость, снижение уровня правосознания — все это приводит к разрушению человеческой личности, к кризису в обществе и государстве. Справиться с этими вызовами можно только в опоре на наши тысячелетние традиции, на нашу многонациональную культуру и уникальную систему ценностей, проводниками которой должны быть вера, семья, общество и государство.
Церковь и государство, Церковь и семья, Церковь и школа должны быть главными союзниками в деле повышения общей культуры в обществе, воспитания традиций взаимного уважения, веротерпимости, патриотизма и бескорыстного служения Отечеству.
«Православное образование»
Патриархия.ru