Добавлено:

Жизнь после детдома: выбор в пользу детей

13 июня в Екатеринбурге на Патриаршьем подворье состоялся уникальный форум «Социально-духовная адаптация, профориентация и трудоустройство выпускников детских домов», объединивший на одной площадке государственные и общественные организации. Форум выявил несколько проблем выпускников детских домов, которые необходимо решать всем обществом: социальное сиротство при живых родителях, привычка к иждивенчеству, их неспособность спланировать свое будущее и добиваться поставленных целей, ограничения по здоровью и интеллектуальному развитию для приобретения многих специальностей.

Открыв форум, заместитель председателя Ресурсного центра «Семья Димитрия Солунского» Владимир Мужиканов сказал, что, покидая стены детдомов, ребята часто не готовы к тем опасностям и трудностям, которые их подстерегают: «Стоит серьезно подумать о духовно-социальном становлении этих детей, ведь они – такой же будущий генофонд страны, как и «семейные» дети. Спасение их судеб или равнодушие к ним неизбежно повлияет на будущее России. Пора объединять ресурсы государства и общественных организаций».

В России преобладает не настоящее, а социальное сиротство, родители у детей есть, но либо лишены родительских прав, либо сидят в тюрьме, либо отказались от родных чад из-за безденежья. Поэтому тенденция такова: надо не механически сокращать количество детских домов, а работать с родными и приемными семьями, осуществляя таким образом профилактику сиротства.

У выпускников детских домов есть общие проблемы: недоверие к окружающему миру, защитная реакция в виде безразличия, агрессия, нежелание общаться с биологическими родителями, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, склонность к иждивенчеству; они считают, что все им должны, не планируют, что будет завтра, не видят перспективы. Каждый пятый не желает учиться, соблюдать социальные нормы, привык к низкому уровню жизни.

Ольга Истомина, заместитель директора Центра социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района Екатеринбурга говорит, что на территории Кировского района их служба сопровождает 29 выпускников до 23 лет: «И во время учебы в ПТУ все вышеперечисленные проблемы уже крайне трудно сдвинуть в мертвой точки, надо начинать раньше. Или нам нужны такие люди в качестве наставников для этих детей, которые готовы помимо рабочего, тратить и свое личное время, чтобы корректировать жизнь бывшего детдомовца и после учебы, и после отбоя».

Вячеслав Кривель, заместитель директора Департамента по труду и занятости, в свою очередь, говорит, что еще в старших классах подросткам надо рассказывать о наиболее востребованных профессиях, устраивать профориентирующие экскурсии: «Иначе будем плодить иждивенчество. Сейчас в год департамент принимает на учет 500-700 выпускников детских домов, из них 120-150 обучает востребованным профессиям. Но постановка детей на учет в службу занятости – палка о двух концах. С одной стороны – какая-то материальная поддержка, с другой – поощрение бездельничества. Если максимальный размер пособия по безработице у педагога, например, 5635 руб., то выпускникам детдомов в течение 6 месяцев после выпуска мы обязаны выплачивать эквивалент средней заработной платы, то есть 26 794 руб. Понятно, что эти полгода никто из них даже и не помыслит о работе. Надо вводить институт наставничества на предприятиях, опекать их при трудоустройстве, последовательно приучать к самостоятельному труду».

«Начинать формировать цель жизни и волю, чтобы достигнуть то, что наметил, у воспитанников детских домов необходимо уже с 4 класса», – считает участник форума Марк Ицкович, координатор психосоциальной помощи Службы охраны материнства и детства Минздрава Свердловской области. – Для успешной интеграции в жизнь общества необходимо помочь ребенку установить несколько позитивных социальных контактов. Полезно, например, взаимодействие с «домашними» детьми».

