Добавлено:

Два трона и Третий Рим

Кроме крещения Руси, в нашей истории едва ли найдется событие, которое могло бы сравниться по значению с обретением Русью духовного призвания — статуса Третьего Рима.

Спустя десятилетия после отвержения Русской Церковью Флорентийской унии, погубившей Византию, игумен псковского Спасо-Елеазаровского монастыря старец Филофей, живший в конце XV — середине XVI веков, в письмах своих к Великому князю Московскому Василию III, а затем и к царю Иоанну IV Грозному разъяснял, что на них лежит особая ответственность перед Богом — быть царем последнего христианского государства: «Два Рима пали, Третий — Москва — стоит, а Четвертому не бывать». Эта формула и стала идеологией Святой Руси, ее национальной идеей. А еще через несколько лет, в царствование Феодора Иоанновича, она получила и соборное подтверждение. Ее утвердил Поместный Собор, на котором был торжественно поставлен первый русский Патриарх Иов, для чего специально прибыл в Москву Патриарх византийский.

В Соборной уставной грамоте всему миру сообщалось, что «ветхий Рим пал от ереси», что «новый Рим», Константинополь, порабощен племенами агарянскими, и поэтому отныне Третий Рим есть Москва.

Вскоре новый статус Москвы — Третьего Рима — был канонически утверждён уже Собором православных патриархов, который и определил «главным и начальным» служением русского патриарха: «содержать апостольский престол Константина града».

Так миссия Византийской империи перешла к Русской Державе, что соответствовало духовным и политическим реальностям того времени, а именно отсутствием других православных царств и все более возраставшему и укреплявшемуся в мире влиянию централизованного Московского царства во главе с Царем — Помазанником Божиим. Так, по о. Филофею, «все царства христианские сошлись в одно».

Шли столетия, Русское царство расширялось на восток, юг и запад и превращалось в великую христианскую Империю. Не раз отражая агрессии внешних врагов, утверждая в мире справедливость, защищая православные народы, самим своим присутствием удерживая зло, Россия с честью несла крест духовного служения, исполняя миссию Третьего Рима.

Однако, как и Византию, враг старался разрушить царство изнутри. Грехами наших предков, действием «тайны беззакония» происходили драматические и трагические события, раскол, развивались апостасийные процессы. В конце концов явившаяся почти через четыре столетия революция 1917 г. разрушила государственные и культурные основы Третьего Рима.

Произошла грандиозная историческая катастрофа, потрясшая мир. Помазанник Божий был свергнут с Престола. Власть в России захватили враги Православия — сначала масоны, потом — большевики.

В то же время, как мы помним, в день вынужденного отречения Государя 2 марта в селе Коломенском была явлена Державная икона Божией Матери, зримо засвидетельствовавшая, что благодатная Царская власть над Россией перешла в руки Царицы Небесной.

На месте православной Российской империи образовалось государство воинствующе-атеистическое, начавшее гонения на Церковь, ставившее задачу покончить с Православием на русской земле. Сотни тысяч наших соотечественников вынуждены были покинуть Отечество, спасаясь от большевизма, миллионы погибли в пучине Гражданской войны, в кровавых волнах геноцида… Церковь российская раскололась на тех, кто ушел за границу и тех, кто остался в коммунистическом пленении…

Являемся ли мы духовными наследниками Православной цивилизации, Святой Руси и Третьего Рима, или всего лишь некими «россиянами», которым не следует вспоминать об историческом прошлом, а уподобиться так называемому «цивилизованному Западу»?

Падение монархии в России произошло по причинам отступления её элиты от идеалов Третьего Рима. Увлеченные западными ценностями европейски образованные сословия утратили связь с Церковью и искали уже не Царства Небесного и исполнения Божией воли, а благ земных и «прогрессивного» земного устроения, посчитав идеологию Святой Руси окончательно устаревшей… Элита возмечтала жить, как живут на Западе. Вслед за ней ринулись, как овцы на заклание, и толпы обманутого народа. За это умопомрачение и измену Православию России пришлось заплатить непомерно высокую цену.

«Неужели Третий Рим пал окончательно»? — спрашивали себя оставшиеся в живых клирики и миряне Русской Православной Церкви.

Но Господь, как предсказывал преподобный Серафим, не до конца прогневался на Россию, ведя ее путем страданий… Вопреки самым пессимистическим ожиданиям, Промыслом Божиим Русская Церковь, а вместе с ней и Россия были спасены. Революция не стала концом истории, а лишь прообразом грядущего конца.

Спустя семьдесят с лишним лет тоталитарная власть в России пала. Господь подарил нам драгоценное время для восстановления святынь и духовного просвещения наших душ. Началось возрождение Русской Церкви. Более того, в прошлом 2007 году произошло еще одно историческое чудо: воссоединение двух ветвей разделенной из-за гражданской войны Русской Поместной Церкви: российской и заграничной.

