После реформы Петра Великого в Русской Православной Церкви 217 лет не было патриарха. И святителя Филарета, прослужившего Церкви 64 года, поднявшего её значение не только для православного мира в XIX веке, народное сознание воспринимает как патриарха.
Уже в 24 года будущий святитель Филарет, окончивший Сергиево-лаврскую семинарию, был поставлен проповедником Троице-Сергиевой лавры. С 1809 г. он – ректор Санкт-Петербургской семинарии, а чуть позже, уже в сане архимандрита, – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и профессор богословских наук. В разные годы был настоятелем московского ставропигиального Новоспасского монастыря, архиепископом Тверской, затем Ярославской и позже – Московской епархий, членом Священного Синода, почётным членом многих комиссий и комитетов.
Митрополитом Филаретом написан Православный катехизис, переведённый на многие языки мира. Этот труд объясняет разницу между православием и католичеством. Благодаря ему многие католики приняли православие.
Московский период деятельности святителя Филарета начался с назначения его в 1826 г. митрополитом Московским, что по сути приравнивалось к патриаршеству. «Он был глубоко почитаем и горячо любим всей многомиллионной паствой за праведность жизни, за бескомпромиссную защиту православной Церкви России от попыток расшатать её, внедрив противные учения. И в этих двух проявлениях ума и души – весь митрополит Филарет как носитель русского народного духа», – писал о нём в 1911 г. епископ Никон (Рклицкий).
Сам митрополит Филарет сказал однажды весьма актуальный для нашего века афоризм: «Прежде говорили, что думали, и не всё печатали, что писали. А нынче печатают всё, что придёт на ум». Что бы он сказал о сегодняшнем дне?..
Обширные познания многих наук митрополита Филарета и его отзывы по разным вопросам церковного и государственного строительства – сокровище Русской Православной Церкви.
О трудах митрополита, связанных с попечительством женским монастырям мы беседуем с председателем Женского православно-патриотического общества, сопредседателем МОО «Союз православных женщин» Г.В. Ананьиной.
– Галина Васильевна, во-первых, хотелось бы поблагодарить Вас за сохранение памяти о досточтимом митрополите Филарете и за огромную Вашу просветительскую работу и труды в защиту русской культуры и истории.
При митрополите Филарете было вновь возвращено должное значение Церкви для общества. Как нам из сегодняшнего дня оценить его служение?
– 150 лет со дня кончины митрополита Московского и Коломенского Филарета – это большая дата. И время, которое ему досталось, – очень непростое. По высказываниям и воспоминаниям о нём знавших его людей, этого великого подвижника и пастыря можно назвать синодальным патриархом. Деятельность митрополита Филарета была многогранной, помимо церковной сферы, он прекрасно знал область искусства и науки, государственные дела.
В эпоху митрополита Филарета были основаны пять женских монастырей, которые отличались строгим общежительным уставом. Среди них: Борисоглебская Аносина пустынь, («Женская Оптина»), Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь, Спасо-Бородинский и Спасо-Влахернский монастыри.
Их основательницы – женщины высокой образованности и духовности, как правило, родом из знатных семей, которые были знакомы с митрополитом Филаретом задолго до своего вступления в духовное звание.
XIX век – особый век, когда зародилось очень много благотворительных организаций и, прежде всего, Императорское женское патриотическое общество, созданное в 1812 году по указу императора Александра I, как первая благотворительная женская организация в России, первой попечительницей которой была супруга императора Елизавета Алексеевна. В 2008 году Женское патриотическое общество было воссоздано. Сегодня оно является духовным приемником Императорского общества.
Когда я изучала историю Женского патриотического общества и деятельность императрицы Елизаветы Алексеевны то мне попалась переписка митрополита Филарета с членом Императорского женского патриотического общества Анной Орловой-Чесменской, которая была камер-фрейлиной императрицы. Меня очень удивило, что это был столь значимый в Церкви муж и митрополит, и он переписывается с женщиной из светского общества. А далее, когда я занималась историей Спасо-Влахернского монастыря, основательницей которого была Анна Головина, то опять обнаружила письма к ней митрополита Филарета. Стало ясно, что деятельность митрополита по окормлению женских обителей была особой.
Переписка митрополита с императрицами Марией Александровной и Александрой Фёдоровной говорит о том, что святитель поддерживал и женщин императорского двора, и дворянок высокой культуры и образованности, а главное – высокой духовности, которым пасторское слово на тот момент было необходимо. Святитель Филарет действительно многих утешал, и когда на конференции зачитывалось его письмо Маргарите Тучковой, было понятно, насколько он утешал в горе эту женщину, которая в войну потеряла мужа и сына. Он наставлял, чтобы скорбь её ушла, внушал, что она временная. Маргарита Тучкова была духовной дочерью митрополита Филарета.
Многих женщин митрополит привёл к тому, чтобы они стали настоятельницами монастырей. Не каждый иерарх мог прочувствовать эту вдовью судьбу, как у Анны Головиной, Маргариты Тучковой, тем более, когда они приходили к митрополиту ещё светскими дамами. Может быть, если бы не было такого духовного попечения, то они бы и не пришли к такой высоте духовной жизни.
Через письма митрополита Филарета к духовным чадам мы видим и судьбу России, и его переживания за страну. Когда митрополит обращался к Анне Орловой-Чесменской и просил помочь храму, он понимал, посильны ли его просьбы. Когда Анной Головиной уже был создан Спасо-Влахернский монастырь, и она хотела стать настоятельницей, то митрополит Филарет не советовал, зная её состояние здоровья. То есть он понимал ещё и личные обстоятельства своих чад.
