Архиерейский путь святителя Иоанникия (Руднева) пролегал через исторические столицы Руси: Санкт-Петербург, Москву, Киев
В среде православных еще мало известно имя святителя Иоанникия (1826–1900 гг.), не сложилось еще должного его почитания. А между тем это великий деятель Русского Православия. Святитель Иоанникий принимал самое близкое и живое участие в делах Высшего Управления Русскою Церковью как член Святейшего Синода, а затем и как первенствующий его член, Первоиерарх.
Имя святителя Иоанникия (Руднева) связано с такими знаменательными событиями в жизни государства и Церкви как совершение Чина Венчания на Царство Императора Александра III Миротворца и освящение главного храма державы — Храма Христа Спасителя в Москве.
Святитель Иоанникий (Руднев) один из ярких и дивных подвижников XIХ столетия, отдавших свою жизнь на служение Богу.
«Известны его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с выдающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На ученой кафедре он был даровитым профессором; в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем; в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения».
Он провел всю жизнь в молитве, или, вернее будет сказать — вся его жизнь была молитвой.
Начало пути
Святитель Иоанникий, в миру Иоанн Максимович Руднев, родился 29 февраля 1826 г. в Тульской губернии, в семье диакона. С раннего детства проявил глубокие дарования, до поступления в школу им были прочитаны уже все Жития святых.
Когда владыке было 11 лет, умерла его мать. Иоанн очень тяжело переживал утрату. Его любовь к родимой матушке была столь велика, что впоследствии, будучи киевским митрополитом, святитель над могилой матери построил шестипрестольный храм на личные средства и выделил на вечное поминовение родных, на ремонт храма 10 тыс. руб. неприкосновенного капитала.
Владыка вспоминал: «Что такое сирота? Это птенец, выпавший из родного гнезда». Отраду в своем сиротстве владыка нашел во Христе. И всю свою жизнь помогал бедным и сиротствующим, занимался благотворительностью, проявляя любовь к Богу и людям. Только Господь знает, скольких людей он спас от нужды, помог, дал кров, устроил, накормил, обогрел, выучил.
Детство владыки прошло среди обстановки хотя и бедной, но исполненной глубокой веры. Мать его отца четыре раза ходила в Киев на поклонение Святым мощам с посохом и котомкою за плечами. Не раз и сам он в отроческие годы ходил пешком в Мценск в день святителя Николая для молитвы и поклонения местным святыням.
Будущий владыка обучался в Тульской духовной семинарии, проявив «блестящие успехи». За год до ее окончания, как лучший ученик, был определен в Киевскую духовную академию. В 1849 г. окончил ее первым по списку со степенью магистра богословия. Его оставляют преподавать на Кафедре Священного Писания. Этот предмет оставался любимым им до конца жизни.
Первые пятнадцать лет его служения были посвящены просвещению юношества в качестве наставника и начальника среднего и высших духовных учебных заведений, а последующие тридцать пять лет он служит Церкви Божией как правящий архиерей.
Более трех лет архимандрит, а затем епископ Иоанникий прослужил в должности ректора Санкт-Петербургской духовной академии (о. Иоанникий был рукоположен во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии в июне 1861 г.). Время его ректорства составило одну из лучших страниц истории этого прославленного учебного заведения. Впоследствии и сам митрополит называл этот период «лучшим временем своей жизни».
Святитель многих земель
Владыку Иоанникия можно назвать святителем многих земель. Самостоятельное служение Преосвященного Иоанникия (Руднева) началось с Саратовской кафедры (1864–1873 гг.), и продолжилось в епархиях: Нижегородской (1873–1877 гг.), Московской (1882–1891 гг.) и Киевской (1891–1899 гг.). Это тридцатипятилетнее служение было ознаменовано многочисленной и многосторонней деятельностью великого иерарха. Предстал же он пред Господом митрополитом Киевским и Галицким.
