Из выступлений участников
Валерий Ганичев,
заместитель Главы ВРНС
Мы проводим сегодня XX Собор, образованный нашим сообществом русских людей, нашей Русской Православной Церковью, многочисленным количеством наших патриотов, созидателей, представителей всей страны. Вчера целый день проходили всесторонние секции, посвященные теме Собора «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы», рассматривающие грани этого процесса, касались многих сторон нашей истории, культуры, духа, вопросов близости противостояния мировых цивилизаций.
Одной из важных секций была секция, которая проходила в Союзе писателей России по теме «На полях русской славы: исторические литературные связи».
Мы вспоминали и обсуждали великие традиции Христианской веры, наших культур и литератур, нам не безразличны имена Пушкина и Шекспира, Жуковского и Байрона, Гёте и Франко, Шолохова и Фолкнера, способствовавших взаимности народов России и Запада, наполненных едиными достижениями и надеждами.
Мы помним вклад народов западных стран в Победу в Великой Отечественной войне, в борьбе с фашизмом.
Но есть тенденции и иного порядка, о чем говорили на секциях. Это наступлении в мире невежества, отрицания традиционной культуры, незнания её. Губительный пример явило в этом смысле возрождение нацизма, вспышки вандализма, когда уничтожаются памятники воинам-освободителям от фашизма.
Диалог народов как никогда важен в поисках ответов на цивилизационные вызовы. Вспомнилось глубинное и важное слово нашего русского поэта-философа Фёдора Ивановича Тютчева в его очерке «Россия и запад» о том, что наши оппоненты и часто враги боятся двух факторов: громадности территории и пространств России и самосознания народа. Этот фактор самопознания многократно усиливает дух и стойкость державы, народа и общества и делает его непобедимым.
После вдохновляющего многомиллионного шествия Бессмертного полка по стране вносятся предложения, продолжающие работу по воспитанию патриотического духа молодого поколения. Ширится движение «Золотого кольца Героев» от Куликова поля, Бородинского и Прохоровского полей до Сталинграда и Севастополя для всех школьников, инициатором которого выступил наш предыдущий Собор. Очень хочется верить, что к 75-летнему юбилею Великой Победы мы сообща создадим «Золотое кольцо героев» во всей его полноте.
Уважаемые соборяне! В зале более полутора тысяч участников Собора. Это молодёжь и старшее поколение, люди науки, предприниматели, представители администраций всех уровней власти, учителя и врачи, инженеры, военные, священники, которые собрались, чтобы обсудить назревшие вопросы и выработать программу диалога между народами России и Запада.
Председатель
Конституционного суда
России Валерий Зорькин
Выступая на ХХ ВРНС, председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин заявил, что противоречия ряда международно-правовых норм традиционным семейным устоям ставят под вопрос выживание человеческого рода.
«Нарастает опасность беззакония, вызывающая в памяти слова святого апостола Павла, который на заре эры предостерегал о том, что тайна беззакония уже в действии», – сказал В.Д. Зорькин на ХХ ВРНС.
Он пояснил, что наибольшая опасность беззакония проявляется в сфере международных правовых отношений.
Председатель Конституционного суда также выразил обеспокоенность тенденциями западноевропейского правового развития, которые отличаются от христианских нравственных норм.
«Я имею в виду такие законодательные новеллы, которые объявляют правовой нормой нетрадиционные модели поведения сексуальных и гендерных меньшинств, пытаются уравнивать мужчин и женщин, не принимая во внимание их естественные биологические различия, санкционируют вторжение государственных органов и правительственных организаций во вполне благополучные семьи», – отметил В. Д. Зорькин.
