Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в Храме-на-Крови в Екатеринбурге
18 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Храм-на-Крови в Екатеринбурге.
Храм-памятник построен на месте, где в ночь на 17 июля 1918 года приняли мученическую кончину государь Николай II, государыня Александра Феодоровна, их дети — цесаревич Алексий и великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, а также доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, лакей Алоизий Трупп и горничная Анна Демидова.
У входа в верхний храм в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, Святейшего Владыку встречали старший священник Храма-на-Крови протоиерей Максим Миняйло, духовенство, учащиеся православных учебных заведений.
В числе присутствующих были митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, губернатор Свердловской области Е.В. Куйвашев, глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна, председатель Благотворительного фонда великой княгини Ольги Александровны О.Н. Куликовская-Романова, члены официальной делегации, сопровождающей Святейшего Патриарха, многочисленные верующие.
Побывав в верхнем храме, Святейший Патриарх перешел в нижний храм в честь святых Царственных страстотерпцев, освященный Его Святейшеством 18 апреля 2010 года.
Святейший Владыка совершил молитву свв. Царственным страстотерпцам и посетил расстрельную комнату (правый придел нижнего храма).
Также Святейшего Владыку приветствовали учащиеся церковноприходских школ и участники Архиерейской детской певческой капеллы «Октоих». Сестры милосердия и добровольцы Православной службы милосердия при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии подарили Святейшему Патриарху фигуру ангела, сделанную руками их подопечных.
На ступенях нижнего храма Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал митрополит Екатеринбургский Кирилл, который преподнес Его Святейшеству икону святых Царственных страстотерпцев, написанную уральскими мастерами.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к священнослужителям и мирянам Екатеринбургской митрополии, собравшимся на площади перед собором, с Первосвятительским словом.
В этом году исполняется 400-летие Дома Романовых — царской династии, с которой связано усиление и возвышение России, превращение ее в великую державу. У каждого человека, тем более у правителя, есть плюсы и минусы, которые историки часто препарируют в своих научных трудах и оценивают, что человек сделал доброго, а что менее доброго, какие правильные шаги предпринял и какие ошибки совершил. То же самое делается и по отношению к любому представителю 400-летней династии Романовых.
Но если посмотреть на результат, на то, что за эти 400 лет произошло, то мы видим, как из обычного мононационального государства с небольшим присутствием инославия и иных этносов Россия превратилась в огромную семью народов, соединенную народом русским и верой православной. Семью, в которой люди разных религий и национальностей чувствовали себя благополучно. Эта великая страна набирала огромную экономическую мощь, которая стала угрожать другим могущественным странам и силам, и в результате, как мы знаем, была развязана мировая война, вслед за которой последовало крушение Российской державы.
А почему это произошло? А потому что людям внушили, что, разрушив свою страну и убив царя, они станут счастливыми, они построят богатое и справедливое общество, где все будут равны и где все будут наслаждаться благами. Пройдя тяжелейшими десятилетиями XX века, мы знаем, что это была утопия, мечта или просто злобная пропаганда, направленная на то, чтобы разрушить основы государственной жизни великого народа.
На этом самом месте 95 лет назад были убиты государь император Николай II и его семья. А завтра мы будем праздновать 145-летие со дня рождения государя императора. Юбилейные даты, как бы смыкаясь, образуют один ряд, наполненный огромными смыслами. И один из больших вопросов, ответ на который раскрывает самый главный смысл нашей истории, заключается в следующем: а почему нам не удалось построить того общества, о котором мечтали люди? Почему нам не удалось добиться того самого процветания и справедливости, ради которой убили царя, а потом вздыбили страну гражданской войной?
У историков разные ответы на этот вопрос. Но есть, я думаю, самый важный ответ, который открывает нам смысл истории: невозможно строить человеческое счастье на убийствах, на лжи, на кровопролитной борьбе. Невозможно построить благополучие через кровь и ложь. Те, кто убивал здесь царскую семью, считали, что поступают праведно: «Нужно стереть с лица земли эту семью, а с ней — и память о прошлой России», мол, в присутствии этих живых символов невозможно идти вперед — нужно все уничтожить, разрушить этот мир до основания, а потом построить другой, который, конечно, будет счастливым.
