Приветствия участникам XXI Рождественских чтений
Уважаемые друзья!
Поздравляю вас с открытием XXI Международных Рождественских образовательных чтений.
Эти встречи, впервые прошедшие 20 лет назад, стали значимым событием в жизни страны, примером плодотворного диалога и соработничества Русской православной церкви, органов государственной власти, общественных организаций. По традиции, здесь поднимаются актуальные вопросы, связанные с сохранением нашего богатейшего исторического и культурного наследия, укреплением непреходящих духовно-нравственных и семейных ценностей. Особое внимание на форуме уделяется проблемам образования и просвещения подрастающего поколения, воспитания молодежи в духе патриотизма и гражданственности, уважения к оте-чественной истории.
Уверен, что работа XXI Международных Рождественских образовательных чтений привлечет широкое общественное внимание, послужит успешному решению важнейших задач гуманитарной сферы.
Желаю вам всего самого доброго.
Президент РФ В.В. Путин
Приветствую участников и гостей XXI Международных Рождественских образовательных чтений.
Этот ежегодный форум уже более двух десятилетий собирает вместе представителей Русской Православной Церкви, органов власти, ученых и педагогов из разных регионов нашей страны и зарубежья.
Тема нынешних Чтений — роль традиционных ценностей в современном мире. Нравственные основы жизни общества, воспитание подрастающего поколения приобретают сегодня особое значение. Поэтому важно изучить уникальные традиции, которыми славится отечественная педагогика, распространять лучший опыт преподавания дисциплин, направленных на духовное просвещение детей и молодежи.
Рассчитываю, что рекомендации Рождественских чтений помогут педагогам, будут способствовать развитию российского образования, решению задач духовного возрождения нашего общества.
Желаю вам плодотворной работы, здоровья и всего самого доброго.
Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев
Ваше Святейшество!
Уважаемые участники и гости Рождественских чтений!
От имени Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и от себя лично сердечно поздравляю вас с открытием XXI Международных Рождественских образовательных чтений, собравших государственных и общественных деятелей, священнослужителей, педагогов, деятелей науки и культуры.
Ежегодно проводимые Рождественские образовательные чтения являют собой важное событие в жизни нашего общества. На ваших чтениях обсуждаются актуальные проблемы оздоровления духовно-нравственного климата в нашей стране, развития и приумножения духовно-культурного наследия России, повышения духовного уровня российского образования.
Сегодня наше общество постепенно возвращается к христианским и нравственным нормам, ценностям православия. Именно в деятельном возвращении к этим нормам лежит основа истинного и прочного возрождения России, какой бы сферы это не касалось — политики, экономики, культуры, образования и других. Общая благородная задача Церкви и государства — помочь стать людям чище и добрее, любить свой народ, свое Отечество и быть преданным ему.
Православные ценности берут начало от Голгофы, от страданий Христа, от Фаворского света преображения Христова, от апостольских преданий, от семи Вселенских Соборов. И потому наша Церковь постоянно произносит великие слова: «Русь святая, храни веру православную. В ней тебе спасение и утверждение». Вот почему так важно беречь, сохранять и приумножать великие ценности Православия, активно внедрять их в сознание и души соотечественников, в систему образования и воспитания молодежи.
Желаю всем участникам и гостям Рождественских образовательных чтений успешной и плодотворной работы. Здоровья вам, счастья, новых благих дел в интересах нашей страны, во имя спокойствия и благополучия в российской державе.
Председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко
Из выступлений участников
Надежная опора российской государственности
Сама идея Рождественских чтений пронизана ценностями единения и согласия, искреннего человеческого и общественного служения, а их проведение является ярким примером развития плодотворного диалога Русской Православной Церкви, других традиционных российских конфессий и религий и, конечно, гражданского общества, сотворчества и соработничества в делах добра, милосердия и просвещения. Такое взаимодействие имеет огромное значение для формирования устойчивого нравственного ядра, культурно-духовного облика, исторического кода нашей нации, для гармоничного воспитания и образования подрастающего поколения. При этом хочу особо отметить, что служение Русской Православной Церкви, ее духовное наставничество, огромный исторический опыт здесь не просто востребованы, а поистине уникальны и незаменимы.
