В последние несколько лет наш небольшой коллектив занимался исследованием ритмов Российской истории. Мы начали с разработки сугубо светских – физических, естественно-научных, социальных представлений, вовлекли в оборот информацию о том, как развивалась территория Российской земли, как действовали климатические особенности, ураганы, затмения, засухи и пр. Как влияла внешняя политика, нашествия разных внешних сил, внутренние распри на устройство государства, общества, народонаселение. Было учтено девять принципиальных факторов. В частности, народонаселение, природные ресурсы, территория, экономика, управление и, безусловно, культура и религия. Анализ их динамики дал первоначальные сведения о том, что есть некое дыхание, некая ритмика проблем, которые волнуют нас и волновали наших предков. Предварительные расчеты показывают, что наши раздумья и проблемы повторяются примерно каждые 80 лет. Это совпадает с законом трех поколений. Поколения сменяют друг друга, и на четвертом поколении все начинается сначала. Потом тщательные исследования показали, что все эти 80-летние интервалы немного отличаются, но каждые 400 лет наша страна попадает в одну и ту же историческую ситуацию. Кризис, но не безнадежность, тяжелые и горестные испытания, и так каждые 400 лет. История России началась в нынешнем исполнении с миссионерской деятельности Андрея Первозванного в I веке нашей эры. Поэтому все расчеты исторической динамики мы вели с середины I века. Были различные племена и народности, из которых формировались нынешние качества народа: созерцательность, цельность и мощная воля, наши представления о себе, о вере и т. д. и т. д. И прошедшим летом эти представления, которые являются сугубо теоретическими, получили неожиданное подтверждение, если хотите, благословение. Дело в том, что первое распоряжение, которое дал Яков Свердлов красногвардейским отрядам о репрессиях против Церкви, касалось монастыря святого Александра Свирского, недалеко от Петрограда. И группа красногвардейцев выехала в монастырь святого Александра Свирского. Но на защиту святых мощей встали прихожане, священники, которые смогли оградить мощи от этого вандализма. Тем не менее прошло несколько месяцев и 1918 годом можно датировать не только смерть Божьего Помазанника Николая Второго, но и исчезновение из общественного и религиозного сознания мощей святого преподобного Александра Свирского.
Потом прошло ровно 80 лет, и в то время, когда вся общественность наблюдала за перипетиями возвращения останков царской семьи в Петропавловскую крепость, в те же дни 1998 года произошло возвращение мощей преподобного Александра Свирского в Александро-Свирскую обитель.
Упомянутые 400-летние интервалы означают, между прочим, что если светская власть в попытках найти национальную идею опирается на некие случайные аналогии (скажем, Борису Ельцину казалось, что его историческим образцом является Петр Первый), то это означает, что вся политика, вся деятельность государства будет опираться на неправильные стереотипы, на неправильные приемы, потому что ни Петр Первый, ни его деятельность не являются аналогом нынешней власти и ее исторического контекста. В действительности мы находимся в абсолютной аналогии с периодом начала XVII века, периода Смутного времени, если хотите – Борис Годунов еще правит, а все угрозы его режиму и стране уже обозначились. Это означает, что все стенания, наши плачи, все наши озабоченности о демографии, наше якобы вымирание ( нас будет 70 или 100 млн. через 50 лет), и мы таким образом с трудом сможем охватить эту территорию и держать ее под своим контролем – не беспочвенны. Эти угрозы страшны. Будут прорабатываться сценарии Сибирских Штатов Америки, будут пытаться откусить у нас кусок на Западе, на Юге, на Дальнем Востоке и т. д. Это означает, что наша технологическая отсталость, устаревание вооружений, наша недальновидность, возрастание конфликтов между верхами и низами и т. д., - все это не ново, так все уже было.
Однако понимание этой цикличности, этой ритмики развития, этой Божьей воли в исторических событиях, в исторических деятелях означает только одно: если мы знаем, что через 10 лет, а может быть, и раньше, пройдет большой собор, на котором будет избран либо монарх, либо признанный всей нацией государь, что после этого все попытки иноземных захватчиков потерпят крах, мы должны найти силы в себе решить те задачи, которые мы можем успеть решить в эти 10 лет.
После революции 1917 г. и всех событий той смуты Питирим Сорокин, наш великий социолог, написал книгу «Социология революции». И его общий вывод был таков: в период таких смут, революций, потрясений та тонкая пленка социальности, духовности, ценностей, которые только и удерживают общество от торжества звериноподобных инстинктов, исчезает. Расшатываются все социальные инстинкты – и в отношении собственности, в отношении к вере, в отношении друг к другу и т. д. Он показал на огромном количестве примеров, как это происходит, как люди теряют человеческий облик и подобие Божье. Это общая черта всех революций и совершенно драматическая особенность и, наверное, некий диавольский смысл, который пытается противостоять Божьему Промыслу.
Всегда найдется та социальная группа, которая продаст свои национальные интересы, интересы общества и пойдет на сговор с иноземными коалициями. Поэтому все находится здесь. И Ющенко на Украине, которого представляют как победителя, опиравшегося только на ресурсы американцев или западные ресурсы, мы неправильно оцениваем. 2/3 всех финансов, которые позволили Ющенко победить, были из российских бизнес-структур.
Однако «бархатная революция» означает переход от методов косвенной войны, от методов воздействия на реальность к методам прямого, в том числе и военного, вмешательства. И вот сейчас, в течение 2005 года, эти обсуждения, разработки документов будут находиться в абсолютно активной фазе, потому что время принятия решений такого рода – это 2005 –2006 – 2008 годы. И перед игроком, который хочет сыграть на нашем с вами поражении, стоит соблазн: если подождать еще лет 10, то, возможно, будет поздно. Соблазн в том, что если ему промедлить, то другого шанса не будет.
