Добавлено:

XV Всемирный русский народный собор

25-26 мая 2011-го состоялся XV Всемирный русский народный собор «Базисные ценности – основа единства народов». Церемонию открытия возглавил глава ВРНС Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В церемонии открытия и первом пленарном заседании приняли участие: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир; митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин; председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл (Болгарская Православная Церковь); архиепископ Тверской и Кашинский Виктор; архиепископ Рязанский и Касимовский Павел; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

В Соборе приняли участие заместитель главы ВРНС, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев; министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко; заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Ю.Л. Воробьев; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений С.А. Попов; заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Федерации и региональной политики И.А. Яровая; председатель Московской городской Думы В.М. Платонов и другие официальные лица.

Пресс-служба
Патриарха Московского и всея Руси



Из приветствий собору



Главная тема нынешнего Собора «Базисные ценности – основа единства народов» имеет для России принципиальное значение. Общие гуманистические и нравственные идеалы во все времена сближали людей разных национальностей и вероисповеданий. Веками скрепляли российский народ, помогая ему преодолевать любые испытания.
И сегодня взаимоуважение, любовь к Родине и бережное отношение к семейным ценностям, национальным культурным и духовным традициям консолидируют наше общество. Служат укреплению гражданского мира в стране и решению задач всесторонней модернизации.

Президент России Д. Медведев



За годы многогранной и плодотворной работы ВРНС по праву заслужил признание как авторитетный международный форум, внес весомый вклад в укрепление непреходящих духовно-нравственных и семейных традиций, сохранение богатейшего исторического наследия нашего народа, оказал заметное влияние на воспитание подрастающего поколения, восстановление духовной, национальной и культурной целостности русского мира.

Убежден, что и нынешний собор, посвященный важной и востребованной теме «Базисные ценности – основа единства народов», станет заметным событием в жизни российского общества, а его решения и рекомендации послужат во благо Отечества, интересам народа.

Председатель Правительства России В.В. Путин


Патриархия.ru



Из выступлений участников Собора



Базисные ценности – основа мировоззрения народа



Базисные ценности – это своего рода общенациональные интегрирующие символы. Они являются основой мировоззрения народа, лежат в основании созданной им культуры. Утратив их, мы можем лишиться ключевых условий самостоятельного развития, утратим национальный и экономический суверенитет.

К сожалению, приходится признать, что в современной России общепризнанных ценностей не так много. Невозможно построить общероссийскую идентичность только на базе праздника 8 марта или всенародном ликовании по факту победы в спорте и на «Евровидении». Даже русский язык – фундамент российской идентичности – сегодня нещадно коверкают, особенно в Интернете и на телевидении. Его развитие отдано на откуп малообразованным людям в масс-медиа, а закон «О государственном языке Российской Федерации» не соблюдается. <…>

Мне хотелось бы сегодня предложить к обсуждению конкретные направления взаимодействия Русской Православной Церкви и ответственных политических сил, всего гражданского общества.
Первое. Одним из возможных способов укрепления роли русского языка в обществе может стать обязательное преподавание церковнославянского языка на филологических и исторических факультетах вузов и в лицеях. А то странная складывается ситуация – латынь преподают, а церковнославянский – нет. Уверен, что изучение церковнославянского языка позволит нашим гуманитариям лучше понять свои корни, глубже почувствовать подлинную красоту русской культуры.

Второе. Сохранение и развитие нематериального культурного наследия России. Сегодня под угрозой уничтожения находятся многие ценности, которые нуждаются в законодательной государственной защите. В том числе православная церковная музыка, школы иконописи, традиционные ремёсла и праздники.

Третье. Это охрана памятников истории и архитектуры, охрана исторической среды. У нас уже есть опыт взаимодействия с РПЦ по защите храма Вознесения в Кадашах. Совместными усилиями мы остановили строительство многоэтажного офисного здания, которое уничтожило бы доминирование храма в этом районе.

В заключение еще раз хочу подчеркнуть, что осознание принадлежности к российскому народу и русской культуре – это Поступок с большой буквы, серьезный и ответственный Выбор человека.

