100-летию Приамурского Земского Собора (23 июля — 10 августа 1922 г.) посвящается
Сегодня всё чаще мы слышим о большой войне, которую намерены развязать мировые силы. И эта война уже не оставит равнодушных наблюдателей и созерцателей, живущих своей духовно расслабленной и веселенькой жизнью. Но даже, если мы знаем о приближении тяжелых испытаний, мало кто из нас, хорошо устроившись в своей квартирке, готов расставаться с комфортом и отказываться от «выгодных предложений». Пока всё наше общество, даже предчувствуя большую войну, явно к этому не готово. Не готово духовно и физически. У нашего общества сегодня нет даже крепкой стержневой идеи. А как жить без идеи? Без идеи ни жить, ни помирать невозможно по-человечески. Без идеи и воевать нельзя. Человек — существо идейное. Какая-то идея живет в каждом человеке. Правда, не каждый обнаруживает свою истинную идею, осознает ее. Часто идеи ложные, ведущие в никуда. Сделать карьеру, иметь много денег, хорошее здоровье, вообще достичь высокого уровня благосостояния… А ради чего?
Наши души творит Господь. И души не умирают, живут вечно. Карьера, деньги, здоровье — вряд ли это то, что определяет жизнь души в вечности. Неплохо, наверное, иметь всё перечисленное. Но может ли это быть стратегической целью жизни человека?
Мы же знаем, что душа не может удовлетвориться только материальным, она должна питаться духовной пищей. И высшая идея для всякого человека — спасение своей души. Не всегда мы осознаем это, не всегда стремимся к этому спасению. Многое здесь зависит от того, в какой среде мы живем, в каком обществе, и каком государстве. Если государство строится на евангельских началах, как некогда наша Православная Русь, то условия для спасения душ граждан этого государства, очевидно, более благоприятные. Если во главе государства стоит Помазанник Божий, выражающий в своем правлении волю Господа, вся политика этого государства, его внутреннее устройство и его законы будут подчинены Закону Божьему.
Сотни лет жила Россия с Помазанником Божиим во главе. И даже дети на Руси учились грамоте со слов, обращенных к Богу, со слов из Священного Писания, с первых годов жизни приучаясь к молитве. До революции Российское государство руководствовалось ясной идеей — быть с Богом, жить со Христом во Христе для Христа. С этой идеей рождались и умирали. С этой идеей шли в бой и побеждали. И сколько святых родила для Бога наша Русь-матушка, веками жившая под скипетром Православного Царя!
…Зашел недавно по делам в одну компанию. И подарил сотрудникам открытки, посвященные визиту Цесаревича Николая Александровича Романова во Владивосток в 1891 году во время его Восточного путешествия. И одна из сотрудниц компании, увидев открытку, рассказала такую небольшую историю: «Моя бабушка родилась 1890-х годах. А скончалась в начале 1970-х, когда я еще не появилась на свет. Бабушка успела пожить при Царе. И она рассказывала моей маме: какое чудесное было время, когда в России был Царь!».
Да, вовсе не нужно идеализировать прошлое. Но ведь было чудесное время. Было! На Небе Бог, а на земле — царь. И благодать Божия пребывала обильно на земле Русской, на предках наших. Православная идея, православная культура глубоко пропитали душу русского народа. Даже гигантские усилия антихристианской власти, захватившей Россию в 1917 году, не смогли убить в нашем народе православный дух. Многие люди, вышедшие из многовековой Самодержавной России и оказавшиеся под новой безбожной властью, оставались православными в своих душах. В Великую Отечественную войну мы ведь в этом убедились. Многие солдаты даже носили на себе крестик. И немало было тех, кто в бой шел с верой в Бога и с молитвой к Нему. Не получалось у богоборцев-революционеров, создававших «союзы воинствующих безбожников», вытравить из русских людей веру христианскую.
Вера у русского народа была в крови, в самой глубине сердца. Сколько мучеников за веру было тогда!
В атеистическом Советском Союзе вера и православный дух проявлялись и в подвигах русских воинов, и в напряженной трудовой жизни народа, и в высокой нравственности наших людей. Да и в самом русском слове, звучавшем по радио, в песнях, которые пела вся родня и друзья, собиравшиеся на добрых застольях. И немало было добрых фильмов, в которых отражалась православная русская душа. Как видны терзания русской души, ищущей Бога, в жизни и произведениях Русского человека Василия Макаровича Шукшина! Какое духовное потрясение — его знаменитая «Калина красная»! Там, в этом шедевре русского советского кино было ведь показано истинное покаяние страдающей русской души. И там, в шукшинской «Калине красной», как и в самом нашем дорогом Василии Макаровиче, мы видим живую Русь, не забывшую Бога, ищущую Его, тоскующую о Нем и любящую Его.
