В 1996 году праздник Вознесения Господня выпал на 23 мая. В этот день Евгению исполнилось 19 лет. После 100 дней плена, не сумев пытками сломить молодого русского солдата, бандиты последний раз предложили юноше сделать выбор: снять нательный крестик, перейти в ислам и сохранить жизнь или же принять мучительную смерть. Главарь банды Хайхороев в присутствии представителей ОБСЕ сказал его матери Любови Васильевне: «Сам виноват. Снял бы крест — остался жить. Кто не хочет стать нам братом, мы таких ломаем или убиваем». Четырех молодых русских солдат, попавших в плен к террористам, Евгения Родионова, Андрея Железнова, Юрия Трусова, Игоря Яковлева, палачи так и не смогли сломить. Ребята были захвачены в плен вероломно. Через блокпост на границе Чечни и Ингушетии постоянно проезжала «таблетка» Скорой помощи. Из машины внезапно выскочили 15 матерых бандитов. Молодые пограничники не сдались без боя: на дороге остались следы борьбы, кровь. Но и в плену четверо русских ребят остались настоящими воинами.
23 мая 1996 года в день рождения Евгения бандиты последний раз предложили ему снять крест, угрожая отрезать голову. Точно так же христианам в Римской империи предлагали выбор между снятием креста и мучительной смертью. Такой же выбор предлагали новомученикам в годы гонений на Русскую Православную Церковь. Женя снять крест отказался.
В Чечне десятки раз проданная и преданная «демократической» властью Армия вела тяжелейшие кровопролитные бои с бандами террористов, в то время когда ей в спину методично били, умело используя все приемы информационной войны, собственные СМИ. Мы помним, как либеральные журналисты с усмешкой издевались над неудачами «федералов», как злорадно сообщали о наших потерях. Помним, как т.?н. «правозащитники», восхищались «гордыми чеченскими борцами за свободу» и «Робин Гудом» Басаевым, укрывавшимися от пуль спецназа за спинами рожениц в Буденновске. В новогоднюю ночь в Грозном погибала Майкопская бригада, десантники геройски бились, удерживая вокзал, а в это время по всем телеканалам «хохмили», плясали и пили шампанское новые хозяева жизни. В ожесточенных мартовских боях в Грозном погибали бойцы СОБРа, а вся страна праздновала 8 марта, на телеэкранах вновь лилось рекой шампанское и вовсю веселилась новая «элита» и ее верная обслуга из политиков и звезд шоу-бизнеса. Такого в России никогда не было. Торжество хама и иуды. Они упивались собственной безнаказанностью и властью над захваченной страной. В Чечне с нами воевал «международный интернационал террористов» при поддержке Саудовской Аравии, Турции, спецслужб наших «заокеанских партнеров» при содействии ОБСЕ и пр. организаций, надзирающих за тем, чтобы русские «пропорционально применяли силу» в войне с террористами. А главное, при помощи «пятой колонны», которая по-хозяйски вела себя в самых высоких кабинетах Кремля. Враг был сильный и жестокий, но страшнее врага были собственные иуды-предатели.
Мы никогда не узнаем имен всех, кто остался верен присяге и принял мученическую смерть от рук изуверов-палачей. Многие из них до сих пор числятся пропавшими без вести. О примерах высочайшей воинской доблести, героизме наших воинов, которые сражались в те годы с международным терроризмом на Кавказе, сегодня знают лишь их боевые друзья и близкие родственники.
Но именно подвиг русских солдат и офицеров, вставших на смерть на этом последнем рубеже, удержал Россию от гибели. Герои тяжелейшей войны на Кавказе не позволили в те годы иудам-ворам и их заокеанским хозяевам руками исламских террористов окончательно добить обескровленную и ограбленную страну.
Бандиты чувствовали, что столкнулись с непонятной для себя Русской силой, которая ломала все их планы по созданию на Кавказе халифата. Разве могут неверующие в Бога «кяфиры» так воевать? И в крестике Жени Родионова они чувствовали источник той таинственной силы, которая заставляла русских солдат и офицеров так мужественно и упорно сражаться.