– В декабре 2017 г. прошла Духовно-просветительская конференция «Святитель Филарет и его роль в создании женских духовных общин». С приветствием к участникам конференции обратились Первый викарий Святейшего Патриарха митрополит Истринский Арсений, викарий Святейшего Патриарха епископ Воскресенский Савва, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин.
Кто участвовал в этой конференции?
– Наш Союз православных женщин и Женское патриотическое общество сочли своим долгом отпраздновать 150-летие памяти митрополита Филарета. Монастыри, которые окормлял святитель, сегодня, слава Богу, возрождены.
На конференцию приехали и выступили с докладами настоятельницы монастырей, которые окормлял митрополит Филарет (Дроздов). Это игумения Алексия (Петрова), настоятельница Серпуховского Введенского Владычнего монастыря, игумения Александра (Балабанова), настоятельница Спасо-Влахернского женского монастыря и игумения Серафима, настоятельница Спасо-Бородинского монастыря. Каждая из них говорила об истории своего монастыря, о первых настоятельницах и об их судьбах. Для них духовный подвиг предшественниц – это огромный пример.
Радостно, что сопредседатель нашего Союза православных женщин Тягачева Светлана Николаевна, которая возродила Спасо-Влахернский монастырь и сопредседатель Союза Анастасия Оситис, которая также внесла свой благотворительный вклад в восстановление этой обители, сегодня идут тем же путём, которым шли наши славные предшественницы. Хотелось бы пожелать, чтобы было больше примеров благотворительной деятельности светских дам, доходы которых больше, чем доходы их мужей.
Приятным моментом конференции была поэтическая композиция «Святитель Филарет, митрополит Московский. Переписка с современницами», которую представили Татьяна Белевич, заслуженная артистка РФ, директор Русского духовного театра «Глас», Никита Астахов, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Русского духовного театра «Глас» и Олег Ефимов, член Союза писателей России. Были зачитаны письма митрополита Филарета к императрицам и настоятельницам монастырей.
– Что вообще для русского общества значит благотворительность и женская благотворительность в особенности?
– В XIX в. было огромнейшее количество благотворительных организаций, начиная от учреждённых императорами и императрицами. И эти люди не просто давали деньги, но были попечителями школ, училищ – шла конкретная ежедневная работа. В своем предсмертном распоряжении Анна Орлова-Чесменская завещала огромные средства: в Новгородский Юрьев монастырь, Почаевскую лавру, Соловецкий монастырь и в 340 других монастырей и 48 кафедральных соборов, а сверх того в непосредственное распоряжение попечительств епархиальных ведомств, на помощь вдовам и сиротам духовных лиц православного исповедания общим итогом – около двух с половиной миллионов рублей серебром.
У нас есть примеры! Та же Екатерина Дашкова, светская дама, завещает свой орден святой Екатерины в институт самой бедной пенсионерке. Императрица Елизавета Фёдоровна, учредитель женского патриотического общества, отказывалась от положенных ей денег, сразу передавая их на благотворительность. Наша конференция и подчёркивала важность этой благотворительной деятельности. Ведь не зря святейший патриарх Алексий II сказал, что XXI век – это век жён-мироносиц.
Поразительно, какое количество благотворительных организаций создано женщинами, сколько ими построено монастырей и церквей! Сегодня также создано много благотворительных организаций, которые возглавляют женщины, в том числе воссозданных и продолжающих лучшие традиции женской благотворительности. Примером того служит Елисаветинско-Сергиевское общество под председательством Анны Витальевны Громовой, которое ведет огромную работу по увековечиванию памяти великой княгини Елизаветы Федоровны, а также направляет свою деятельность на реализацию благотворительных проектов.
Есть благотворители России – Третьяковы, Мамонтовы, Коншины, Абрикосовы, Морозовы, Бахрушины, Гурьевы, но мы редко слышим о женщинах – благотворителях. Это, прежде всего, императрицы России, Анна Орлова-Чисменская, графиня Софья Панина, Мария Тенишева Маргарита Морозова, Варвара Морозова, Александра Коншина, Татьяна Голицына, Софья Щербатова и многие другие. На их деньги были построены детские приюты, храмы, богодельни, школы и библиотеки.
Традиционно в русском купечестве считалось, что если тебе Господь дал материальное богатство, его нужно вернуть Богу, т.е. передать на благие дела. И было стыдно заниматься личной наживой, поэтому так широко была развита благотворительность. Мы и сегодня пользуемся больницами, школами, железными дорогами, построенными нашими благотворителями. И не замечаем этого. И надо сказать, что в то время их духовный подвиг ценился. А сегодня, увы, это не так.
Сегодня деньги встали на первое место. Но у многих уже просыпается осознание, что долго с этим жить невозможно. Сейчас, как никогда, нам нужны примеры той женской святости, жертвенности, любви к ближнему, любви к своей стране, к православию, которые указывают нам путь спасения.
Беседу вела Ирина УШАКОВА
На фото:
Сопредседатель Союза православных женщин Галина Васильевна Ананьина награждена Благословенной Патриаршей грамотой за труды, направленные на сохранение традиционных ценностей в обществе. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла грамоту вручает Первый викарий Святейшего Патриарха митрополит Истринский Арсений.