В январе 2007 года исполняется ровно 50 лет со дня появления в Русском Зарубежье статьи о. Константина Зайцева, которая удивительным образом перекликается с основной темой конференции.
Редакция публикует ее с некоторыми сокращениями.
… О, если бы встряска, ныне переживаемая, повела к озарению благодатью Божиею русских сердец, зажигая в них жажду духовного подвига! Коснит милостивый Господь. Но текут сроки: есть ли еще для кого существовать миру? Каждый из нас призван дать ответ на этот судьбоносный вопрос. Так решая вопрос своего личного спасения, влагаемся мы и в строение исторической жизни. Велик ли наш вклад?
Ослепительным светом залита Россия. То просияла Святая Русь, жившая смиренно-потаенно под покровом предавшей её Великой России. В этом немеркнущем свете вянет и чисто воинская и чисто гражданская доблесть, как ни ярко проявляема была и она уходящей Россией. Просияла Святая Русь в крови новомучеников, во главе с Последним Царем. Это сияние одно только и может рассветные надежды рождать на наших горизонтах.
Чуда ждем мы над Россией. Чуда великого, несказанно великого ждем, пред которым должны разойтись как дым все наши зарубежные лозунги, все наши клятвы, все мечты. Чудо духовного подъема должно, вырвавшись из-под смрадной коры советчины, охватить и нас всех, объединяя в покаянном самоотречении во имя восстановления Святой Руси.
Где в нашем далеком прошлом искать подобия такого Чуда? На Нижегородской площади, где в одно мгновение поднято было народное движение Мининым, призванным к действию Самим Господом, под угрозой кары за ослушание: так была побеждена скромность заурядного обывателя, в незаметной тиши созревшего для духовного подвига на гражданском поприще.
Где искать нам руководство для духовного созревания в тиши нашей обыденной жизни? В Церкви русско-православной – истинной, единственно являющей нам Историческую Россию, в её подлинном, бесспорном, историческом существе.
Где обрести нам Имя, способное уже сейчас объединить, в некой предварительной духовной мобилизации, русских людей, независимо от звания, происхождения, политических убеждений, культурного уровня, личной судьбы, прошлой и настоящей? Оно уже вознесено над нами, и отношение к Нему безошибочно определяет зрелость русского человека – в плане той спасительной духовной «реставрации», которая одна только способна изменить и судьбы России, и направление мировой жизни. То имя нашего Последнего Царя.
С Ним кончилось наше святое прошлое, национально-государственное. Под сенью этого священного имени только и может это прошлое стать снова настоящим. Хоругвь эта вознесена над русскими православными людьми, и остается вопросом: пойдем мы под её сенью в сретение Христа, Судии Вселенной, или в сретение обновленного бытия России – Третьего Рима.
Только Чудо, великое, несказанно великое может вернуть Россию миру. Будем помнить, что чудеса даются только по Вере, по делам, согласным с живой Верой, по молитве, по устремленности к Богу истинной, вседушной. И тут у нас есть Помощник и Покровитель, бесспорный, близкий нам, явивший под покровом еще Великой России с силой беспримерной живую святость Руси и как бы сросшийся с духовно живой Зарубежной Русью. То батюшка наш Иоанн Кронштадтский. А с ним и за ним – и вся с нами Святость Русской Земли, как прославленная Церковью, так и ждущая еще своего прославления – наше Русское Небо.
Только так, в нашем напряженнейшем делании, сила которого удесятерится Силою Божиею, сможем мы заслужить Чудо Возрождения России.
Архимандрит Константин (Зайцев) «Православная Русь», 15/28 января 1957 г.