Добавлено: 21.09.2022

Царский путь «Руси Державной»

Вспомним: если бы нам лет тридцать назад кто-нибудь сказал, что в Москве будет выходить центральная православная русская газета, мы бы не поверили. А если бы поверили, то только как в чудо.
И так оно и есть. Почти тридцатилетнее существование «Руси Державной» — это, конечно, чудо Божие, чудо Божией Матери.


Теперь, слава Богу, выходит множество центральных и местных, православных и патриотических газет и журналов, и часто на высоком профессиональном уровне. Но «Русь Державная» выбрала с самого начала и прошла эти годы особым путем, очень важным, думается, для всех нас — для Православия, для Церкви, для России.

У нас есть ныне патриотические издания, но в них, увы, иногда нет Православия или оно там в лучшем случае «в гостях». Там встречаются и коммунистические, и ярко выраженные безбожные, антицерковные статьи. У нас есть даже неоязычество — и тоже как бы нечто сверхрусское. Якобы его последователи — более русские, чем Ломоносов и Суворов, Пушкин и Достоевский, Королев и Гагарин. Да и вообще чем все наши предки, которые жили на нашей земле больше тысячи лет и были верующими православными людьми. Более того, наши крещеные русские воины — их миллионы! — жизнь свою положили за наше православное Отечество — начиная со святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, до святого воина Евгения Родионова.

У нас есть сегодня и множество православных изданий — но их, к сожалению, никак не отнесешь к патриотическим. Можно насквозь прочитать эти газеты или толстые, прекрасно отпечатанные журналы и ни разу не встретить слова «русский». Патриотическое — это, мол, что-то не очень православное, не очень церковное, интеллигентное, что-то недуховно-политическое, «маргинальное».

Есть у нас серьезные государственные, военные издания, но в них, увы, Православие даже и в гостях не бывает — оно тут как бы не при чем. Это якобы не какой-либо государственный и не военный вопрос, а религиозный.

И вот, слава Богу, есть газета, где неизменно соединены Православие и русский патриотизм — «Русь Державная».

Она прошла, и идет, и, Бог даст, будет идти этим, срединным, царским, соединяющим, глубоко историчным — и именно православным, и именно русским путем.

И это очень важно.

В этом пути, в этом соединении — жизнь, сила, правда, прошлое и будущее нашей Церкви, нашего Отечества, нашего народа.

Наше великое Отечество — его и духовная, и государственная сила, его независимость, его державность — началось этим соединением. Тогда, когда тогдашний глава государства, святой благоверный князь Димитрий Донской, отправляясь на Куликовскую битву, принесшую нашей Родине освобождение, поехал за благословением к игумену Земли Русской преподобному Сергию.

Преподобный старец молился за воинов, сражавшихся на поле битвы. Воины, помолясь, отстаивали наше православное Отечество. Православие и патриотизм — это завет преподобного Сергия. Зримый тому символ — его благословение двух монахов, святых Пересвета и Осляби, на ратный подвиг.

Пресвятая Богородица в день Своего Рождества даровала нам эту великую Победу. Она, Матерь Божия Державная, благословила это соединение.

Данная нам Богом заповедь о любви к ближнему — это и заповедь о патриотизме, о любви к своему народу. И она неотделима от заповеди о любви к Богу — подобная ей, по слову Спасителя.

Также и заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою». Господь заповедал почитать всех отцов и матерей, но особенно твоих, родных. А значит — и твое Отечество. Родину-мать, которая у тебя одна.

Это — истинная вера.

Мы не более православные, чем преподобный Сергий. А он был русским патриотом.

Русский патриотизм завещан нам всеми святыми, в земле Русской просиявшими. И святыми нашими князьями и царями. И священномучеником Патриархом Ермогеном, вера и мужество которого вдохновили Минина и Пожарского на избавление Руси от смуты. И святителем Митрофаном Воронежским, помогавшим Императору Петру строить флот, ходящий и ныне под флагом святого апостола Андрея Первозванного. И святым праведным воином Феодором Ушаковым, адмиралом Флота Российского. И святителем Московским Филаретом (Дроздовым), составлявшим молитвы о победе нашего воинства. И преподобным Серафимом Вырицким, и блаженной Матроной Московской, отмаливавшими страну в дни Великой Отечественной войны…

Наш великий чудотворец, святой праведный Иоанн Кронштадтский даже молитву Господню — основу нашего Богослужения — напрямую связал с Россией:
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится Имя Твое в России!
Да приидет Царствие Твое в России!
Да будет воля Твоя в России!..