Ирина Анатольевна Яровая,
заместитель председателя
Государственной Думы РФ
Закон и право могут проистекать только из нравственности и традиций. Именно так развивалось человечество. Но сегодня мы видим, что через закон пытаются разрушать традиции и нравственность и это уже новая для человечества ситуация, с которой предстоит разбираться и делать очень серьезные выводы. Но за что же идет борьба в мире? Борьба идет за человека, за сознание человека. Когда мы говорим о диалоге между людьми, мы понимаем, что это всегда должен быть разговор думающих людей и воплощающих исторический опыт, преемственность поколений народа. Диалог между государствами – это всегда диалог между людьми и народами. Да, конъюнктурные и лукавые политики появляются на политической арене, но рано или поздно они уходят. Поэтому наша задача, понимая и принимая это, может быть, как некоторую неизбежность, всегда все равно стремиться к диалогу. Даже понимая, что перед нами тот человек, тот субъект, который готов обманывать, лицемерить, готов не выдерживать данное обещание. Но должны ли мы отказываться от диалога? Нет, никогда. Диалог – это шанс, это, в том числе исторический шанс сохранить настоящее и будущее.
Каковы же современные вызовы цивилизации, которые стоят перед всеми странами, всеми народами без исключения. На первое место я бы все-таки поставила вопрос попытки идеологического рабства, попытки информационной колонизации других стран. Это первопричина тех проблем, которые сегодня сотрясают мир. Через информационные атаки и через информационную агрессию пытаются изменить сознание человека, идентичность народа. Потому что при изменении сознания человека, он сам становится врагом для самого себя и для своей страны. Человек с измененным сознанием, образом жизни, отвергший традиции и опыт предыдущих поколений неизбежно предаст и разрушит свое отечество, и тому бесконечное множество примеров.. Если раньше для колонизации других стран и народов нужна была война, то сейчас для этого нужно вторгнуться в сознание человека, во внутренний мир народа и изменить его.
Пять тысяч с половиной военнослужащих США входят в состав кибервойск – войск, которые ведут информационную войну с миром. Давайте подумаем. Нас миллионы, миллионы людей, которые свято верят в традиции своего народа и свято служат своему Отечеству. Неужели мы настолько слабы, что позволим этим тысячам разрушить то, что ценно и дорого для нас и то, что сохраняет мир сегодня в принципе в глобальном пространстве. Наверное, нет. Наш ответ должен быть «нет». Но вопрос в том, как достичь того взаимопонимания, которое позволит нам как единой нации иметь тот иммунитет, защиту, которые позволят нам сохранить самих себя, для будущих поколений нашу страну, сохранить способность к диалогу и взаимопониманию.
Конечно, здесь возникает вопрос о внутреннем диалоге, о диалоге внутри нашей страны. И наверное, то достоинство, которое сегодня вернулось к нашему народу, во многом связано и с тем, что за последние 25 лет в России построено 25 тысяч храмов, потому что когда ты веришь и когда ты понимаешь свой собственный нравственный ориентир, когда тебе есть с чем сверять свои жизненные поступки и взгляды, это является нашим общественным оберегом. Конечно, та политика, которая на протяжении последних лет реализуется Президентом как политика народного согласия и единения – это та самая важная форма диалога. Но существует в мире вторая угроза – терроризм, о которой совершенно справедливо всегда говорят и ставят на первое место, потому что это кровопролитная, жестокая агрессия. Но в основе ее тоже идеологическое рабство: в начале нужно захватить сознание человека, чтобы он стал профессиональным палачом. Наша задача вести диалог со всеми, кто еще не получил эту профессию палача, остановить их на пороге. Это возможно сделать только через воспитание и через диалог доверия, через ценностные ориентиры, которые можно и нужно давать молодому поколению...
Что действительно считается силой и мощью нашей страны и самым главным конкурентным преимуществом, –это народное единство. Я думала о том, как появляются победители? Сила духа рождает победителей. Сила духа народного единства рождает непобедимых. Наша задача сделать так, чтобы на все времена были непобедимы важнейшие смыслы нашего народа и нашей страны: мир, добро, любовь, справедливость, сострадание, смелость, отвага, трудолюбие.
