Добавлено: 07.05.2019

Воскресение Христово

Перед Пасхой мы получили со Святой Горы Афон неожиданный подарок. Известный афонский старец настоятель скита Крумица иеромонах Николай (Генералов) прислал в редакцию «Руси Державной» пасхальную проповедь, составленную им на основе греческих источников. Перевод с греческого рабы Божией И.

Спешим познакомить наших читателей с ее содержанием.


Сонм распятых


В эти радостные дни Светлой Седмицы давайте вспомним, дорогие братья и сестры, и о других наших братьях во Христе, о тех, которые пока еще висят, пригвожденными на кресте.

• Одни распяли свою надежду, пригвоздив себя ко кресту отчаяния;

• Одни распяли себя на кресте отчаяния, пригвоздив ко кресту свою надежду;

• другие распяли свою веру, пригвоздив себя ко кресту сомнений;

• третьи распяли свое мирное и доброе расположение к людям, пригвоздив себя к зависти и недоброжелательности;

• распяты и многие из наших с вами детей на кресте призрачных удовольствий темной «ночной жизни», жизни во грехе, в грязи преступлений и пагубных пристрастий, страшнейшее из которых — наркомания.

Распята сегодня и многострадальная наша Родина на кресте абортов, а потому и обреченная на смерть. Ежегодно в Греции посредством абортов самым бесчеловечным образом прерываются жизни 400 000 детей. А ведь когда мы жестоко и эгоистично ставим STOP на рождении детей, мы автоматически ставим STOP и на их воскресении, ибо рождение - есть воскресение.

Распяты нами и наши сердца, пригвожденные ко всевозможным материальным благам. «Но встань сияй и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос». Ведь неспроста раздается Пасхальный благовест. Он раздается, чтоб ты пробудился от сна, чтоб радостно возвестить тебе, что «Христос воскресе!»

Праздник праздников


Воскресение Господне можно назвать Праздником цветов, – ведь каждый цветок представляет собой образ Воскресения. Воскресение Христово является так же Праздником весны, поскольку весну можно назвать воскресением и воскресение — весной. После посева смерти наступает радость воскресения. Ведь никто же не сомневается в том, что зерно, упавшее в землю, не исчезает бесследно, но в свое время прорастает, воскресает. Так же не следует сомневаться в том, что тело, которое после смерти попадает в землю, сеется, чтоб в свое время воскреснуть.

Воскресение Господне — это Праздник цветов и весны, потому и поется в ексапостиларии: «Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует.» (Нед. Фомы)

Воскресение — это Праздник молодости, поскольку воскресение есть возрождение и обновление жизни. Старые становятся молодыми и молодые пребывают в вечной молодости.

Воскресение — это Праздник праздников. Как имевший родиться от Пречистой Девы, Христос есть первый и последний. Как имевший воскреснуть, Он есть первый, но не последний. Воплощение Господне уникально и неповторимо. Воскресение же хоть и удивительно, но не неповторимо. Сколько людей, столько же раз повторится и воскресение. Первоначально воскрес Христос «первенец из мертвых» (Кол. 1, 18). За ним следует множество других воскресений. Господь воплотился для нас и ради нас. Воскресение Богочеловека не просто было для нас, но и повторится на нас. Это путь, который открылся для нас и через который нам всем предстоит пройти. Поэтому во всех тропарях говорится о празднике и торжестве. «Сей нареченный и святый день, един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств, воньже благословим Христа во веки» (Канон Пасхальный, песнь 8, ирмос).

В торжестве Воскресения принимает участие весь сонм святых, во главе с Богородицею. Сказано: «Ликуй ныне и веселися, Сионе: Ты же Чистая красуйся Богородице, о восстании рождества Твоего» (Кан. Пас, песнь 9, ирмос).

В торжестве Воскресения участвуют Небо и Земля, человеки и Ангелы. «Это праздник Неба и Земли. Ангелы ликуют и Архангелы и всех Небесных сил Создатель совместно с нами празднует». (И. Златоустый. Е.П.Е. 36, 152-154).

Вера в Воскресение не должна быть только на словах


Великое значение в жизни христианина имеет праздник Воскресения Господня. Но мы должны всячески заботиться о том, чтобы вера в Воскресение Господне была у нас не на одних только словах, да на страницах молитвословов и других книг духовного содержания, но в сердце нашем, во всех поступках и делах наших. Вера в Воскресение должна стать насущной потребностью нашей жизни, ее главным стержнем.

Что было бы с нами, если бы мы, вместо того, чтобы дышать воздухом, ограничились бы лишь разговорами о его пользе? Как воздух является потребностью нашего организма, а не предметом филологии, так и вера в Воскресение Христово — это духовный воздух, которым мы дышим, без которого нас тут же начинает душить страх смерти. Глубоко вдохнуть этого духовного воздуха мы можем во Святой нашей Церкви, которая является Церковью Воскресения Христова.