Андрей Петров, помощник военного комиссара Свердловской области обнадежил собравшихся, предложив эффективный путь адаптации «государственных» детей к самостоятельной жизни: «Военная служба – идеальный вариант для трудоустройства воспитанников детских домов. Дети привыкли к иждивенчеству – армия им предоставляет все необходимое для жизни: еду, кров, одежду. Они привыкли к внешней дисциплине – военный обязан подчиняться. Им трудно представить свое ближайшее будущее – об этом позаботится командир». В России идет активное восстановление разоренных военных училищ и 38 учебных заведений – военно-воздушные, военно-морские, космические академии, училища внутренних войск, институт связи в разных городах России – в Санкт-Петербурге, Казани, Тюмени, Рязани, Воронеже, Серпухове, Сызрани и на Дальнем Востоке – ждут мальчишек и девчонок из детских домов. Довольствие курсанта до заключения контракта – 2000 руб., после – 14-20 тыс. руб. (в зависимости от места службы), а зарплата лейтенанта 45-55 тыс.руб. Жильем военные обеспечиваются сейчас неплохо. Так что те, кто решит Родину защищать, будут себя чувствовать вполне благополучно. Мы готовы помогать выпускникам в трудоустройстве – у нас есть для этого рычаги». Единственное, что может помешать детдомовцу поступить на военную службу, это здоровье. У многих детей оно подорвано.

Светлана Блаженкова, начальник отдела государственного воспитания и коррекции Министерства образования Свердловской области, обратившись к участникам форума, отметила, что государственным органам не справиться в одиночку с проблемой постинтернатного сопровождения: «Нужна помощь общественных организаций. Например, мы давно сотрудничаем с Ресурсным центром «Семья Димитрия Солунского», с другими некоммерческими организациями. Нам нужны люди и организации-энтузиасты, которые готовы нам помогать в работе с детьми и семьями. Мы открыты для сотрудничества. В Свердловской области 61 детский дом, и, согласно общегосударственной политике сокращения, к концу года их должно остаться 50. Успешные детские дома, где педагоги борются за каждого ребенка, останутся неуспешные, где работают, в основном, за зарплату – закроются. От общественных организаций сегодня нужна помощь, чтобы эффективнее шла работа как с приемными и родными семьями, так и с самими выпускниками».

Система государственного патронажа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, не вполне эффективна на всем протяжении периода ее существования. Даже трудоустроившись, бывшие воспитанники детских домов часто теряют работу, потому что не умеют выстраивать отношения и легко пасуют перед трудностями. Они не способны отстоять свои права на жилье, медобслуживание и образование, раскусить обман мошенников, поэтому часто остаются на улице и без профессии, которая может прокормить. А дальше дорога часто ведет их в криминальный мир.

По данным Главного управления федеральной службы исполнения наказаний, в Кировградской колонии для несовершеннолетних каждый десятый – детдомовец. Но это те дети, которым, как считает начальник отдела по воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными ГУФСИН по Свердловской области Роман Рябов, просто не помогли вовремя. Подросток мог украсть потому, что хотел есть, например. Из девяти осужденных сирот – шести требуется психологическая коррекция, профилактика аутоагрессии, алкоголизма, наркомании. Здесь должны вместе работать Департамент занятости, наркологи, церковь, центр социальной помощи семье, куда возвращаются эти дети. Необходимо создать общежития временного содержания, где смогут поселиться освободившиеся из колонии, и кабинеты бесплатной психологической и юридической помощи», – уверен Роман Рябов.

«Выпускники детских домов находятся под пристальным вниманием черных риэлтеров», – говорит Александр Загайнов, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Свердловской области. – Например, в Тавде было предоставлено выпускникам 36 квартир, а через полгода из них детдомовцами были заселены 6. В остальных жил кто угодно, только не бывшие детдомовцы. И здесь несколько проблем: они не привыкли платить ни за что, и быстро накапливают долги за коммуналку, это бич, у них нет чувства гражданской ответственности, алгоритма самостоятельного проживания, они привыкли жить общежитием. Поэтому бывшие детдомовцы либо живут вместе в одной квартире, а остальные сдают, либо беспечно уезжают на учебу или на работу в другие города, не заботясь о сохранности жилья».