Будучи на Саратовской и Царицынской кафедре, поездки совершал «без маршрута», в тарантасе, в сопровождении лишь одного келейника, и его нередко принимали за простого монаха, «ибо архиереи в такой простоте ранее никогда не ездили».
Святитель положил много трудов в епархиях, где ему приходилось служить. За свою жизнь он действительно собирал себе сокровища на небе, жертвуя личные средства и доходы от свечного епархиального завода. Такая инициатива владыки Иоанникия дала толчок к тому, что подобные предприятия стали открываться по всей Империи, доходы от которых шли в помощь священно- и церковнослужителям, их женам, детям, сиротам.
В декабре 1877 г. владыка был определен архиепископом Карталинским и Кахетинским со званием экзарха Грузии. Быстро изучил грузинский язык, проявил себя как тонкий дипломат. Насколько живо и отечески любвеобильно было участие святителя Иоанникия к судьбам Грузинской Церкви, можно судить по тому, что почти все свое жалование за четыре с половиной года служения в экзархате (28 тыс. руб.) он пожертвовал на нужды духовного образования.
Введенный в 1881 г. в состав Святейшего Синода, владыка Иоанникий был твердым и непреклонным защитником Церкви от давления светской власти.
Священное Коронование на трон Императора Александра III Миротворца
В 1882 г. митрополит Иоанникий удостоился быть избранным в преемники великих архипастырей Московских: Платона, Филарета, Иннокентия и Макария. Основанием для такого избрания Царю Миротворцу Александру III послужила «ревностная попечительность» митрополита Иоанникия о духовном просвещении народа.
Управлял митрополит Иоанникий Московской епархией на протяжении девяти лет. Служение это принесло обильные плоды. За время несения своего послушания на Московской кафедре митрополит Иоанникий принимал активное и живое участие в делах высшего управления Всероссийской Церковью как член Святейшего Синода.
В мае 1883 г. в Москве с особой торжественностью совершилось Коронование Императора Александра III. Утром 15 (27) мая в Успенском соборе Кремля был совершен Чин Священного Коронования на трон Императора Александра III Миротворца. Будучи уже митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, святитель Иоанникий сослужил митрополиту Санкт-Петербургскому Исидору (Никольскому).
Москва ликовала. Этот день Император назовет лучшим днем своей жизни.
В дни коронационных торжеств святитель Иоанникий с сонмом духовенства в присутствии Императора Александра III Миротворца совершил Чин освящения Храма Христа Спасителя, построенного в честь Победы русского воинства в Отечественной войне 1812 года. Этот величественный храм владыка называл «дивным памятником дивного спасения России Господом».
На церемонии присутствовали также Императрица Мария Федоровна, Наследник и Великая Княжна Ксения Александровна, ветераны войны 1812 года.
За время управления Московской митрополией владыка освятил в Москве более 30 храмов.
В июне того же года митрополит Иоанникий участвовал в торжественном открытии Государственного исторического музея, освятив его залы. Стоит отметить, что владыка освятил и Александро-Невскую часовню в 1887 г. (архитектор В. О. Шервуд) — памятник русским гренадерам, павшим в бою под Плевной во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Памятник установлен в Ильинском сквере Москвы. За Плевну велись самые ожесточенные сражения, повлиявшие на ход всей русско-турецкой кампании.
Часовня была сооружена по инициативе Московского археологического общества и офицеров и солдат Гренадерского корпуса, расквартированного тогда в Москве, и собравших на его постройку немалую сумму. Чугунная восьмигранная шатровая часовня была возведена в духе древнерусской архитектуры, ее основа — металлические конструкции на гранитном основании. У главных образов — святых Александра Невского, Георгия Победоносца и святителя Николая Чудотворца — горели неугасимые лампады.
Москвичам памятны многие патриотические мероприятия последнего двадцатилетия, проходившие в самом центре Москвы у этой замечательной Часовни-памятника героям Плевны.