Геннадий Андреевич Зюганов,
председатель ЦК КПРФ,
руководитель фракции КПРФ
в Государственной Думе
Я двадцать лет участвую в заседаниях Совета Европы и выступал на одном из его главнейших собраний. Тогда собрались все европейские парламентарии из многих стран и рассматривали вопрос «Вызовы времени и будущее Европы». Выступая там, я заявил, что если сложить уникальный потенциал Европы и России, то это будет самое эффективное предприятие XXIвека. Ибо мы имеем колоссальные духовные возможности и потенциал, великолепную технику. Мы имеем историю общения, и одновременно уникальную прививку двух мировых войн, которая нас обязательно убережет от следующих конфликтов. Европа дружно аплодировала, но это крайне не понравилось, прежде всего, американским дипломатам и их специалистам. И на очередной встрече со мной они долго и упорно расспрашивали, почему я выступаю и поддерживаю знаменитый тезис «Европа от Атлантики до Дальнего Востока».
И вдруг на очередном заседании Совета Европы появляется парламентарий из Швеции, который выдвигает моему Отечеству особые претензии: якобы, Советская страна и фашистская Германия одинаково виновны в развязывании войны. Мне казалось, что Европа бурно восстанет против этого. За одну только Польшу мы положили 600 тысяч лучших сынов и дочерей своей Родины. И, тем не менее, эта короста, эта проказа стала разрастаться как жуткая язва и понеслась от заседания к заседанию. Нас воспитывали и ругали за Прибалтику до той поры, пока по Риге не стали маршировать нацисты и фашисты. Нас долго упрекали за то, что мы поддерживали Сербию, пока НАТОвцы не стали ее беспощадно бомбить. Нас воспитывали за Украину, пока нацисты и бандеровцы не захватили матерь городов русских – Киев и не развязали войну против Донбасса. Нас долго упрекали за Ближний Восток, Ирак, Ливию, пока не расправились с их руководителями и не выгнали в Европу почти миллион беженцев. И Европа стала захлебываться от этого нашествия.
Я хочу прямо сказать, что сегодня глобалисты поставили принципиальную задачу расчеловечивания человека. Американцы хотят сжечь свой самый большой долг в мире в 19 триллионов долларов, развязав любой конфликт, лишь бы он их не опалил. И мы являемся тому свидетелями. Но здесь диалога не получится до той поры, пока мы внутри не будем едины. Только тогда мы окажемся в состоянии ответить на эти уникальные и очень опасные для всех нас вызовы...
Самое гениальное изобретение русского народа – это сильная государственность и державность. Но государство может быть сильным при условии существования высокой духовности, справедливости, помноженной на научно-технический прогресс. Надо иметь в виду, что в этом мире мы сильные, успешные, умные, образованные современным глобалистам не нужны. Поэтому необходимо особое внимание уделить всем сферам, начиная с формирования своей стратегии и заканчивая текущим бюджетом. И надо иметь в виду, что исключительно важно всем политическим силам, всем патриотам нашей державы объединить свои усилия для достижения этих целей.
Хочу обратить ваше внимание на два события, которые сошлись удивительным образом. Именно в эти дни было объявлено осадное положение в Москве 75 лет назад. Но в эти же дни исполняется и 100 лет знаменитому Транссибу. Я исследовал истоки этой выдающейся победы (а Жуков сказал, что победа под Москвой была самой сложной и ответственной), и вдруг оказалось, что мы бы ее не смогли одержать, если бы не были приняты два уникальных решения. Одно принял Александр III. Его отговаривали строить Транссиб, заявляя о том, что его невозможно построить теми средствами и за те деньги, которые тогда были в империи. Он сказал, что без Транссиба мы не спасем великое государство. Тогда начали строить киркой, лопатой и тачкой по четыреста километров в год. И решили эту проблему. Именно Транссиб спас Москву, под которую перебросили шесть дивизий из Сибири и с Дальнего Востока. И они погнали фашистов от Москвы почти на 300 километров.