Директор Сысертского детского дома Александра Мельникова говорит, что качество личности воспитанника напрямую зависит от вклада педагогов: «У нас многие специалисты дружат с детьми. За 19 лет работы только двое воспитанников получили судимости – один за драку в 26 лет, второй – за кражу. Чтобы при выходе даже из самого лучшего детского дома выпускники смогли жить и самостоятельно, важно вернуть квотирование рабочих мест для молодых специалистов-выпускников детдомов и создать объединение предприятий, готовых брать студентов на практику после первого-второго курсов. Нужно также больше учебных заведений, которые смогут обучать разным специальностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Пока у нас в области есть только один Сухоложский многопрофильный техникум, где по-домашнему заботятся о каждом учащемся».

А вот директор фонда «Свои дети» Ольга Котлярова самым эффективным способом воспитания считает спорт: «Важно привить выпускнику детского дома психологию успеха и привычку систематически двигаться к нему навстречу. Для этого лучше всего подходят тренировки. В одном детском доме мы установили теннисные столы. Сначала детей доставали буквально из-под кровати. Но уже через три месяца тренер рассказал такой случай: мальчишка-старшеклассник, опаздывая, звонил тренеру и очень просил без него не начинать». Успешным опытом духовно-социальной адаптации поделился и областной медицинский колледж. Его представители убеждены, что полезно вовлекать детей в добровольческие программы помощи. Колледж ввел даже обязательные зачеты по социальной практике и сотрудничает со многими некоммерческими организациями.

Наталья Поддубная, директор Первоуральского детского дома № 1, представила на рассмотрение собравшимся программу «Становление» и поделилась опытом сотрудничества с предприятиями: «Надо настойчиво добиваться понимания у директоров предприятий, чтобы они брали наших детей под крыло, – уверена она. – В прошлом году мы работали с пятью предприятиями, а в этом году откликнулось уже десять».

Помогать выпускникам найти свое место в родном крае готов и Ресурсный центр «Семья Димитрия Солунского»: «В течение 2012-2013 учебного года мы реализовали первый этап проекта «Урал промышленный, духовный и культурный», – делится руководитель Центра духовно-социальной адаптации молодежи Ольга Копытова. – Это серия экскурсий, каждая из которых предусматривает три этапа: посещение предприятия, куда выпускник может прийти работать; знакомство со значимыми краеведческими объектами; посещение храмов и общение со священником. В конце каждой экскурсии у детей загораются глаза, и просыпается интерес к обустройству своего будущего. Они готовы задавать кучу вопросов, думать, планировать, решать».

Чтобы выпускники детских домов смогли сформироваться во взрослых, которым по силам создать крепкие семьи, найти и удержать работу, стать полноправными членами общества и хозяевами своей судьбы, участники форума выработали предварительный проект Резолюции, предусматривающей создание комплексной программы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов на уровне Свердловской области, и внедрение духовно-патриотической программы «Ураловедение», помогающей выпускнику утвердиться в родном крае.

Кроме того, участники форума предусмотрели следующие шаги:

– создание пунктов юридической и психологической помощи;

– формирование пула предприятий, готовых принять студента на практику или на работу и обеспечить наставником;

– вовлечение детей в добровольческие программы;

– разработка и внедрение плана мероприятий, объединяющих «семейных» и детдомовских детей на одной «площадке»;

– создание системы помощи установления позитивных контактов в обществе;

– создание фонда общежитий временного проживания;

– создание системы духовно-социальной и профессионально-трудовой адаптации с 4-5 класса;
– увеличение рабочих квот для выпускников детдомов, освобождающихся из колоний, и молодых специалистов из числа бывших детдомовцев, заканчивающих учебные заведения;
– разработка системы профилактической помощи семьям;

– создание специальных программ по обучению профессии и адаптации к самостоятельной жизни детей с серьезными нарушениями здоровья;

– введение курса социально-адаптирующих экскурсий для детских домов, расположенных в удаленных населенных пунктах.

Форумы, посвященные решению вопросов по социально-духовной и трудовой адаптации выпускников детских домов, инициатор проекта, Ресурсный центр «Семья Димитрия Солунского», планирует сделать ежеквартальными с публикацией пошаговых отчетов о проделанной работе.

Марина Ситникова
Екатеринбург


от 10.12.2018 Раздел: Июль 2013 Просмотров: 396
Всего комментариев: 0
avatar