Православие прочно укоренилось в народной жизни и является надежной опорой российской государственности и общественной жизни. Патриотический мудрый голос Церкви убедительно звучал во времена смут и переломных испытаний нашей Родины, помогал объединиться во имя целостности и самого будущего государства. Так было в 1612 году, так было в 1812 году, так было во времена Великой Отечественной войны. И, конечно, именно с Русской Православной Церковью неразрывно связаны традиции отечественного просвещения, распространения славянской письменности, начало летописания, создание школ и библиотек, формирование неповторимого духовно-культурного наследия России и взращивания талантов, которые прославляли нашу страну. На протяжении многих веков глубокая вера и религиозные устои вдохновляли наших предков, открывали дорогу к знаниям, направляли их на благие дела.
И сегодня православные христиане, наряду с представителями других традиционных конфессий, профильными специалистами, учеными, экспертами всех уровней, участвуют в решении ключевых социальных задач. Так, вместе с педагогами Церковь содействует процессу развития отечественного образования и школьного воспитания. Одной из важных и обсуждаемых новаций последнего времени стало введение уже упомянутого учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В сентябре прошлого года началось повсеместное его преподавание в средних учебных заведениях России, а в декабре эта практика закреплена только что принятым Федеральным законом «Об образовании». Принимая такое ответственное государственное решение, мы стремились обеспечить лучшие возможности для детей. Безусловно, не только для их интеллектуального развития, что, конечно, тоже важно, но и для нравственного развития, для сбережения национальной самобытности, утверждения этических норм поведения в нашей многонациональной стране.
Конечно, на этом пути предстоит еще очень много сделать, и об этом говорил Его Святейшество, обрисовав проблемы, которые перед нами стоят. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Если говорить о проблемах, я бы упомянул и такую, как современное понятие светскости государства, о новых формах соработничества, о расширении возможностей для общественного и просветительского, социального служения традиционных религий. И успех здесь будет зависеть от нашего общего искреннего стремления к сотрудничеству, от взаимного доверия, умения услышать и понять каждого, действовать в интересах мира, процветания и справедливости на благо наших граждан и всего нашего общества.
Руководитель Администрации
Президента Российской Федерации
С.Б. Иванов
Псевдомассовая культура вредна для здоровья
Помните, как в конце 1980-х – начале 90-х годов мы все много говорили об общечеловеческих ценностях, об их приоритете над любыми иными ценностями и о том, что все мы должны действовать исключительно и во благо, во имя исполнения тех или иных человеческих ценностей. Что это за ценности, понять тогда мы до конца не могли, и мне кажется, что и сейчас не все до конца понимают, да и я лично не берусь ответить на вопрос, какие ценности являются глобально общечеловеческими.
Созрел ли мир для этого понимания? Практика показывает, что под сурдинкой «общечеловеческих ценностей», как правило, происходит совершенно другое: сильные навязывают свои культурные ценности слабым, навязываются иные цивилизационные, иные исторические ценности, иные верования. Примерно тоже самое происходит в сфере культуры, когда под видом общемировой культуры, новых трендов (хотя, конечно, современная культура очень разная) зачастую проникает то, что является псевдокультурой. Такая псевдомассовая культура, культурный фаст-фуд. Он доступен, удобно упакован, легок в потреблении, быстро усваивается, но зачастую вреден для здоровья и духовного, и физического.
То, о чем многократно говорил Президент Российской Федерации, что необходимо поддерживать организации, проповедующие традиционные культурно-исторические ценности, – это важнейшее решение государства, важнейшая государственная задача. И решением этой важнейшей политической и, в моем понимании, общероссийской и общечеловеческой задачи занимается и будет заниматься Министерство культуры. Мы ваши в этом отношении искренние сторонники и соратники.
Министр
культуры
Российской Федерации
В.Р. Мединский
Сегодня высшей ценностью стал совсем другой человек
Сегодня мы живем в обществе, жизнь которого определяется системой ценностей, порожденной не религиозным, а секулярным мировоззрением. И здесь уже нет места Богу христианской традиции — Его заменил человек со всеми его естественными, а порой и противоестественными, устремлениями и желаниями, с его страстями и пороками. Отказавшись от высокого образа человека, созданного по образу Божию, человека, которому, несмотря на древнее Адамово грехопадение, открыт путь ко спасению и духовному восхождению к Богу, секулярное мировоззрение во главу угла поставило иной образ человека — всецело обращенного к миру и находящегося в плену своих страстей, любое проявление которых считается теперь нормальным и законным.
