Добавлено:

Впервые за тысячелетие

Посох и богослужебные облачения, которые принадлежали главе Русской Православной Церкви за рубежом митрополиту Филарету, отправились из Бостона в Москву. Это символическое событие - знак окончания эпохи раздробленности двух Церквей.

Передача посоха и облачений будет совершена во исполнение завещания митрополита Филарета (Вознесенского). Долгие годы Русская Церковь вынужденно находилась в раздробленном состоянии. Однако в этом году Синод Зарубежной Церкви принял решение о восстановлении канонического общения.

«Это действительно огромное событие, потому что в Русской Церкви впервые преодолевается раскол за всю ее тысячелетнюю историю. Да и во Вселенской Церкви, двухтысячелетней, преодоление расколов – это совершенно уникальное событие», – прокомментировал это решение архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря в Москве. (Патриархия.ru)

В воскресенье, 12 ноября 2006 года, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, и во исполнение желания митрополита Филарета (Вознесенского) и завещания его келейника протодиакона Никиты Чакирова, митрофорный протоиерей Роман Лукьянов, настоятель Богоявленской церкви в г. Бостоне, в торжественной обстановке передал в дар Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II посох и облачение третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

Настоятель предполагал сам отправиться в Москву, но не пустила болезнь. Поэтому в этот день за Божественной литургией, совершенной заместителем настоятеля иереем Виктором Болдевскуль в сослужении клира храма, молился специально для сего направленный Патриархом Московским и всея Руси архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря в Москве.

В конце Божественной литургии заместитель настоятеля обратился к многочисленным молящимся со словами назидания.

«Часто в нашей жизни происходят события, значение которых мы полностью не понимаем. Двадцать пять лет тому назад Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви во главе с Первоиерархом Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом прославил новомучеников и исповедников Российских. Путь, приведший к прославлению этих святых, был нелегким, были разные мнения по этому вопросу, и некоторые люди были против прославления Царской Семьи. Тем не менее, наши архиереи проявили духовное мужество. Дальнейший ход событий явно показывает, что это их соборное решение явилось волей Божией и судьбоносным актом, подготовившим путь к возрождению жизни Святой Церкви на Родине. Завершением проявления свободы действия для Церкви являются исторический для России Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года и прославление новомучеников и исповедников Российских уже всей полнотой Русской Православной Церкви.

Один из трех ныне здравствующих членов Архиерейского Собора, прославившего новомучеников в 1981 году, архиепископ Чикагский и Детройтский Алипий, в послании своему духовенству отметил, что церковная молитва имеет большое значение в жизни нашей паствы. Далее, владыка пишет: «В течение более 70 лет в наших заграничных церквах мы возносили молитвы, чтобы Господь избавил нашу страну от безбожной власти, а Православную Церковь - от жестокого преследования. Наконец, после прославления новомучеников и исповедников земли Русской к лику святых, советская власть стала давать трещины и через несколько лет рухнула. Она рухнула без кровопролитной войны, и в этом был перст Божий.

Если смотреть по-духовному, то теперь можно сказать, что после прославления новомучеников начался предсоборный период, который закончился решением IV Всезарубежного Собора, прошедшего в этом году, о необходимости воссоединения двух частей Русской Православной Церкви.

Мужественный акт прославления новомучеников, совершенный владыкой Филаретом и его собратьями-архиереями, положил начало нашей уже совместной молитве им о страждущей России. К этой молитве присоединялись и наши собратья на Родине. Конец тяжелого периода мученических страданий Русской земли нужно понимать как проявление великой милости Божией по молитве сонма новомучеников и всех чад Русской Православной Церкви на Родине и за рубежом...

Те из нас, кто помнит и кому удалось видеть владыку митрополита Филарета в течение его двадцатилетнего первосвятительского служения в Русской Зарубежной Церкви, не может представлять его себе без его верного помощника и келейника отца протодиакона Никиты Чакирова. Отец Никита посвятил всю свою энергию, свои силы и всю свою жизнь служению своему авве и наставнику. Как при жизни, так и после кончины владыки Филарета, отец Никита продолжал исполнять его желания и сохранять его духовное наследство...

После кончины владыки митрополита Филарета отец Никита сохранил некоторые его облачения как святыню, поскольку многие почитали владыку как человека праведной жизни. В том, что касалось тех облачений, которые приобрел сам отец Никита, владыка Филарет перед своей смертью передал ему устно свои пожелания. Об этом отец Никита говорил своему близкому другу, нашему настоятелю отцу протоиерею Роману, после кончины владыки, последовавшей в 1985 году. Вскоре после этого заболел отец Никита, направивший отцу Роману письмо следующего содержания.

«Вскоре после кончины владыки митрополита Филарета, с ведома владыки Лавра, мною были оставлены дубликаты архиерейских облачений покойного владыки первоиерарха, которые я изготовлял за свой счет, чтобы это было сложено и передано тебе, отче Романе, для хранения.

Мое здоровье плохое, и доктора говорят, что долго я не проживу, посему завещаю тебе хранить их, а в свое время, когда Господь освободит Родину Россию, когда наступят благословенные дни, предсказанные преподобным Серафимом, Саровским чудотворцем, - тогда отвези их на нашу Родину. Передай Святейшему Всероссийскому Патриарху, а одно облачение обязательно в Дивеевскую лавру и расскажи, кому они принадлежали. Скажи, что хранили мы их как зеницу ока, и скажи, что владыка митрополит Филарет, когда совершал чин прославления новомучеников и исповедников Российских, в своей чуткой душе переживал страдания каждого мученика и радовался их стойкости и непоколебимости и верности истине.

Митрополит Филарет совершил великое дело прославления в 1981 году. Соборне и народне великим церковным торжеством он прославил многомиллионный сонм новых угодников Божиих».

И вот теперь, дорогие братия и сестры, настало время исполнения желания митрополита Филарета и завещания отца Никиты.

Сегодня в нашем храме отец Роман передает через отца архимандрита Тихона, наместника Московского Сретенского монастыря, облачение того Первоиерарха, который прославил новомучеников за рубежом, тому первосвятителю, который их прославил в России...»

По окончании Божественной литургии облачения, предназначенные для Патриарха Московского и всея Руси и Дивеевского монастыря, были вынесены из алтаря на середину храма и положены рядом с панихидным столиком, у которого отец Роман Лукьянов возглавил панихиду в сослужении своего заместителя иерея Виктора Болдевскуль, протоиерея Алексия Микрикова и клира храма.

В глубоко прочувствованном ответном слове архимандрит Тихон отметил важность этого события для Русской Православной Церкви и преподнес настоятелю храма наперсный крест от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и икону новосвященномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, с частицей его святых мощей для хранения в Богоявленской церкви.

Официальная страница Синода Русской Православной Церкви заграницей

от 18.04.2024 Раздел: Ноябрь 2006 Просмотров: 620
Всего комментариев: 0
avatar