Посещая кладбища с могилками близких нам людей, можно вдохнуть чистый воздух Воскресения, когда веруем, что все находящиеся там усопшие наши братья воскреснут в свое время. И чье сердце сжимает горе, тому легче становится в этом печальном месте в час Утра Светлого. Вера в Воскресение любовью сердце объемлет, той любовью, что и в смерти разлуки не видит и усопших, как живых обнимает. Воскресение – это кислород нашей жизни, это лобзание Вечной жизни.

Что было бы с нами, если бы мы только рассказывали о солнце и о том, какая от него польза, а сами бы огородились от солнечного света, живя в темном и душном подвале? Так и вера в Воскресение не должна быть у нас только на словах, но, подобно солнечным лучам, пронизывать все наше существо, неся нам свои живоносные свет и тепло, необходимые для духовной жизни. Ведь Христос воскрес не на словах только, а воистину воскрес Господь. Потому и мы должны на деле проявлять свою веру в Живоносное Христово Воскресение. Господь воскрес, чтоб рассеять мрак нашего уныния. Так умоемся же в этих светозарных лучах Воскресения Христова. «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя, да празднует убо вся тварь восстание Христово!». Так очистим же окна нашей души, т. е. наши чувства, чтобы все наше существо озарил (чтоб возсиял внутри нас) всепросвещающий свет Воскресения. «Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася».

Ожидаем ли мы воскресения из мертвых?


Конечно, все православные христиане веруют в Воскресение из мертвых. И не просто веруют, но и на все 100% уверены, что этот день настанет, и ожидают его. Ведь если ученики Христовы, не будучи еще совершенными, во имя Иисуса Христа воскрешали мертвых, по слову Спасителя: «Мертвых воскрешайте» (Матф.10, 8), то неужто мы станем сомневаться, что Сын Бога Живаго и Сам Бог Живой воскресит человека в последний день. Если тонкие провода способны передавать свет, неужто мы станем сомневаться, что Сам Источник Света может передать нам свет воскресения?

Мы, православные, твердо верим в воскресение мертвых и ожидаем его еще и потому, что всеобщему воскресению из мертвых предшествовало множество частных случаев воскресения. Так Светлому Христову Воскресению предшествовало воскресение Лазаря. Когда приходит Предтеча, нет сомнения, что придет и Помазанник. Все воскресения, имевшие место ранее, являются, как бы предтечами всеобщего воскресения. Воскресение Лазаря является предтечею воскресения Христова, а воскресение Христово есть предтеча нашего воскресения, как об этом сказано у ап. Павла: «предтечею за нас вошел Иисус». Воскресение Христово есть начало воскресения всех умерших человеков, – воскресения уже не в жизнь временную, как было воскресение Лазаря и других прежде его, но в вечную. Воскрес Христос, и мы воскреснем! И непременно воскреснем и будем жить вечно со Христом, насколько мы здесь, на земле, живем верою и любовью, связывающими всех нас воедино с Ним, Господом нашим.

Ангел –герой – свобода


Что уснуло, пробудится! Но следите, чтобы в нас не проснулись необузданные звери чувственных страстей, а старайтесь пробудить в себе то доброе и святое, что уснуло в нас. Почивает внутри каждого из нас: и во взрослых, и в детях, и даже в тяжких преступниках и злодеях, – светлый ангел (то доброе, что есть в нас). И если этого ангела разбудим в себе, тогда за каждую добрую перемену в нас и по мере нашего духовного преображения этот ангел будет сладостно восклицать: «Слава воскресению Твоему, Господи!»

Посмотрим, что еще уснуло в нас. В каждом из нас уснул один герой. Но если разбудим его в себе, то не станем более идти на поводу похотей лукавых и будем готовы на подвиги и самопожертвование. Воспрянем же от летаргического сна греховной жизни, воскреснем же духовно, возвысимся же над трясиной земных удовольствий.

Уснула внутри нас и наша свобода, которую мы засыпали могильной землей земных привязанностей и которую мы закопали в могилу рабского служения страстям. Воскресение Христово да совершит в каждом из нас духовный переворот, дабы мы сбросили с себя позорное ярмо греховного рабства. Дабы страстный мир, увидев воочию воскресение тех, кто последовал за Христом, (то есть христиан), видя их новую жизнь, радостно воскликнул: «Воистину воскрес Господь!»

Воскресения день или погребения?