Поначалу секулярные взгляды также предполагали высокое призвание человека, которое состояло в максимальной реализации его творческой способности осваивать и преображать безбожный мир. Однако сегодня высшей ценностью, по существу, стал совсем другой человек — производитель и потребитель сиюминутных благ, лишенный высоких целей и идеалов.
Ценностная система секулярного общества — это система представлений, отражающих не духовные идеалы, а взаимные договоренности между людьми, стремящимися к приобретению мирских благ и потому находящимися в постоянном соперничестве за ограниченные земные ресурсы. Общее благо, общественная солидарность и взаимопомощь отходят на второй план, потому что главным является «собирание сокровищ на земле» и удовлетворение повседневных потребностей и желаний, часто греховных, которые оказываются на вершине иерархии ценностей.
В современном обществе существует своеобразный культ свободы — свободы каждого отдельного человека. Эта свобода, понимаемая, прежде всего, как свобода выбора, провозглашается высшей ценностью. Практически все человек может и должен выбирать: не только товары и услуги, профессию или друзей, но также образ жизни, мировоззрение, нравственный идеал и даже религиозную традицию.
Таким образом, Истина тоже становится предметом выбора. А свобода человека превращается в чистый произвол. Потому что невозможно сделать существенный для человеческой жизни выбор, не имея представления об истинном и ложном, благом и злом, прекрасном и безобразном. Истину нельзя выбрать, как выбирают предметы потребления, — ее можно только свободно принять, чтобы жить в соответствии с ней. В этом высший смысл свободы: «И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32).
Секулярное мировоззрение долгое время навязывалось нашему обществу силой атеистического государства. Сегодня мы сталкиваемся с другой ситуацией: нам назойливо пытаются навязать представление о том, что наше общество в целом является и должно быть светским, что религия ни в коем случае не должна выходить за пределы церковной ограды. То есть что секулярное мировоззрение должно быть доминирующим и даже всеобщим, а мировоззрение религиозное, включающее соответствующие ценности и нравственные нормы, — исключительно частным делом каждого отдельного человека.
Митрополит Волоколамский Иларион
Еще не все потеряно
Нам часто кажется, что современные дети, особенно подростки, живут в России, как в чужой стране: английским они владеют зачастую лучше, чем русским, американское кино смотрят почти ежедневно, а «Баллада о солдате» или «Доживем до понедельника» воспринимаются ими как анахронизм, И охватывает ужас: неужели мы их потеряли, неужели для этого поколения все свое, отечественное – чужое? Неужели все их устремления сводятся только к развлечениям и получению удовольствия? Да еще их стиль в одежде наши тревоги укрепляет. Но, оказывается, в этих, таких не похожих на нас, мальчиках и девочках живут особые мысли и чувства. И эти мысли и чувства созвучны нашим!
В Московском университете прошел заочный тур олимпиады «Ломоносов», в котором принимают участие школьники страны: они присылают свои работы по всем заявленным предметам. Прошел этот тур и на факультете журналистики. Дети творческое сочинение написали, сотрудники комиссий их зашифровали – преподаватели сели их проверять. И вот что эти сочинения открыли: думая и размышляя о будущем телевидения, о газете своей мечты или о том, как бы они провели один час прямого эфира, большинство участников олимпиады открыто говорят о том, что хотят видеть журналистику без пошлости и грязи, без назойливой рекламы ненужных или постыдных вещей, без культа насилия и бесконечных отупляющих сериалов. Дети ОТКРЫТО заявляют о своей усталости от гедонизма телепередач и гламурной прессы, что они видят в журналистике способ социального служения, проявления своей гражданской позиции, способ выражения любви к родине. Недаром автор одного из сочинений написал, что мечтает создать газету, которая будет служить не добыванию денег и не коммерческому успеху, а помощи бедным и обездоленным.
И радостно, и тревожно читать их сокровенные мысли. Значит, еще не все потеряно, значит, где-то на глубинном генетическом уровне в них живут и тяга к добру и любви, и сострадание, и благородные порывы юного сердца помочь другому, поддержать, а не утопить. С такими желаниями и помыслами они вступают во взрослую жизнь, они приходят к нам, учителям. И у нас еще есть время поддержать и развить то хорошее в наших детях, что живет в них вопреки агрессии мира. Еще можно воспитать из них журналистов, ответственных за сказанное слово.
И.В. Анненкова, доктор
филологических наук, доцент
факультета журналистики МГУ
им. М.В. Ломоносова