Владимир Вольфович Жириновский,
председатель ЛДПР,
руководитель фракции ЛДПР
в Государственной Думе
Наш русский народный собор мог бы в перспективе стать парламентом страны, когда действительно были бы самые лучшие, самые честные, самые достойные люди в нем.
Пожалуйста, и казаки бы выдвинули своих, и все регионы выдвинули бы, и чтобы они знали их обязательно.
+ + +
Сегодня на Украине фашисты, но мы же скрывали информацию о них, 50 лет мы молчали и в украинских учебниках ничего не было об этом написано! А если бы с 1945 года мы писали бы правду об этих УНА УНСО и всех остальных, тогда бы на Украине не было бы того Майдана, который был. Мы все виноваты, мы –советские министры, учителя, губернаторы, которые скрыли всю правду от всех украинцев, живущих там.
Советская власть сделала русских украинцами! Поднимите документы украинской компартии – к 1939 году они довели украинизацию русских до 80%! Если бы не война, было бы 100% –никакого бы Крыма, Донбасса не надо, уже бы без войны к 1945 году не было бы русских на Украине!
Это сейчас мы говорим «русский народ разделенный», а его коммунисты разделили! Насильственная украинизация шла!
Вот я перед вами стою – я вынужден был уехать в 1964 году. Хрущев – тоже великий реформатор! Начал проводить другую кадровую политику: русских с руководящих постов убрать, заменить их на представителей нацменьшинств. Так и советская власть это выполнила – везде были нацменьшинства! Ну и где русский народ?! И где был СССР?! И где Россия?!
Вот поэтому нельзя идти на поводу у Запада, не надо смотреть, как у них и думать –давайте сделаем, как у них! Нет, делать надо, как у нас! Давайте хотя бы сделаем, как при царе – восстановим губернии, никаких национальных регионов. Закон «о русском народе» нужен, а не о российском. И такой закон тоже мы вносили, ЛДПР, и тоже ГосДума не приняла его! Русский язык им не нужен, русский народ не нужен, христиане не нужны!
А сюда западники выходят и с такой радостью бросаются словами, сообщают обо всем, что нужно по их мнению сделать великого и нужного!
А где реальные дела?! Вот рядом ГосДума – за 20 лет ни одного закона в защиту русского языка, православия или русского народа принято не было! Вот такие вещи мы должны учитывать в будущем!
Сергей Михайлович Миронов
Председатель Партии
«Справедливая Россия»,
руководитель фракции «СР» в Государственной Думе
Обратимся к Конституции. Статьи 2-я и 13-я порождают правовую коллизию, то есть противоречат друг другу. В статье 13-й сказано, что в России «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Но вместе с тем статья 2-я Конституции говорит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Но что же это такое как не идеология?
«Человек» по Конституции – какое-то священное понятие. Но зададимся вопросом: а какой именно человек? Увы, имеется в виду некий абстрактный человек. Но абстракции не ходят по улицам, не рождаются и не умирают. Ведь говоря обо всех людях сразу (как о классе явлений) мы уже говорим не о единичном человеке, а о «личности вообще», о некоем «общечеловеке». Такой «общечеловек» лишен культурных, религиозных, национальных, исторических особенностей. Это – кто угодно. А кто угодно означает – никто.
Если представить, что такой общечеловек все-таки существует, кем он тогда является? Чисто биологической единицей. То есть носителем животной морали «естественного отбора». И правила игры в обществе определяет тот, кто указывает этой биологической единице, как себя вести. А это уже идеология.
Такой подход позволяет наделять «общечеловека» новыми свойствами, лепить его по своему усмотрению, конструировать из русских людей какие-то абстрактные идентичности.
Я не люблю абстракций, я люблю конкретику. Люблю конкретных людей – своих друзей, коллег, сослуживцев. Но с «человеком вообще» без определенных черт я не знаком. Да и вы все, уверен, с таким не знакомы. Но Конституция – она же для всех, а не для избранных. Могут ли существовать такие все, которые в то же время не абстрактны, а конкретны? И я говорю: могут! Такие «все» – это народ.