В Церкви Торжествующей появился новый молитвенник за нас, еще стоящих на поле брани
Девять лет митрополит Иоанникий занимал Московскую кафедру. И в ноябре 1891 г. был назначен на Киевскую, место первого своего служения. В Рескрипте о назначении Император Александр III писал: «Ныне с умножением Церковных нужд Юго-западного Края, еще необходимее твердое и попечительное управление… к деятельной борьбе с штундизмом (сектантством), усилившемся развратить Отеческую Веру в Православном народе».
С горячей ревностью и с великой энергией принял в свои руки митрополит Иоанникий управление старейшей Митрополией.
В 1895 году митрополит Иоанникий за ревностное служение, подвиги на благо Церкви и Отечества, твердость в управлении епархиями, живое и деятельное участие в делах Высшего Церковного Управления сопричислен к Императорскому ордену св. апостола Андрея Первозванного. В мае 1896 года Высочайше пожалован митрополиту Иоанникию бриллиантовый крест на митру. 25 декабря 1898 года Высочайшим рескриптом он назначен первенствующим членом Святейшего Синода и 7 ноября 1899?года, также при Высочайшем рескрипте, пожалован бриллиантовым знаком ордена св. Андрея Первозванного.
Впервые в истории первенствующим членом Святейшего Синода стал не Санкт-Петербургский, то есть не столичный, митрополит.
Помимо многочисленных епархиальных дел владыка как священноархимандрит Киево-Печерской Лавры заботился о духовном состоянии братии и прихожан. Братия Лавры видела в своем архипастыре возвышенный, умилительный, глубоко проникающий в душу образец Веры и благочестия, правды, смирения, безкорыстия и трудолюбия. Владыка построил замечательной архитектуры Храм на Подворье Киево-Печерской Лавры в Санкт-Петербурге на 2 тыс. молящихся.
На Киевской кафедре митрополит Иоаникий пробыл более девяти лет и здесь же Волею Господа завершил свой жизненный и проповеднический подвиг.
Почил святитель Иоанникий в Голосеевской пустыни 7 июня 1900 года. Колокол возвестил о том, что в Церкви Торжествующей появился новый молитвенник за нас, «еще стоящих на поле брани».
Святитель обращался с наставлениями к прихожанам, жителям городов и к русскому народу
В конце 1899 г. широко отмечался 50-летний юбилей церковного служения святителя. Владыка был избран почетным членом Императорской Академии наук. Тогда же вышел «Юбилейный сборник», который включал большинство проповедей и религиозно-нравственных рассуждений митрополита.
Исследователь воззрений святителя Иоанникия священник Сергий Руднев пишет: «Одним из главных дел жизненного подвига высокопреосвященного митрополита Иоанникия является его духовное творчество. Его прекрасные произведения по разъяснению слова Божия представляют великую ценность для каждого христианина».
«Святитель Иоанникий (Руднев) отличался широчайшим кругозором. Его поучения охватывали самые разнообразные стороны человеческой жизни. Он был прекрасным педагогом, духовным наставником, талантливым проповедником… Толковал Священное Писание, обращался с наставлениями к прихожанам, жителям городов и к русскому народу».
Слова митрополита Иоанникия были насыщены не человеческой мудростью, а силой Божией и любовью к человеку, и произносились они с глубокой верой и искренностью. Своей простотой и безыскусственностью они воспламеняли сердца слушателей, возбуждая покаяние, стремление к жизни по Божьим заповедям. Можно смело сказать, что вся жизнь митрополита была деятельной проповедью.
«Красивым и доступным языком составленные речи и наставления митрополита, умудренного опытом молитвенного делания, являются кладезем полезных советов и ценнейших наставлений в вопросах духовной жизни и нравственного совершенствования. Приобщиться к этому благому источнику духовной мудрости будет полезно всем современным христианам».
