5 декабря исполнилось 13 лет со дня упокоения Святейшего Патриарха Алексия II
5 декабря 2008 года отошёл ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Это были народные похороны.
Наша история не помнит таких похорон со смерти И. В. Сталина.
Народ прощался с ним — всё шел и шел к восстановленному по его благословению, его заботой Храму Христа Спасителя...
Народ многого может не знать, но душу его не обманешь. Народ, как дитя, чувствует, когда его любят. И на любовь, на заботу отвечает своей любовью, своей благодарностью.
Народ показал этим прощанием, что он хочет правды. Что он ценит самоотверженность и порядочность, ценит веру и патриотизм.
Народ показал, что он хочет отца. Настоящего. Любящего. Любимого.
Когда на Поместном Соборе нашей Церкви в 1917 году решался вопрос о восстановлении патриаршества, один из крестьян сказал просто:
— У нас нет больше царя, нет отца, которого мы бы любили, Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха.
У нас тоже нет царя. Но у нас был Патриарх. И народ любил его, как отца.
Эта общая вера, общая молитва — Патриарха за народ и народа за Патриарха — сроднили нас с ним. И потому эта утрата коснулась сердца. Мы ощутили это родство, это сыновство.
Проявилось, казалось бы, очевидное: общая литургическая молитва, общая
Чаша соединяет людей связью самой прочной, не умирающей.
В дни прощания с Патриархом вспоминалось именно служение святителя
Тихона. Перед мощами Патриарха Московского и Всероссийского Тихона в Донском монастыре в день его интронизации Святейший Патриарх Алексий II совершил своё последнее богослужение. Тогда тоже было смутное время, и тоже — вера, молитва, спокойствие, доброта, великое внутреннее равновесие, самоотверженная забота о пользе Церкви, дух любви и смирения. То есть всё противоположное духу революционному.
Это и раздражало его критиков: почему, мол, он молчит, почему бездействует, почему не противостоит власти?
А он-то как раз не бездействовал. Он был великий труженик. Он просто трудился иначе.
Триста Литургий в год!
Когда раздавался этот ропот, старец Троице-Сергиевой лавры иеросхимонах Моисей (Боголюбов; † 09.12.1992 г.) с досадой говорил:
— Ну что же они против Патриарха? Ведь нам же нужно царя выбирать!
А кто будет помазывать на царство? Конечно, Патриарх.
И чтобы нам была дана эта милость, нам нужен дух смирения, сыновнего послушания.
Мы проходили с ним экзамен на готовность к монархии.
Он был великим строителем. Он любил повторять слова из Библии: Время разбрасывать камни, и время собирать камни (Еккл. 3, 5), добавляя, что ныне — время собирания камней.
Это — его заповедь: консерватизм больше строит, чем любая революционность.
Революционный дух всегда связан с неверием и маловерием.
Вера, твердая вера в Бога рождает великий консерватизм.
Первая часть жизни будущего Патриарха прошла в Таллине. Старый Таллин — это был очень тихий город даже и в советское время. Вековая тишина его узеньких улочек с крошечными, почти не существующими тротуарами, древними домиками с островерхими крышами, словно из сказок Андерсена... Но каким же тихим он должен был быть «в эстонское время», как говорили местные жители, — в юные годы будущего первоиерарха Русской Церкви! Он набирался там тишины — на будущие бурные годы своего служения. Она в нём навсегда осталась.
Он шёл на компромиссы не ради выгоды, а ради мира, ради пользы Церкви, страны. Так, как сказал Патриарх Тихон: «Пусть моё имя погибнет в истории, лишь бы Церкви была польза».
И он был, как святитель Тихон, твёрд там, где нельзя было идти на компромисс — как это было в вопросе о «екатеринбургских останках».
Более тяжелых крестов, чем крест Патриарха Русской Церкви и крест русского царя, на земле, наверно, нет.
Но каких милостей Божиих он сподобился за эти 18 лет!
Чудеса происходили непрерывно.
10 июня 1990 года состоялась его интронизация.
14 июня — прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Это сейчас для нас привычны иконы кронштадтского пастыря в храмах, его церковное почитание. А в советское время его имя было запрещено — как и имена многих других «реакционеров», включая святителя Тихона.
Вскоре, 27 июля 1990 года, по ходатайству Патриарха Алексия II была возвращена в Коломенское Державная икона Пресвятой Богородицы.
