К пятилетию со дня упокоения епископа Вениамина (Королёва)
Тихим апрельским утром 2020 года на Красную горку — день, когда Церковь воспоминает явление Воскресшего Спасителя апостолу Фоме, — завершил свой земной путь епископ Железногорский и Льговский Вениамин (Королёв). Его кончина, ставшая первой среди архиереев Русской Православной Церкви, унесённых волной пандемии, обрела глубоко символическое звучание: владыка отошёл ко Господу на Светлой седмице, словно напоминая о вечности Пасхальной радости. В стенах Курской клинической инфекционной больницы имени Семашко за мгновение до последнего вздоха он произнёс удивительные слова: «Кто-то пришёл… дал в руку красное яичко». Тайна этого события осталась сокрытой — в пустой палате, кроме медиков, никого не было.
Прощание с архипастырем, вопреки традициям, прошло в узком кругу: из-за карантинных ограничений у гроба собрались лишь священнослужители и монашествующие. Но эта сдержанность стала продолжением его жизненного пути — бессребреника, избегавшего мирской славы. Митрополит Курский и Рыльский Герман, обращаясь к собравшимся, подчеркнул: владыка Вениамин нёс архиерейский сан как крест, оставаясь образцом смирения. «Он бежал от похвал, как от огня, — говорил владыка Герман, — но сердце его горело любовью к монашеству, пастве и каждому, кто искал утешения».
Корни его веры уходили в детство, проведённое в благочестивой семье. Особую роль сыграла бабушка, воспитавшая внука в духе церковного благочестия. Мальчиком он подолгу стоял ночами у красного угла, где мерцали лики Спасителя и Богородицы. «От икон исходила необъяснимая сила, — вспоминал владыка, — будто сама благодать касалась души».
Музыкальный дар, проявившийся в юности, мог бы определить иную судьбу: блестящее окончание училища, виртуозная игра на разных музыкальных инструментах, сочинение музыки. Но Господь вёл его иным путём. Взрослея, юноша осознал: земное искусство — лишь отблеск Небесной гармонии. Его сердце жаждало монашества.
Приняв постриг в стенах Курского Знаменского Богородицкого монастыря под руководством митрополита Иувеналия (Тарасова), будущий епископ приступил к первому послушанию — возрождению храма Ахтырской иконы Божией Матери. Место это было отмечено особой благодатью: по преданию, здесь покоится мать преподобного Серафима Саровского — Агафья Машнина. Камень за камнем, молитвой и трудом, святыня обретала новую жизнь, став прообразом многих будущих трудов владыки.
Своими духовными ориентирами он называл подвижников, чьи судьбы стали живой проповедью веры. Схимитрополит Иувеналий, воссоздавший из руин Курскую Коренную Рождества Пресвятой Богородицы мужскую пустынь; архимандрит Ипполит (Халин), ученик Глинских старцев, чьё сердце навсегда осталось на Афоне; митрополит Герман (Моралин), нёсший свет Христов в якутские снега; схиархимандрит Макарий (Болотов), первым начавший возрождать Оптину пустынь. «Они стали моими путеводными звёздами, — признавался владыка, — их уроки — как вода в пустыне».
Дела милосердия он считал не долгом, а естеством своей души. Сироты, ветераны, одинокие старики — ни одна просьба не оставалась без ответа. Строительство храмов, помощь страждущим, тихая поддержка — даже в быту он отвергал комфорт: вместо подушки — камень, вместо кровати — кресло, где спал сидя, словно монах-аскет древних времён.
Его миссия выходила за пределы епархии. Благодаря усилиям владыки Вениамина Россию посетила величайшая святыня — Курская Коренная икона
Божией Матери «Знамение», вывезенная в годы революции. Он стал хранителем другой чудотворной святыни — дивного, мироточивого образа Пресвятой Богородицы «Умиление Серафимо-Дивеевская Локотская». Мечтал возвести храм в честь Державной иконы Божией Матери — символ единства веры и Отечества.
Для возведения новой святыни сформировали попечительский совет, который возглавил известный общественный деятель — главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Печерский. Местом для храма архиепископ Вениамин избрал территорию Железногорского епархиального управления, входящего в состав Курской митрополии. В ознаменование начала работ на участке торжественно воздвигли поклонный крест, созданный по эскизам знаменитого, скульптура Вячеслава Клыкова, а также поместили в основание будущей постройки реликвию — капсулу с освящённой землёй из-под стен коломенского храма, где хранится чудотворный образ Державной Божией Матери.
Во время очередного собрания совета в Москве, куда архипастырь неизменно приезжал лично, развернулась символичная дискуссия. Участники обсуждения поинтересовались у владыки концепцией алтарных росписей за престолом. «Слева предстанет Царица Небесная, принимающая от государя-страстотерпца Николая Александровича регалии монаршей власти — Державу и Скипетр, — разъяснил архиерей. — Напротив же будет изображён момент, когда Пресвятая Дева возвращает эти символы грядущему Помазаннику».
В зале воцарилась тишина, которую нарушил взволнованный вопрос А. Н. Печерского: «Ваше Преосвященство, а кто будет представлен в образе нового царя?» «Времена отмеряет Господь. Узнаете, когда свершится», — с таинственной улыбкой ответил архипастырь, добавив, что, согласно пророчеству, «возрождение России начнётся из провинции».
Любовь к России была для него не словом, а делом.
Он молился о её судьбе, скорбел об испытаниях, верил в духовное возрождение. Даже за океаном, во время визитов в США, его речь звучала как гимн родной земле.
Пять лет спустя память о владыке Вениамине живёт в восстановленных храмах, в сердцах духовных чад, в тихих молитвах у чудотворных икон. Его жизнь, словно фреска, сложенная из тысяч мазков — духовных трудов и подвигов, — продолжает светить тем, кто ищет путь ко Христу.
Как сказал один из священников на поминальной службе: «Он не ушёл — он просто перешёл в ту реальность, где больше нет ни слёз, ни разлук, а только Вечная Пасха».
Михаил АРХАНГЕЛЬСКИЙ