Вся жизнь христианина должна быть временем покаяния, очищения и духовного обновления
В религиозно-нравственных воззрениях святителя Иоанникия вся земная жизнь христианина должна быть временем покаяния, очищения и духовного обновления. Святитель настраивает нас на самое серьезное отношение к своему спасению: «Путь нравственного восхождения по лестнице к святости — это действие болезненное, работа трудная и продолжительная, требующая принуждения своего ума, воли и сердца».
В творческом наследии святителя — знаменитый труд: «Пять слов о покаянии» (СПб., 1899 год). Первоиерарх оставил нам более пятисот проповедей в виде слов, бесед и речей, посвященных предметам христианского вероучения.
Святитель указывает на животворную силу молитвы: «Молитва для души нашей, что дыхание для нашего тела». Важность нелицемерного молитвенного делания святитель Иоанникий подчеркивал в своих проповедях неоднократно, научая, что никакие самые длинные службы церковные не освятят человека, если он не будет постоянно очищать свое сердце слезами покаянной молитвы. Он учил, что Бога нужно искать всем сердцем, всей душой, а не только призывать устами. Притом искать Бога следует не только во время молитв или богослужения, но постоянно и везде, так как Он должен стать целью жизни каждого человека.
Многословие без внимания ума, без сердечного чувства — напрасное колебание воздуха.
«Царь — Помазанник, Богом венчанный и поставленный управлять русским народом для блага Отечества»
Отец Сергий Руднев обращает наше внимание на рассуждения святителя о самодержавной монархии: «Царь — Помазанник, Богом венчанный и поставленный управлять русским народом для блага Отечества. Эта светлая мысль вступает во взаимообщение с сердцем верноподданного и в нем производит соответствующий плод: подданный питает к Царю чувства почтения, благоговения, преданности и покорности. Одушевляемый такими высокими чувствами по отношению к Царю земному, он приходит в храм — дом Царя Небесного — и принимает участие в общем молении о Царе своем».
По рассуждениям владыки нравственным ценностям христианской веры и христианского благочестия соответствует именно самодержавная монархия. Нравственное превосходство самодержавия по сравнению с другими формами правления заключается в том, что оно не зависит от тех условий, от которых часто зависят все другие виды власти.
Рост национального могущества народа и развитие культуры, по мысли святителя Иоанникия, связаны с духовным состоянием и нравственным сознанием общества.
Расцвет науки и культуры, расширение границ и мировая слава государства — вот те самые плоды духовно крепкого общества, краеугольным камнем которого стали непреложные христианские истины.
+ + +
По благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) в 1987 году было установлено празднование Собора Тульских святых (5 октября по н. ст.). В числе многих подвижников благочестия, связанных обстоятельствами жизни с Тульской епархией, в Собор было внесено имя и митрополита Иоанникия (Руднева). Были составлены тропарь и кондак.
Решением Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 2016 г., во время Божественной литургии на соборной площади Киево-Печерской Лавры состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия как местночтимого святого Киевской Епархии, с установлением памяти ему 7 июня, в день его преставления. И ныне его святые мощи почивают для поклонения в Дальних Пещерах так любимой им Киево-Печерской Лавры.
Тропарь, глас 3
Вернаго архипастыря Христова,/ церковнаго священноначалия украшение,/ приидите, вернии, восхвалим святителя Иоанникия,/ неутомимаго проповедника,/ благочестия блюстителя// и паствы своея приснаго печальника и просветителя.
Величаем тя, / святителю отче Иоанникие, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа, Бога нашего.
Святителю отче Иоанникие, моли Бога о нас!
ОТ РЕДАКЦИИ:
Сохраним память об этом удивительном святом человеке, жившем в ХIХ веке, и давшем нам, людям ХХI века, настоящий пример праведной Богоугодной жизни.
Дорогие наши читатели, давайте установим молитвенное общение со святителем Иоанникием — великим святым, духовно соединившим Москву и Киев. И будем просить его молитвенной помощи нам, оказавшимся сегодня в столь непростой ситуации.