Мы знаем, что ничего не получилось. И мистически прозреваем, что не получилось потому, что и здесь пролилась ... кровь, как потом она реками проливалась на нашей земле.
Но, вспоминая прошлое, мы ведь думаем о современной жизни своей, о будущем. Так вот, почему с нами произошла такая катастрофа? Почему так много крови было пролито? Почему такие страдания принял наш народ, включая и Первую мировую войну, и революцию, и войну гражданскую, и террор, и репрессии, и затем Великую Отечественную войну? Миллионы и миллионы человеческих жизней были положены для достижения мечты, которая так и не осуществилась.
Анализируя прошлое, думая о современной жизни, простирая взгляд в будущее, мы должны сделать правильные выводы. Никогда не строй своего благополучия на неблагополучии другого человека. Это имеет отношение к нашей личной жизни. Это имеет отношение к нашей работе. Как часто мы в процессе своего карьерного роста сталкиваемся с конкурентами, которые готовы уничтожить соперников! И ведь действительно бывают случаи, когда одни физически уничтожают других, чтобы расширить себе жизненное пространство, чтобы получить больше денег и больше власти…
Мы никогда не достигнем своих целей, никогда не обретем счастья, если будем бороться за счастье ложью, лживой пропагандой, коварством и убийствами. Вот какой главный смысл открывается нам в трагедии Ипатьевского дома и того самого места, где мы сейчас стоим. Дома нет, но вместо него к небу взметнулся величественный Храм-на-Крови — как памятник тому, что здесь произошло, как памятник невинно убиенным и как некий символ и знак надежды нашего народа на возрождение, на построение действительно справедливой жизни, но без крови, без насилия, без революций, без гражданских столкновений — так, как созидали великую Россию наши благочестивые предки.
И потому молитва наша сегодня, в том числе перед Царственными страстотерпцами, — о процветании Оте-чества нашего, всей исторической Руси и Российской державы; о процветании Церкви нашей, носительницы того самого духовного кода нации, сохраняя который, мы сохраняем народ; о благополучии народа нашего; об укреплении веры православной; о процветании Екатеринбурга и всей земли екатеринбургской.
Помнить об уроках прошлого
Из слова Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга
18 мая 2013 года, в канун недели 3-й по Пасхе, святых жен-мироносиц, Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. Собор, вмещающий 3 тысячи человек, был полностью заполнен верующими. По окончании богослужения Святейший Патриарх произнес проповедь.
В нашей истории мы тоже проходили через многие испытания, через гонения, когда само исповедание Господа Учителем, Спасителем и Богом для многих означало конец карьеры, а в определенные моменты истории — конец жизни. Мы знаем, что многие люди исповедовали Господа тайно. Неизвестно, сколько их было в нашей стране, но их было очень и очень много, и когда в конце 30-х годов решили провести перепись и задать вопрос относительно принадлежности к той или иной религии, большинство назвали себя православными — подобно тому, как Иосиф отверг страх и признал себя учеником Распятого Спасителя.
Вера нашего народа, которая долгие десятилетия не могла проявляться открыто, которая оставалась в недрах, под спудом, в определенный момент времени расцвела богатым цветом. И сегодня мы переживаем особое время, когда все больше и больше людей открыто исповедуют себя учениками Господа и Спасителя. Это и люди во власти, подобно Иосифу, и знатные, подобно Никодиму, и люди разных званий и положений. Настало время, как оно настало для Иосифа и Никодима, открыто говорить о своей вере, как настало время для нашего народа открыто исповедовать свою веру, никого не стесняться, никого не бояться. Мы у себя дома, мы на своей родной земле, мы живем в православной России, и потому открытое исповедание веры является сегодня нашим долгом.
Исповедовать означает в первую очередь жить в соответствии с заповедями Христовыми. А когда сил не хватает исполнять эти заповеди, то по крайней мере у нас должно хватать сил на исповедание своих грехов, на понимание того, что в жизни нашей что-то происходит неверно. И тогда, корректируя свой жизненный путь, свои мысли, свои чувства, свои волевые действия, мы действительно можем стать учениками Господа и Спасителя.