Как-то обнаружил на сайте «Союза православных журналистов» статью о Василии Макаровиче Шукшине и его фильме «Калина красная». Статья написана в 2017 году. Там говорится и об эпизоде, где герой Шукшина Егор Прокудин рыдает, лежа на сырой земле недалеко от храма. Рыдает в покаянии, признаваясь, что сейчас увидел свою родную мать, которая помнит о нем, заблудшем и как будто бы пропавшим без вести.
«На снятой здесь сцене стоит остановиться подробнее. Вот текст, который произносит Егор:
— Не могу больше, Люба, не могу больше! Тварь я последняя, тварь, тварь подколодная, не могу так жить, не могу больше, Господи, прости меня, Господи, если можешь, не могу больше муку это терпеть.
И добавляет:
— Ведь это ж мать моя.
В этом плаче Егора Прокудина — плачь всего русского народа по брошенной матери-Церкви, покаяние народа и мольба о прощении. Именно так стоит трактовать эту сцену, а не просто как рассказ Любе о родной матери» («СПЖ»).
Уже нет Советского Союза, где наш народ своим сердцем был, может быть, ближе к Богу, чем сегодня. Но эта близость к Богу была, конечно же, не благодаря социалистическому строю и идеям марксизма-ленинизма. В СССР душа русского народа еще не успела забыть то, ради чего Господь создал Россию. Еще жили тогда люди, которые помнили царские времена, помнили Святую Русь и воспитывались в ней. Но антихристианский бульдозер советской власти так разворотил наши души, что сегодняшние поколения, даже заглядывая в ворота храма, порой просто не имеют представления о русской православной жизни. А где взять это представление, если само государство наше так устроено, что Православие и русская культура в нем являются лишь альтернативными элементами всей нашей «многоконфессиональной и мультикультурной» демократической страны?
Так в чем же наша идея сегодня? Неужели в повышении уровня благосостояния общества и всеобщей цифровизации?
Наша истинная идея в Православии. Православие всегда было самой сутью Руси, даже если мы об этом забывали, даже если пытались бороться с Православием, проводя «коммунизацию» или «демократизацию» земли Русской.
Если мы пытаемся менять духовную суть России, отказываемся от нее, то мы отказываемся от нашего Отечества, от его корней. И за что же нам воевать в предстоящей большой войне? За Россию, конечно. Но за какую? За настоящую, за нашу родимую Святую Русь? Или за что-то географическое, административно-территориальное, описанное в цифрах больших экономических стратегий?
Желает кто-то или не желает, но у России и нашего народа только один путь — православный. И выход на этот путь вряд ли совместим с какими-то западными формами правления в нашей стране, со всевозможными демократическими и республиканскими традициями. Истинная Россия может быть только Самодержавной Монархией. Не конституционной, а Самодержавной. Во главе с православным Самодержцем, Помазанником Божиим. Как сказал однажды известный архиерей митрополит Вениамин (Пушкарь): «Самодержавный монарх, какой бы ни был, стремится Россию земную строить по образу Небесного Царства».
Конечно, Россия должна возродиться как Самодержавная Монархия. Но невозможно это без покаяния. Быть может, грядущие испытания, станут тем духовным потрясением нашего общества, которое заставит нас вспомнить о Боге и о нашей истинной Руси, о той, которую мы потеряли вместе с нашим святым Царем, Помазанником Божиим.
Но до каких же пределов нам нужно дойти, какие потрясения испытать, чтобы зарыдать в покаянии, чтобы осознать и произнести в сердце своем шукшинские слова: «Тварь я последняя, тварь, тварь подколодная, не могу так жить, не могу больше, Господи, прости меня, Господи, если можешь…»?
Сто лет назад Россия уже дошла до этих пределов. Революция, убийство Помазанника Божьего, Гражданская война, кровь, горе народное… На самом пределе этого горя, у самого края земли Русской, охваченной пламенем кровавой революции, русские люди осознали, в чем корень наступивших бед. Тогда во Владивостоке в июле — августе 1922 года во главе с Царским генералом Дитерихсом собрался покаянный Приамурский Собор. И Собор решил — России быть Самодержавной Монархией. И этого решения никто не отменял. Это решение может лишь подтвердить и закрепить новый Всероссийский церковно-государственный собор, на котором и должно произойти обретение Россией своего Царя Помазанника Божьего. И этому делу должна сегодня способствовать наша Русская Церковь, наша государственная власть и весь народ, если мы желаем одержать Победу в предстоящей войне и возродить Святую Русь.
Не стоит надеяться на будущие поколения и перекладывать на них великое дело возрождения Святой Руси. Пора нам, дорогие братья и сестры, родные русские люди, выбираться из болот демократических, капиталистических, либеральных, социалистических… Пора нам с Божией помощью и чистым любящим сердцем возрождать, созидать свое Святое Отечество — Русь Христову, Русь Державную — по образу Царствия Небесного, с Помазанником Божиим во главе.
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»