Чтобы узнать место захоронения сына, маме Любови Васильевне пришлось заплатить боевикам деньги. Тело сына Любовь Васильевна опознала по нательному кресту.
Крест на Женю в 11 лет надела бабушка перед тем, как повести внука к Причастию. Любовь Васильевна боялась, что в школе и на тренировках в секции самбо над сыном будут смеяться сверстники. Но Женя крест никогда не снимал.
Несомненно, для Жени в этом маленьком крестике воплощалось все самое дорогое: любовь к родной маме, верность своим друзьям и товарищам, памятник над братской могилой воинов-десантников Великой Отечественной войны, на которую они с Любовью Васильевной всегда приносили цветы, присяга пограничника на верность Родине.
Святые отцы говорили, что те, кто не почитают мучеников, близких нам по времени, те разрывают связь со всей Церковью. Много разговоров: святой Евгений — не святой... Но явлений Жени Родионова очень много, много чудес.
Народное почитание — это одно из самых ярких свидетельств святости угодника Божия.
Все эти годы православные русские люди почитают память Жени Родионова, не сомневаясь в том, что девятнадцатилетний русский солдат совершил такой же подвиг, как и воины-мученики, пострадавшие за Христа в первые века истории Церкви. Мироточат иконы воина Евгения, известны случаи чудесной помощи, когда молодой воин в камуфляже и красном плаще мученика являлся солдатам, бежавшим из чеченского плена, раненым в госпиталях, оказывая чудесную помощь. Однажды воин в камуфляже и в «красной плащ-палатке», явился бездомной девочке-бродяжке и за руку привел ее в приют, после чего исчез. Воина-мученика Евгения Русского почитают в Греции и Сербии, на Святой Горе Афон пишут его иконы. На погост при храме Вознесения в деревне Сатино-Русское, где погребен Женя, приезжают люди со всех концов России. 23 мая здесь собираются паломники из Москвы, Калининграда, Киева и Донецка, приезжают сибиряки.
Недавно ушедший из жизни земной в Жизнь Вечную дорогой батюшка о. Дмитрий Смирнов сказал: «Не знаю, когда будет прославлен Женя Родионов, через 50, 100 лет, а может быть и гораздо раньше. Но в том, что он святой мученик, никаких сомнений у меня нет».
Равнодушие к подвигам Оптинских новомучеников, воина Евгения — опасный симптом духовного состояния человека. Святые Отцы писали о том, что те, кто не почитает близких по времени мучеников за Христа, тем самым прерывает живую связь с древними святыми, с Небесной Церковью.
Тело Евгения Родионова было привезено домой 20 ноября 1996 года, в день памяти мучеников Мелитинских, которые были воинами-христианами Римской армии, и за отказ отречься от Христа им отсекли головы.
Похоронен Женя неподалеку от деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области. На кресте, установленном на его могиле, начертаны слова: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».
По всей России уже существует более полутора сотен иконописных изображений Евгения Родионова. В двух храмах (на Алтае и в украинском Донецке) иконы мученика Евгения мироточат. Воин Евгений Родионов прославлен в лике мучеников как местночтимый святой в Астраханско-Енотаевской епархии, а также в Сербии, где его называют Евгением Русским, в честь него заложен храм в Ханкале.
«Страстотерпче Российский, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою. Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, со слезами тебе молящихся».
Женя Родионов воплотил в себе образ тех мальчишек, которые спасли Россию в самые страшные годы. Когда православные люди говорят о возможности канонизации Жени Родионова, то предлагают прославить «воина Евгения и иже с ним пострадавших». Все они исполнили священный завет святителя Филарета Московского:
«Не страшись опасности, подвизаясь за правду: лучше умереть за нее, нежели пережить ее.
Искупи кровью для потомков те блага, которые кровью купили для тебя предки.
Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу отечества, ты умрешь преступником или рабом.
Умри за веру и отечество, и ты приимешь жизнь и венец на небе».
Виктор САУЛКИН