Словом, речь идет о том, чтобы осуществить необходимые перемены режима и перехватить власть.
Таким образом, в этой ситуации какие перед нами стоят задачи?
Во-первых, безусловно, будем укрепляться в вере, заниматься созданием и укреплением общин, специальных студий и т. д. Это все необходимая деятельность, потому что мы должны работать на уровне, не уступающем никаким современным технологиям, и ничего антиправославного ни в мобильных телефонах, ни в телевизоре, ни в интернете, ни в радио нет. И более того, мне кажется, что мы иногда зря себя загоняем в ловушку, что сейчас самое худшее время. Были 20-е годы, были репрессии, когда православные люди жили в катакомбах, когда прятали крестики, когда боялись креститься, когда боялись зайти в храм. И как сказал о.Геннадий, настоятель Софийского собора в Царском Селе, сейчас вообще самое лучшее время для Православия, потому что, например, чудотворным образом происходит сейчас восстановление храмов. Это не удвоение валового продукта – это удесятерение за последние 10 лет. И тот, кто бывает на праздниках Рождества Христова, Крещения Господня, видит просто море народа. И неважно, что кто-то из них еще, возможно, не знает молитвы «Отче наш» - это не имеет значения. Важно то, что это - массовое явление и угроза в том, что если не предложить нормальное не только утешение души, но и смысл бытия, в том числе бытия творческого в бизнесе, в науке, воспитании детей, то, конечно же, мы сталкиваемся с откатом от Церкви.
Во-вторых, не надо морочить себя многими вывихами, а понимать, что происходит, сохраняя, безусловно, убежденность, потому что оптимизм воли должен быть присущ нам. Понимаем, что нам предстоит пережить чудовищные испытания, но, зная, что 2000 лет мы переживали различные испытания, но, тем не менее, всегда Россия выходила из них и, как Богом данная сущность, воскресала. Она всегда выходила победительницей, и у нас иного шанса нет, потому что таков Божий Промысел – это мое твердое убеждение.
В-третьих, во всех этих процессах всегда главное воля одного мудрого человека. Вспомним генерала Кутепова. Если бы он приехал в феврале 1917 года в Петроград на два дня раньше, до развертывания там широких народных волнений, то, возможно, не было бы и революции. И, несмотря на все объективные причины, не было бы отречения Николая Второго. Когда генерал Кутепов пришел в штаб генерала Хабалова, который командовал гарнизоном, то увидел там полную растерянность - тыловики устали ходить и дежурить по ночам, охранять город. И поэтому у некоего ефрейтора Кирпичникова возникло желание полентяйничать. Его поддержали сначала взвод, потом рота, потом подстрелили одного офицера. У другого командира не хватило желания остановить этот поток толпы, которая потом выплеснулась на улицы, - несколько сот людей. Одно – за другим. Этот микроб охватил город, как эпидемия, и получился разгул инстинктов.
И последнее. Как США умудряются поддерживать свое безусловное технологическое первенство в мире? Это никак не связано с капитализмом, это никак не связано с тем, как они себя ведут в мире. Есть две совершенно четкие причины:
Причина первая. Все, кроме Буша, военно-политические лидеры страны получили опыт работы, стажировались, были сотрудниками специальной организации, находящейся в недрах Министерства обороны, агентстве по самым передовым технологическим разработкам. Они все работали там по нескольку лет. Практически весь истеблишмент США имеет в своих «трудовых книжках», условно говоря, опыт работы в этом подразделении. Оно явилось инициатором разработок и интернета, и новейших винтовок, и технологии невидимости, и телекоммуникаций. Все это произошло оттуда. Оно обладает определенными правами, полномочиями. И министр обороны не имеет права тормозить деятельность этого мозгового треста. Такого треста нет у нас. Но весь смысл этой организации не только в том, что они обладают ресурсами для инициирования передовых разработок. Весь смысл в том, что человек, прошедший эту школу, обладает современным видением процессов, которые есть в мире. Мы прекрасно понимаем, что такой структуры у нас нет.
И второе. Каждый, кто прошел эту школу, естественно, и в студенческие, и в последующие годы находит опыт приобщения к различным культовым структурам. Есть серьезные закрытые организации, и каждый из них уже связан обязательствами перед своей сетью. Какими обязательствами связаны наши бизнесмены, наши руководители? Перед какой компартией, перед какими клубами, перед какими общинами они ответственны? Да ни перед какими. Только перед своей личной совестью и, возможно, перед мнением семьи, мнением товарищей, коллег, дворовых, друзей и т. д. … Между тем опыт культовой ответственности руководителя исключительно важен.
И самое главное. Убежденность в том, о чем когда-то сказал М.В. Ломоносов: «К Руси были притязания извне – печенеги, угры, татаро-монголы, поляки, шведы. Изнутри – распри всевозможные. Они, конечно, утомляли Русь, но не было такого ни разу, чтобы Русь своих сил не восстановила, и к ободрению уставшего народа воздвигнуты были бодрые государи.»
И поэтому, помня о том, что всему свое время, важно подчеркнуть, что сейчас время, конечно, уныния, время печали, время расстройства, время самобичевания, время выкорчевывания своих грехов, время укрепления семей. Но надо помнить, что придет время побед, будет время Суворовых, Менделеевых, Ломоносовых, и, собственно говоря, оно не за горами. Если вспомнить, что было с Россией после 1613 года, что после этого в течении 50 лет Россия спокойно стала развиваться и восстанавливаться. И мы обречены в период после 2015 – 2020 годов на мощный экономический подъем, на демографический подъем. Об этом говорит история, а история – это отражение Божьего Промысла.
А.И. Агеев, генеральный директор Института экономических стратегий, доктор экономических наук, профессор