Поэтому именно народ я хотел бы видеть в нашей Конституции как главную ценность. Народ – явление собирательное, но, вместе с тем, конкретное. Ведь это наш народ молится в храмах, это наш народ боролся с Ордой, принял на себя удар гитлеровских армий, это он горел в танках, а потом пытался строить справедливое общество.
С.А.Гаврилов,
Председатель Комитета
по делам общественных
объединений и религиозных организаций Государственной Думы
Двадцать Соборов – это непрерывный разговор о ценностях, о единстве Российского народа, Русского Мира на базисе традиции. А далее мы вели братский и честный диалог о ценностях со странами Европы и мира. Мы со смирением, и в то же время с решимостью и упорством приняли соборную эстафету Алексея Степановича Хомякова, Константина Николаевича Леонтьева, Николая Яковлевича Данилевского. Кого мы первого вспоминаем из наших русских идеологов и философов при упоминании словосочетания «Россия и Европа» – конечно, Данилевского и его одноименную работу.
Стены зала церковных соборов помнят, и мы никогда не забудем наших великих современников – Георгия Васильевича Свиридова, Валентина Григорьевича Распутина, Эдуарда Федоровича Володина, Сергея Лыкошина…Их имена вышиты на нашем соборном знамени. Мы помним!
Но жизнь жительствует… мы должны работать далее, нам еще рано торжествовать, наше главное оружие – это Соборное слово, выработанное соборным разумом. Мы должны откликаться на вызовы, в том числе и на европейские, но не против Европы и мира – а вместе с Европой и миром, не отделяя себя от Европы, созданной на христианских ценностях. Да… мы вместе с Европой констатируем душевные болезни, духовные изъяны – излечимые только через возвращение к традиционным корням и базисным ценностям!
«Вернуть Европе душу – так назвали одну из крупных церковно-общественных конференций в Вене САМИ европейцы, не мы..! Наши европейские братья во многом солидарны с нами в ценностной оценке происходящего, тем более что информационное поле становится все более и более единым, глобальным..
Сегодня, когда религиозные, церковно-общественные деятели активно участвуют в общественной деятельности России и мира, способствуя нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации – особенно важно не потерять доверие нашего народа Божьего. Мы обязаны максимально использовать Богом данные и омытые кровью новомучеников и исповедников российских священные права исповедовать нашу ВЕРУ, отстаивать наши ценности во всех отраслях и направлениях нашей жизни –в просвещении, образовании, воспитании детей и молодежи, в семейной политике, в культуре и искусстве. Мы имеем право говорить и давать оценку, и мы будем это делать и с трибуны Собора, и с трибуны Государственной Думы – называть грех грехом, называть зло злом, создавать и законодательно обеспечивать возможность устойчивого развития нашей России в русле духовных ценностей, для нас православных христиан – в духе евангельских, христианских ценностей. Только в этом развитии и в этом качестве Россия интересна и по настоящему полезна Европе и миру, только так мы можем спастись сами и спасать других в бушующем море мирового греха, вседозволенности, эгоизма и гедонизма.
Сегодня нашей стране, объявлена очередная война – информационная, экономическая, политическая. И мы должны как никогда быть солидарны для того, чтобы справиться с этими вызовами.
Всемирный Русский Народный Собор является важным институтом гражданского общества, который, подчеркивает роль русского народа как гаранта межнационального и межрелигиозного мира, обеспечивает единство общества и государства, и, наконец, создает предпосылки диалога русского и всех братских народов России и Евразии, мира. Накопленный опыт соборной работы, опыт взаимопонимания народов, их культур и религиозных традиций чрезвычайно актуален и будет востребован для поиска достойных ответов на глобальные вызовы и угрозы...