Председатель партии
«Справедливая Россия»
Н.В. Левичев



Так проголосовал народ



Любовь к Родине, семье, детям, людям, товарищество и коллективизм, чаяние Правды и справедливости – это наше исконное. И самое главное: Кто не работает, то не ест, ценность Труда. Она одинаково звучит хоть у апостола Павла, хоть в партийном моральном кодексе.
Как только частный случай «прав человека» в либеральном понимании, а тем более заточенный под заокеанский цивилизационный проект становится доминирующим, то все ставится в обществе с ног на голову. Честный беден – вор богат; созидатель в забвении, разрушитель в почете; истинный талант прозябает, а посредственность – процветает; совестливые – на задворках, а бессовестные – хозяева жизни; предатели – в героях, а герои – в унижении. И тогда нормой становятся кошмарить, гламурить и дурить.
И Церковь, и Компартия во весь голос говорят обществу, людям – очнитесь, это ненормально, вспомните о вечном! Для нас очевидно: не может быть никакого русского проекта, доктрины и прорыва ХХI века, никакой модернизации, единства народов русской, восточнославянской цивилизации без опоры на традиционные национальные ценности.

Консолидация нации невозможна на либеральных ценностях, которые стали идеологической ширмой, прикрывающей грабеж и предательство, откаты и распилы, чудовищное воровство и административный цинизм - все то, что ненавистно нам в современной действительности. И здесь мы солидарны с позицией Русской православной церкви, ее предстоятеля, приравнивающих либерализм, его концепцию прав человека, где стираются различия между праведностью и грехом, к мировому злу. <…>

Этика и мораль, которые планомерно и последовательно формирует телевидение, построены на антигуманизме: агрессия («добей упавшего, оттолкни слабого»), насилие, развал семьи и блуд, отсутствие уважения к чужому горю, ненависть вместо любви и сострадания.

Почему это возможно? Одни наживаются на моральном растлении общества, другие получают политическую монополию. У нас вокруг ТВ существует негласный договор. Либералы во власти не мешают телевизионному клановому сообществу, которое практически контролирует федеральное телевещание, получать прибыль, жить и жировать за счёт пресловутых рейтингов, морально убивая общество. За эту вседозволенность либералы получают полную монопольную поддержку в политической сфере в средствах массовой информации.
Поэтому когда мы на соборе говорим об основополагающих ценностях, ключевой вопрос: как их транслировать в общество, если основной «воспитатель» – телевизор. Пока все ответственные политические силы при поддержке Церкви не добьются учреждения на ТВ наблюдательных советов, говорить о торжестве базисных ценностей будет трудно.

Эфирные частоты – это природные ресурсы, которые принадлежат всем, и использовать их нужно на благо, на развитие граждан. <…>

Для «сращивания позвоночника» нашей исторической государственности и разделенной русской нации пока оказалось эффективным только одно мировоззренческое средство: восстановление правды о Великой Победе и на этой основе возрождение в национальном сознании ключевых консервативных советских ценностей. <…>

Есть прекрасное некрасовское определение - «золото, золото, сердце народное». Вот оно отделяет зерна от плевел. Какие бы карнавалы с переодеваниями ни происходили, какие бы словеса ни произносились, какие бы обещания ни расточались, оно, сердце народное, на обман не поддается.

О подлинных народных ценностях можно было судить недавно, на нашей ежегодной демонстрации 9 мая, где алые знамена Победы полоскались на ветру испытаний рядом с хоругвями и православными стягами.
Народ предпочел реальную Победу ощущению своего полного исторического поражения, своей несостоятельности, предпочел Жукова Власову, не захотел уравнивать Сталина с Гитлером
Так проголосовал Народ. Таковы его ценности. Мы вместе, мы единомышленники, потому что у нас общие ценности: Отчизна, Победа, Труд, Правда, Справедливость и Равенство! И, конечно, самое главное - Да любите друг друга…

Секретарь ЦК КПРФ,
депутат Государственной Думы
ФС РФ С.П.Обухов



Говорить на языке созидания



Истины, которые впитал наш народ на уровне интеллекта и сердца, – это любовь, милосердие, жертвенность, самоотдача. Рыночная экономика, наверное, неспособна предложить эквивалент этим ценностям, их заменить. Но человек, обладающий этими качествами, способен создать самую успешную экономику и быть созидателем во благо себя и своей страны.