Завтрашний день отмечен еще одной очень важной датой — исполняется 145 лет со дня рождения государя императора Николая II, который 95 лет тому назад здесь, в Екатеринбурге, был жестоко казнен вместе со всей своей семьей. Мы будем вспоминать и это событие, в каком-то смысле судьбоносное. Смерть царской семьи завершила целую историю царствования династии Романовых, 400-летие которой также отмечается в этом году. Тогда начался новый период, и я уже сказал о том, как этот новый период обернулся гонениями на веру и множеством тайных учеников Христа Спасителя.
Сегодня, когда Церковь наша и народ наш живут в условиях полной свободы, когда нет никаких стесняющих нас обстоятельств, когда мы действительно можем по своему свободному и разумному выбору устроять свою жизнь, мы должны помнить об уроках прошлого, мы должны призывать в молитве святых страстотерпцев, которые жизнь свою отдали со смирением и любовью к людям. И верим, что Господь по молитвам святых Царственных страстотерпцев, по молитвам мучеников и исповедников Российских приклонит милость к нам — свободным наследникам того прошлого, в котором они жили, и поможет нам обустраивать жизнь личную, семейную, общественную, государственную таким образом, чтобы величайшие духовные идеалы, провозглашенные Спасителем, утверждались в нашем народе, подлинно преобразуя изнутри жизнь каждого и все наше Отечество.
Молитвами святых страстотерпцев да поможет Господь всем нам идти по пути, который венчается Царствием Его, Божественным Царством, наступающим уже здесь, в нашей жизни, и в полной мере открывающимся нам в вечности.
Христос Воскресе!
Здесь ковалась наша победа
Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым
18 мая 2013 года в духовно-просветительском центре «Патриаршее подворье», расположенном на территории Храма-на-Крови в Екатеринбурге, состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым.
«Ваше Святейшество, хочу поблагодарить Вас за то, что при столь напряженном графике Вы нашли возможность прибыть в эти знаменательные дни в Екатеринбург – столицу Среднего Урала, – сказал Е.В. Куйвашев, приветствуя Святейшего Владыку. – Очень радостно, что сегодня, когда Вы обращались к нашим землякам, было так много людей. Ваши слова, Ваше благословение на добрые дела проникли в душу каждого уральца».
«Мы приложим все усилия для того, чтобы святыни нашего края были восстановлены», – заверил губернатор.
В ответном слове Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал:
«Всякий раз, когда я посещаю екатеринбургскую землю, я получаю очень сильный духовный импульс. Это непростая земля – она полита и пóтом, и кровью нашего народа. Здесь ковалась наша победа в Великой Отечественной войне, здесь произошли трагические события, связанные с жизнью последнего императора, и здесь же был воздвигнут Храм-на-Крови, который является символом возрождения нашей страны и духовности нашего народа. Поэтому Екатеринбург и Свердловская область занимают особое место в моем сердце и, я думаю, в сердце каждого россиянина.
Я очень ценю усилия, которые предпринимаются сегодня в Свердловской области, в Екатеринбурге, для восстановления храмов, для возрождения духовной жизни людей. Духовная жизнь формирует многие положительные качества в человеке. Не имея духовного стержня, невозможно любить Родину. Не имея духовного стержня, невозможно любить людей. В век интенсивного научно-технического развития, когда цивилизация становится действительно бездушной, основанной на машинах, на исключительно научной идее, – в этот момент исторического развития особенно востребовано духовное воспитание. Человек, воспитанный в высокой духовной традиции, способен отвечать и на вызовы современного технократического общества.
Я говорю об этом, потому что Екатеринбург, Свердловская область занимают особое место в жизни нашей страны. Здесь сосредоточены и наука, и производство, здесь очень большой процент людей с высшим образованием, причем тех, кто трудится по специальности, умножая богатство нашей страны; здесь высококвалифицированный рабочий класс. И поэтому хотелось бы, обращаясь к жителям Екатеринбурга и Свердловской области, сказать: благополучие, счастье, полноту жизни мы можем созидать тогда, когда будем объединять хорошее образование, трудолюбие, профессиональные навыки с сильным, развитым нравственным чувством и духовной жизнью. Вот тогда наш народ будет непобедим. Здесь, в Екатеринбурге, делается очень многое для того, чтобы было так, за что я хотел бы поблагодарить Вас и Ваших коллег».
В ходе состоявшейся беседы обсуждались вопросы развития церковно-государственных отношений, в том числе в сфере восстановления святынь и сохранения духовно-культурного наследия Урала.
Патриархия.ru