Мир все чаше сталкивается с вызовами неоколониализма, с безответственностью тех, кто пытается присвоить себе роль арбитра в новых конфликтах. Насилию, несущему смерть и кровь в угоду большой политической игре, стирающей с карты мира целые страны и народы, может быть противопоставлено лишь признание необходимости нравственной ответственности государств и их лидеров.
Справедливо отметил в своем выступлении постоянный участник всех 20 Соборов руководитель Коммунистической партии Российской Федерации Геннадий Андреевич Зюганов: «Наша тысячалетняя держава стоит на четырех столпах – это, прежде всего, сильная, уважаемая народом государственная власть, высокая духовность, соборность и чувство справедливости».
Профильный Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций сделает все возможное, чтобы в своей работе и далее законодательно отстаивать отражение традиционных ценностей, ценностное и нравственное измерение в законотворческой деятельности, в противодействии тоталитарным сектам, помощи Русской Православной Церкви.
Писатель Владимир Крупин
Как ни тяжелы посылаемые нам испытания нашей веры, нашей любви к Отечеству, мы знаем, что мы не покинуты Божией Матерью. Порукой тому служат слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные в день явления иконы Божией Матери «Державная»: «Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества».
Будем надеяться, что столетие явления иконы Божией Матери Державная мы отпразднуем в Московском Коломенском Державном монастыре. Его пока нет, но строительство его – это исполнение слов Божией Матери, указавшей место нахождения иконы в церкви села Коломенское. Надо ли повторять то, что все знают: в страшный и освященный Божией милостью и любовью к России день второго (по новому стилю 15-го марта 1917-го года) – уход с русского престола царя-страстотерпца Николая II, и приход на этот престол Божией Матери. Не будь этого явления, Россия бы тогда погибла: она не может существовать, если над ней нет спасающей защиты сил небесных. Те жертвы, та кровь, которые были вызваны вмешательством в русскую жизнь идей европейского безбожия, вызвали к жизни русское православное сопротивление. Такого поклонения православных иконе Божией Матери не было от века. И не будет потом до похорон священномученика патриарха Тихона. Было народное предчувствие близкой грядущей катастрофы.
А в то время священномученик Тихон, будучи митрополитом Московским, доносил Святейшему правительствующему Синоду о явлении иконы, о том, что она, вероятно, происходит из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря. Писал о чудесах, исходящих от образа Царицы Небесной. Говорил о сходстве явленного образа с образом Киево-Печерской Божией Матери. Теперешние иконописцы также относят икону к типу Цареградских икон, добавляя ещё сходство с иконой «Всех скорбящих радость». Но те писали Царицу Небесную, раздающую милостыни, а «Державная» имеет знаки Царской власти.
Добавим, что само Коломенское имеет разительное сходство с местностью Киево-Печерской лавры. И в Коломенском во все годы не было построек, будто место готовилось именно для монастыря. И это не случайно, как и всё у Господа. Мы же, братия, пока не исполняем слов Царицы неба и земли о постоянной молитве у иконы. Такая молитва может быть только в монастыре, в Лавре. А как раз Лавры в Москве нет.
Мысль о монастыре не мне принадлежит, она давно существует. И я выступаю от имени священников, всех православных – на месте обретения иконы, спасающей Россию, должна звучать непрестанная молитва. Всё для этого есть: и место и наше желание. И всегда готовая ходить по кругу православная шапка. Особенно для такого великого доброго дела – строительства Московской православной святыни.
Вслушаемся в слова молитвы, обращаемой к Божией Матери Державная: «Умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшего Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии и избавит нас от международныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, и непозыблему соблюдет ю от неверия, расколов и ересей. Не имамы бо иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчающая. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших: да вси, благодарственне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимого Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа».
Столетие 17-го года мы будем праздновать не как торжество марксизма-ленинизма, а как всесветное сияние Православия, спасшего тогда Россию. И спасающего и ныне и присно и во веки веков!
По материалам СМИ