Какую идеологию готовы сегодня предложить политики? Когда «Единая Россия» заявила идеологию российского консерватизма, то начали высказываться скептические замечания о том, что консерватизм не предполагает развитие, движение вперед и рыночную экономику. Но мы убеждены, что любые экономические успехи есть следствие духовной силы, а не наоборот. «Стремление сохранять и отстаивать лучшие добрые и разумные традиции, оправдавшие себя во многовековом народном действовании» – так определил сущность консерватизма Александр Исаевич Солженицын. Консерватизм, дающий сейчас первые ростки в России, зародился и стал укрепляться скорее как естественный ответ на безоглядную распущенность. Он обнадеживает, хотя выглядит еще как бы «пробным», «неразработанным» по отношению к конкретной современности.

После лихих 90-х нам нужно было вытащить страну из долговой ямы, уберечь ее от развала и потери суверенитета, шаг за шагом восстанавливать экономику, возрождать лучшие традиции тысячелетней истории России, не допустить насаждения культа зла и насилия. В такой логике на протяжении последних десяти лет и развивается страна.

Не нужно пытаться примерять на Россию «платья» по меркам других государств. Сама Россия является нашей общей базисной ценностью. Это не только земля, территория нас объединяющая. Как справедливо сказано в преамбуле к нашей Конституции – «это судьба, которая объединяет многонациональные народы России». Предлагаю включить в свод ценностей понятие «Россия».

Также предлагаю включить в базовые ценности «русский язык». Если мы говорим о том, что глаза – это зеркало души, то язык – это голос души. И если языком человека становятся хамство, пошлость, сквернословие, то лечить, оберегать и отогревать нужно сердце и душу. Мы все должны противиться тому, что слышим на улице, в том числе от детей и подростков.

«Свобода» – это не вседозволенность и не демонстрация низкого примитивизма свободы инстинктов и распущенности, грубости и силы. Свобода должна вести нас к самоограничению, уважению и ответственности. К сожалению, сегодня под вывеской свободы и прав человека разрушается институт семьи.

Очень важно, чтобы политики из всех партий научились говорить на языке созидания, предлагать положительную, созидательную повестку. С повесткой разрушения и конфликтов мы не сможем добиться развития страны и качественного улучшения жизни граждан.

Заместитель председателя комитета ГД РФ по конституционному
законодательству и госстроительству, член президиума Генсовета
«Единой России» И.А. Яровая



Россия – цивилизация первопроходцев



Исторически Россия всегда была цивилизацией первопроходцев, где покорение пространства рассматривалось как подвижническое деяние, осуществляемое не ради корысти, а во имя высших духовных идеалов. Именно на основе этих принципов осуществлялось освоение Сибири, исследование Арктики и Антарктиды. Полет Юрия Гагарина в космос занимает в этом ряду особое место, став одним из величайших достижений нашей цивилизации. <…>

Невозможно посвятить себя космонавтике и не быть при этом патриотом, не любить свою Родину. Космонавтика не совместима с идеологией «здесь и сейчас…», любой крупный проект с этим несовместим. Чем сложнее проект, тем больше на него надо потратить сил, тем дольше надо работать для достижения результата. Зато результатом может быть тот качественный скачок, каким оказался полет Гагарина. Мы все помним те апрельские демонстрации после полета, ту радость, которую выражали люди, выходя на улицу. Сейчас даже трудно себе представить событие, которое бы вызвало бы такое же чувство гордости за свою страну, такое же чувство единения.
Герой Советского Союза, Герой России, начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина

С.К. Крикалев



У русского народа большое будущее



Опыт старообрядчества показал, что даже в самом чужом и враждебном цивилизационном окружении они смогли не только выжить и создать островки покинутой Родины, но и наладить нормальные отношения с представителями самых разных национальностей и религий. Старообрядцы смогли долгое время жить в таких автократических государствах, как Османская и Австро-Венгерская империи. Сохраняя свою веру, язык и культуру, они смогли наладить мирные отношения как с простыми жителями этих стран, так и с местными властями. Этот опыт старообрядчества уникален и является очевидным свидетельством возможности мирного сосуществования самых разных национальных и религиозных групп на одной территории. <…>

Терпение и снисхождение к чему-либо выражается модным сегодня словом «толерантность». Для нас неприемлема «толерантность», которая заложена в основу экуменизма, ведущего к безразличию в вере, а в конечном итоге к безверию. Но если под этим термином понимать взаимоуважение, мирное сосуществование, исключающее экстремизм и духовную агрессию, то такая «толерантность» всегда была присуща старообрядцам. <…>

В отличие от нынешнего времени, когда олигархи, ощущая себя чуждыми миллионам своих соотечественников временщиками, ищут сиюминутной прибыли и вывозят капиталы за рубеж, старообрядческий предприниматель ощущал себя, прежде всего, приказчиком, исполнителем тех или иных дел, вверенных ему Господом. Благотворительность рассматривалась не как обременительный довесок к бизнесу, а как почетная, угодная Богу обязанность. <…>

Если русский народ не только в отдельных выдающихся личностях, но в миллионах своих сынов сумел явить лучшие черты и самобытные ценности, ставшие основой его благополучия и добрых взаимоотношений с проживающими рядом с ним народами, то у него есть большое будущее.

Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви
митрополит Корнилий



Площадка битвы добра и зла



Западные социологи характеризуют наше время как «культурный климат всепроникающей тревоги». В этих условиях сохранение преемственности и национального облика становится императивом. Нельзя допустить, чтобы энергия молодежи уходила на разрушительный протест, чреватый уголовными деяниями и распадом страны.
Только уважение к своим национальным корням позволит большинству России сохранять твердость и национальное достоинство, а меньшинству – считаться с народом, даровавшим ему свободу, мир и благополучие.

Специалисты высочайшего уровня в самых разных областях (экономики, социологии, политики, истории, культуры, военного дела и т.д.) пребывают в шоке от того, насколько стремительными и разрушительными оказались негативные изменения последнего двадцатилетия. И нет иного ответа на вопрос о причинах случившегося, кроме одного: подорван духовно-нравственный фундамент всего здания. Восстановление этого фундамента в его проверенной веками конфигурации, проектирование возрожденной реальности, базирующейся на этом твердом камне,– эта деятельность должна красной нитью проходить через всё служение делу патриотического воспитания.

Ключевой площадкой битвы добра и зла стала уже не сфера территориальных претензий, не борьба за природные ресурсы, а область смыслов, область духовного выбора.

И главный удар наши недруги наносят по основам нашей веры, по нашему праву на духовный суверенитет. Формируются исторические мифы против правды о нашем прошлом, внедряются чужеродные идеологические парадигмы, подрывающие нашу волю и сознание.
Будем же, подражая подвижникам прошлого, являть собою подлинную соборность – ту форму единения, которая неоднократно приводила Россию к победе над самыми страшными внешними и внутренними врагами, к новому расцвету, к преодолению всех кризисов и угроз. Соборность – это противоположность эгоизму, хаосу и раздроблению народа.

В нашей истории соборное единение наступало или усиливалось перед лицом тяжелых угроз – монгольского нашествия, Смутного времени, войн или разрухи. Церковь выступала при этом активной объединяющей силой. Нынешние геополитические угрозы и трансформации, информационная война, острая тревога за будущее взыскуют трезвения и соборности.

Настоятель Патриаршего
подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игумен
Иоанн (Ермаков)

Фото Ларисы БЕЛЯЕВОЙ


от 27.10.2021 Раздел: Июнь 2011 Просмотров: 633
Всего комментариев: 0
avatar