Восстановлено церковное единство
Программа «Под звездой Богородицы», основу которой составляют крестные ходы по всей русской земле, совершается в честь исторического события — восстановления церковного единства в Русской Православной Церкви.
В храме Христа Спасителя в праздник Вознесения Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении, совершили первую за девяностолетие совместную Божественную литургию, в ней приняли участие множество архиереев и клириков Церкви в Отечестве и за рубежом. Свершилось то, чего так долго ждали все верующие русские люди, — в Москве было восстановлено евхаристическое общение между двумя частями нашей Церкви, трагически разделенной в начале XX века Гражданской войной.
На церемонии подписания Акта выступил Президент России В. В. Путин. Он подчеркнул, что это «событие поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения». «Возрождение церковного единства — это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «Русского мира».
Говорят участники торжеств
«Испытываю бесконечную благодарность Богу за то, что эти исторические события наконец произошли и я… стал их участником. В то время… думаю, все — и те, кто находился в алтаре, и те, кто молился в храме Христа Спасителя, чувствовали совершенно Пасхальную радость, она была очень искренней и полной… Была именно духовная радость, ощущение того, что совершилось нечто невыразимое по значимости. Таким образом Господь творит историю…»
«Сознание христианина принципиально исторично: для нас история — это не что-то очень далекое, забытое — мы живем в истории. И для нас, конечно, воссоединение Церквей чрезвычайно важно. При этом надо понимать, что такое происходит крайне редко. Создать раскол очень легко, и история знает тому множество примеров. А вот пример преодоления раскола — это действительно уникальное явление».
«Девяносто лет ждали. Еще мой отец ждал. Конечно, он не дождался — в 1975 г. умер. Он был полковником белой русской армии. Отец сказал: „Я не доживу, а вы доживете: придет время, когда вы будете ходить не по Ленинграду, а по Петербургу и будете видеть трехцветный флаг и даже увидите двуглавого орла. И Церковь снова будет на Родине. Мы уходили из России с верой, что возвратимся…“
И как только в России цепи разорвались, я первый сюда приехал. Поцеловал землю…
Мой отец монархист, и я монархист, и мы ждали и дождались».
«… Вся Церковь ликует и на небесах у Господа, и здесь с нами на Земле. Вся Церковь! Потому, что преодолены козни сил нечистых, побеждены лютые гонители и клеветники православных христиан — именно сейчас, когда всем православным людям бывшей Православной Российской Империи наконец по молитвам праведников и новомучеников, по молитвам ангелов и святых Апостолов и Матери Божией, по молитвам Царственных Страстотерпцев, по молитвам доблестных воинов, павших за Веру и за Отечество, по молитвам замученных детей, младенцев, казачат — по молитвам всех погибших имена же их Ты, Господи, веси! — дано было наконец народу нашему преодолеть позор и горе долголетних разделений и провозгласить вновь на этой Земле, освященной кровью и молитвами мучеников, исповедников, праведников, подлинное Торжество Православия!..
Царем Небесным, мы знаем, всегда был и будет для нас, для всех верных чад Церкви, Сам Христос. И хотя мы верим и уповаем и надеемся, что Господь смилуется над раскаявшимся человечеством и дарует нам еще и в будущем достойного Царя-Помазанника, согласно пророчествам старца Амвросия Оптинского, мы не можем на это рассчитывать — мы должны такое чудо заслужить.
Москва, 17 мая 2007 г. Подписание Акта. Свершилось!..
Именно поэтому всем нам, русским, необходимо воспитать в себе и закрепить в подрастающих поколениях тот дух единения и братолюбия, который помогал всем нам в ответственнейшие минуты нашей истории преодолевать наветы и полчища вражии. Именно отсутствие здравого рассудка, единения, братолюбия неоднократно за последние 11 веков ввергало русских в тяжкие бедствия. И именно обратный, верный порыв к подлинно христианской любви, к согласию, к чистоте духовной, тяготение к соборности и единомыслию нас всегда всех спасал и выводил снова на верный путь.
Последние поколения общей нашей истории были особенно тяжкими для каждой русской семьи. Мы не имеем права забыть о страданиях невинных людей, о подвигах принявших муки и претерпевших лишения и гонения ради спасения России, ее державы, ее народа, ее владений…
В этой дивной Лавре, на этом месте… преподобный Сергий благословлял не только войска Димитрия Донского, но и своих же иноков, Пересвета и Ослябю, на ратный подвиг ради спасения Руси… Будем надеяться, что все подобные испытания позади, что не ждет уже никогда больше эту благодатную землю нашу нашествие иноплеменных, но не забудем и другого: все мы призваны так же самоотверженно, как и иноки Пересвет и Ослябя, как и Димитрий Донской, как и сам преподобный наш Сергий Радонежский, вести невидимую брань — т. е. настоящую войну духовную — со всеми темными силами, угрожающими не только нашей России, но и всему человечеству, и не только пленом и разорением, но вечной погибелью…
Какими бы недостатками ни страдали русские люди в отдельности и в совокупности своей, все мы — различных толков, судеб и происхождений — отличались всегда глубокой любовью к этой земле, к нашей России. Эта любовь сейчас должна подвигнуть нас на настоящие усилия духовные, согласно примерам и наставлениям известных нам святых отцов, во спасение не только каждого из нас, грешных, но и тех десятков тысяч, о которых говорил св. Серафим — т. е. тех миллионов душ и здесь, в России, и в соседних и даже в отдаленных странах, которым предстоит еще полностью очнуться от духовного оцепенения и ожить для Церкви и для Христа.
Тем из нас, кто прибыл издалече, придется в скором времени расстаться с Вами. Нам будет грустно покидать Вас всех и эти святые места после стольких переживаний. Но мы заберем с собой память и свидетельство о том, что мы вместе пережили в эти дни, и поделимся этими драгоценными впечатлениями с другими, которые любят Вас ничуть не меньше. И Вы донесете до других русских людей и их близких то, что видели, слышали и ощутили Вы сами. Из этих всех частиц, при помощи современной техники, которую, знаю, Господь именно для этого позволил людям овладеть, начнет на наших глазах собираться воочию именно та неделимая, непобедимая, единая и незапятнанная раздорами Церковь Христова, которую Спаситель завещал нам — которую надо было утратить, чтобы ее наконец осмыслить и правильно оценить и без которой мы уже не представляем себе ни России, ни русских, ни даже будущего земной цивилизации… В духе нового единомыслия мы переживаем теперь все примерно одно и то же и что все, кто приехал с нами издалека, разделяют и эти, и все остальные глубокие чувства благодарности, радости, восторга и умиления, охватившие и переполнившие всех нас.
Ради Христа, ради России, ради Православия будем же все вместе крепнуть духом, разумом и единомыслием во всем, молитвенным подвигом заповеданным нам нашими великими угодниками, стяжая каждый и каждая Святаго Духа со тщанием. Аминь». (В сокращении)