Слова этой молитвы эпиграфом привел в своей книге «Русская симфония» приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв; 1927–1995). В этом фундаментальном труде он дал православное осмысление всей русской истории, начиная с Крещения Руси, ключ к пониманию сегодняшнего и завтрашнего нашего дня, незаменимый учебник для полезного научения и воспитания нашего юношества.

Мы помним, как первую свою громогласную статью великий старец-святитель озаглавил: «Быть русским!» За ней последовали многие другие: «Державное строительство», «Остановим смуту!», «Без веры и Родины жизни нет» — одна другой важнее для нас и сегодня…

«Понятие Родины священно, — писал Владыка после кровавых осенних событий двадцать девять лет назад — тогда, когда начала выходить газета «Русь Державная», — ибо его даровал каждому человеку Сам Господь Вседержитель, от Которого, — по слову Священного Писания, — «именуется всякое Отечество» (Еф. 3, 15)».

Нам даны жития святых для того, чтобы мы, изучая, как они жили, верили, что считали для себя важнейшим, в том числе, и как любили нашу общую с ними Родину, тоже шли по пути спасения.

Царский путь — это и путь православно-монархический. Наша Церковь — филаретовская. Мы не более православные, чем он. А он был монархистом.

За Веру, Царя и Отечество — это завет современных нам старцев: протоиерея Николая Гурьянова, иеросхимонаха Моисея (Боголюбова), архимандрита Кирилла (Павлова)… Именно у архимандрита Кирилла, тогдашнего духовника Троице-Сергиевой Лавры, брал благословение на издание «Руси Державной» ее основатель и безсменный главный редактор Андрей Николаевич Печерский — не раз обращался к Батюшке за советом, публикуя в газете его столь важные для нас наставления.

Как же не быть православному патриотом, как не любить тот народ, ту страну, которую возлюбила Сама Царица Небесная и избрала Своим Уделом, Своим Домом! Которую Она столько раз избавляла от неминуемой гибели — и избавляет. Где Она прошла Своими стопочками. Где Она столько раз являлась наяву — и преподобным Сергию и Серафиму, и простым нашим воинам на фронтах. Где Она явила столько Своих чудотворных икон, в самих названиях которых — имена наших городов и рек: Владимирская, Смоленская, Казанская, Калужская, Донская…

Как не любить ту страну, тот народ, где Господь явил больше всего святых, возставил больше всего храмов, монастырей, сподобил запечатлеть свою веру в Него кровью новомучеников ХХ века!

Вот почему с самого начала существования «Руси Державной» мы в ее редакции думали о том, что она, если Бог поможет, может стать центральной газетой в России. Недаром ее главный редактор пришел в нее из «Правды» — первые наши рабочие встречи и были там, на седьмом этаже, в ее стенах. Она сохранила некоторые черты тогдашней главной газеты страны: формат, 8-полосность, строгий, серьезный, буднично-торжественный русский стиль («Правда» и тогда была более русской газетой, чем, скажем, «Известия»).

И «Русь Державная» действительно стала центральной нашей газетой. Не по тиражу, не по частоте выхода, не по официальной принадлежности, это всё не главное в жизни, как известно, тем более перед Богом. По духу, по сути, по отношению к истинному благу народа, к тем задачам, которые ставит перед нашим народом Господь. Потому стала, что идет центральным, главным нашим государствообразующим православно-державным курсом, которым шла наша страна все века своей православной истории и который только и может вывести ее из смутного времени сегодня.

Не все публикации газеты, которая стремилась предоставить трибуну многим нашим соотечественникам, имеющим разный духовный опыт, были безукоризненно церковными. Но церковно-государственная линия, опирающаяся на точку зрения наших иерархов, священников, писателей, общественных деятелей, которых выделяла редакция за их прямоту, за их искреннее отношение к России, за печалование о нашем народе, за безкорыстную любовь к правде Христовой, к русской правде, — была незыблема из номера в номер. И газете удалось стать голосом нашего православного русского народа, поддерживая всё духовно укрепляющее, объединяющее наше общество, созидающее его соборность на самой прочной, проверенной русской историей основе: Православия, Самодержавия, Народности.

«Ин суд Божий и ин суд человечь». То, что нам, людям, кажется важным, у Бога может не иметь никакой цены. И, наоборот, — малое в глазах людей может решать судьбу народа, потому что Господь это принимает.

Протоиерей НИКОЛАЙ Булгаков.
«Русь Державная», 2013, № 9
от 19.04.2024 Раздел: Сентябрь 2022 Просмотров: 1477
Всего комментариев: 0
avatar