Святейший почитал эту икону, служил в день её явления, как и во многие другие праздники икон Божией Матери: Всех скорбящих Радость, Споручница грешных, Нечаянная Радость… Чувствовалось, что он очень опирается на помощь Заступницы Усердной.
В конце того же, первого года его патриаршества, великая радость была дарована с небес нашей Церкви её новому предстоятелю — неожиданное обретение святых мощей преподобного Серафима Саровского.
Может быть, одним из самых счастливых дней в жизни Патриарха был день 1 августа 1991 года, когда в Дивеево, на паперти Троицкого собора, в который накануне вечером была торжественно внесена рака со святыми мощами преподобного Серафима, Святейший с архиереями и духовенством под ярким солнцем и ослепительно голубым небом служил Божественную литургию. А потом, после крестного хода вокруг собора с мощами преподобного, с пением стихир Пасхи, возгласил:
— Христос Воскресе!
Перед этим в Арзамасе, где стояли мощи святого для всенародного поклонения (так это было внове — весь народ шёл в храм!), на пресс-конференции Патриарх сказал о преподобном Серафиме:
— Он был носителем особой любви к людям. И эту любовь он черпал в радости Воскресения Христова. Воскресение Христово — основа нашей веры. Преподобный Серафим был носителем этой пасхальной радости в течение всей своей жизни… Я убеждён, что второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского как никогда важно именно сегодня, когда у нас нетерпимость, противостояние, озлобленность…
Любимыми словами Святейшего, которые он чаще всего тогда повторял, были слова саровского старца: Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи.
На той пресс-конференции он назвал важнейшей задачей избавление нашего народа от разрушительного зуда.
— Надо возрождать русскую деревню, — сказал Патриарх. — И одна из форм возрождения её — возрождение монастырей, где был высокий уровень сельского хозяйствования.
То были особые дни… Мы помнили пророчество преподобного Серафима о том, что он своими мощами придёт в Дивеево, воскреснет — а там и конец всему.
Святейший сказал тогда, что мы должны трудиться, делать всё для России, даже если бы оставались последние часы до самого конца.
Он всегда стремился к людям, к народу. И лежать решил среди людей — в Елоховском соборе.
В те годы, когда народу жилось особенно трудно, в одной из поездок по стране простые люди его попросили:
— Ваше Святейшество, помолитесь, чтобы Господь дал нам терпения.
— Ведь могли попросить похлопотать о каких-то материальных благах, — рассказывал Святейший. — Нет — о терпении. Такому народу надо в ноги поклониться!
Вспомним ещё: 19 февраля 1992 года в Донском монастыре неожиданно были обретены святые мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
24 мая 1992 года, в день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, делегация нашей Церкви, объехав многие славянские земли, доставила из Иерусалима в Москву, в Кремль, Благодатный огонь. На ступенях Успенского собора Святейший встретил его.
В 1995 году Святейший Патриарх благословил начать восстановление храма Христа Спасителя — и завершить к 2000 году.
Это было удивительно: как, всего за пять лет?! Его строили двадцать лет, двадцать лет расписывали… Но, раз Патриарх благословил — значит, с Божией помощью будет к 2000 году храм.
Патриарх был самым авторитетным человеком в стране. Именно он, как никто, оказывал положительное влияние на власть. Его добрым отношением дорожили, боялись потерять его расположение больше самой острой критики.
Он считал, что больше добра можно сделать не обличением, а терпеливым созиданием, не раздором, а примирением.
Он оказался прав.
Его великие труды дали свои плоды.
Народ стал лучше, народ стал ближе к Богу.
Один Господь знает, скольких наших соотечественников его улыбка привела к храму.
В то время, когда многие люди почти ничего не знали о церковной жизни, по этой улыбке, по его глазам они узнавали о том, что у них есть Мать — Церковь.
Сегодня мы оглядываемся на годы его патриаршества, на ту совершенно неповторимую эпоху в жизни Церкви и страны. С завершением земного пути Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II она встает перед нами во всё большем величии. И мы вновь убеждаемся, как Господь милостив к нам. Как Он точно выбирает именно того, кто нужнее всего Церкви, народу именно в это время.
Во дни прощания со своим Великим господином и отцом Россия стала старше, стала умнее, стала чище. Россия слезами умылась.
Протоиерей НИКОЛАЙ Булгаков