Православие есть жизнь во Христе, жизнь Воскресения. Обычный день, как известно, имеет длительность 24 часа. Воскресения же день не ограничивается 24-мя часами. Его продолжительность гораздо большая. Одним из свидетельств тому является учрежденная Святой Церковью Светлая Седмица, которая считается единым днем, а потому и называется Неделей Пасхи (в старо-славянском языке «неделей» называется воскресный день). В греческом языке Неделя Пасхи называется «Διακαινίσημη Εβδομάδα», от слова «καινός», что в переводе значит «новый». Воскресения день — это новый день. Если обычный день определяется солнцем, то

• воскресения день — это не только тот день, в который мы, христиане, празднуем Пасху Христову, и которую многие современные христиане привыкли встречать, светло пируя (торжествуя);

• воскресения день — это не только тот день, что следует за субботой, и который, как известно, посвящен Воскресшему Господу;

• воскресения день — это не только вся Пасхальная Седмица, в которую свет наших молитв блекнет перед одним восклицанием: «Христос воскресе!»

• воскресения день-это вся наша жизнь, озаренная светом воскресения Христова, жизнь по Евангельским заповедям и вся история нашей Церкви, которая имеет путеводителем своим Воскресение Христово.
День считается до тех пор, пока не зайдет солнце. Солнце, воссиявшее из Гроба Господня, Солнце Воскресения, не зайдет никогда. Поэтому воскресение называют «днем невечерним». Будем же следить, чтобы и в наших душах не заходило это солнце Воскресения.

Праздник Воскресения весьма велик по своему значению. Воскресение должно занимать центральное место в нашей жизни и ни в коем случае не должно восприниматься нами, как обычный традиционный праздник, просто скрашивающий рутину повседневной жизни. С болью заметим, однако ж, что многих современных верующих в Великий и Светлый день Пасхи больше занимает запеченный на вертеле барашек, а не Пасхальный Агнец. К стыду нашему скажу, что многие, едва произнесут: «Христос воскресе!»- и тут же в сердце своем погребают Его, а точнее, они хоронят свою веру и любовь ко Христу. Многие в Пасхальную ночь радуются Воскресению Христову каких-нибудь пять минут а затем обвивают свою веру и любовь ко Христу погребальными пеленами мирских утех и увеселений. Иные, не дождавшись конца богослужения, разворачиваются и поспешно уходят из храма сразу, как только раздастся: «Христос воскресе!» А ведь в этот момент Церковь начинает петь: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его» (Пс. 67, 1). И уходят они с такой поспешностью, с какой обычно уходят воры и преступники, когда внезапно раздается звук сирены или появляется яркая вспышка света. Так и эти люди, едва только раздадутся звуки сей небесной сирены, едва только блеснет свет Воскресения, как они «яко исчезает дым» исчезают. Таких христиан можно назвать людьми пятиминутного Воскресения. В течение целого года эти люди сердце свое уподобляют гробу, в котором они погребли Христа, затем в день Пасхи на пять минут вспоминают они о Воскресении Христовом и вновь превращают свое сердце в гроб до следующего года. Можете ли вы себе представить дом, где бы свет зажигали всего на пять минут в год, а все остальное время этот дом был бы погружен во тьму. Или можете вы себе представить дом, у которого бы всего на 5 минут в год открывались окна, чтоб вошел солнечный свет, а все остальное время он был бы наглухо закрыт, так что и солнечный луч не мог бы туда проникнуть? Вот нечто подобное напоминают те христиане, которые помнят о воскресении Христовом лишь несколько первых минут Пасхальной ночи и открывают окна своей души всего на пять минут, чтоб в них вошел дивный свет Воскресения, который светит ярче солнца и несет в себе тепло и жизнь.

Есть и такие христиане, для которых праздник Пасхи ограничивается лишь одним единственным днем, после они погребают свою веру в Воскресшего Христа во гробе ложного стыда, малодушия и страха за свою репутацию. Это те, кто, боясь показаться «фанатичными» в глазах своих не особо церковных, зато «добрых и интеллигентных» знакомых, стыдятся произносить пасхальное приветствие «Христос воскресе!» в течение сорока дней, как это принято Православной Церковью и, по причине этого своего ложного стыда, они говорят эти самые радостные и сладостные слова лишь в течение одного дня св. Пасхи.

Для истинных христиан в течение сорока дней до праздника Вознесения Господня, единственным приветствием при встрече и расставании являются слова: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» Так поступали св. угодники Божии, среди которых немало было и таких, как св. Серафим Саровский, которые и в течение всего года продолжали приветствовать встречавшихся им людей словами: Христос воскресе!
Есть еще другая категория христиан, которые добросовестно посещают Богослужения, с наслаждением слушают Церковные песнопения, благоговейно причащаются Св. Христовых Тайн, но, едва закончится Богослужение, они хоронят свои благоговейные чувства во гробе чревоугодия. Забыв про Пасхального Агнца, они начинают без меры объедаться и упиваться; и большую радость находят в различных яствах, нежели в том, что сподобились причаститься Св. Христовых Тайн. Но следует помнить таковым, что всякий раз, когда совершается Таинство св. Евхаристии, мы Пасху Господню совершаем и Воскресение Христово празднуем Пасхальным Агнцем.
от 21.11.2024 Раздел: Апрель 2019 Просмотров: 817
Всего комментариев: 0
avatar