В то же время, стремясь помешать возрождению России, враг рода человеческого заполнил постсоветскую эпоху новыми изощрёнными видами зла, соблазнами и преступлениями. Мы стали свидетелями и жертвами грабительского периода «первоначального накопления капитала», нарастания антихристианской «глобализации», не оставляющей места для независимых культур, национальных государств и народов. На головы нашей молодёжи обрушились помои мировой антихристианской псевдокультуры, призванной отравить и оболванить всех, кто с ней соприкаснётся… В итоге под развращающим влияниием СМИ, в условиях вопиющей безнравственности общественных отношений сегодня гибнет и вымирает русский народ.

И вот через двадцать лет после начала новой либеральной революции и видимого возрождения Русской Православной Церкви перед нами встаёт вопрос, уклониться от которого сегодня уже невозможно.

Являемся ли мы духовными наследниками Православной цивилизации, Святой Руси и Третьего Рима, или, как уверяют западники, всего лишь некими «россиянами», которым не следует вспоминать об историческом прошлом, а уподобиться так называемому «цивилизованному Западу»?

Как относиться к пророчествам преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Лаврентия Черниговского и других русских святых последних времен, предсказывавших как разрушение, так и грядущее воскресение Православной Державы перед приходом антихриста?

Наконец, как мы, члены воинствующей Церкви, представляем себе наши задачи, и в частности предсказанную Апокалипсисом последнюю всемирную проповедь Евангелия?

Понятно, что, не ответив на эти вопросы, нельзя выстроить и сколько-нибудь надёжные основы своих дел, а как сказано, «вера без дел мертва»…

Современное внимание к теме «Москва — Третий Рим», включение ее уже не первый год в список тем Рождественских чтений говорят о том, что многие наши соотечественники считают вероятным и желательным возвращение статуса Третьего Рима нашему государству, а многие ещё и уверены, что статус этот не был Россией утрачен, в том числе и в самый жестокий послереволюционный период.

Думается, что у нас нет иного выхода, кроме как продолжать нести крест Третьего Рима, иначе мы станем пылью на дороге истории. Так было уже с Ветхим Израилем, утратившим после отвержения и распятия истинного Мессии — Христа смысл своего избранничества и потому стертым римлянами с лица земли.

Слава Богу, мы тем еще выгодно отличаемся от ветхих иудеев, что Бог не отверг Россию окончательно, что у нас еще есть и своя земля, и шанс возрождения Третьего Рима, ибо есть еще в России духовное ядро — Русская Православная Церковь.

Так и не удалось богоборцам уничтожить Церковь, несмотря на жестокие гонения, которых не знал даже языческий Рим, несмотря на все ухищрения и сатанинские подмены. Мы имеем сегодня неповрежденным святое Писание и святое Предание, хранящие во всей полноте истинное христианское вероучение. Служат Богу, как служили тысячу лет, в русских церквах и монастырях канонически рукоположенные епископы и священники, ежедневно приносится Святая Бескровная Жертва, и по-прежнему крестят православные люди младенцев в текущих в вечность «водах иорданских»… Словом, главная задача, возложенная Промыслом на Москву, как на Третий Рим, выполняется, несмотря на все происки врага, поскольку Русь в самых жестоких пытках не отказалась от Православия, а «главным и начальным» служением Третьего Рима является — «содержать апостольский престол Константина града».

Что замечательно, в последнее годы и официальные власти России, очевидно, испытывают потребность в соединении с тысячелетней церковной традицией, в освящении своей деятельности или хотя бы в церемониальном присутствии Церкви в наиболее существенных актах государства и, наоборот, считают для себя обязательным присутствовать на главных Богослужениях года и демонстрировать свою причастность к Православию.

Именно поэтому мы вновь обращаемся к образу Третьего Рима, чтобы исследовать все его стороны, все грани, чтобы осознать, в какой исторической точке мы находимся. Например, такая часть Третьего Рима, как православная монархия, разрушенная революцией 1917 года. Является ли она обязательной? Какую роль в Первом и Втором Риме играл Государь — Помазанник Божий?

Два трона венчали здание Третьего Рима: Троны Царя и Патриарха. Именно между ними в идеале должны были складываться симфонические отношения. Именно православный Император, или Царь, по установившейся традиции собирал Церковные Соборы и следил за должным исполнением церковных канонов, устраняя, если необходимо, еретические происки. Сегодня же Царское место пустует и в Успенском соборе Кремля, и в Храме Христа Спасителя, как пустует и резиденция Патриарха в Кремле. В таком случае не должны ли мы восстановить монархию в России?

Сегодня громко звучат модернистские мнения, что монархия нам не нужна, что ее в России не будет, что юстиниановская симфония властей, являющаяся составной частью византийской практики, в прежнем виде устарела, что в современных условиях вполне достаточно, если между светскими властями и патриархатом будет заключен некий договор, то есть по-латински, конкордат. Это и будет оформление союза Церкви и Государства, что для новой эпохи в условиях всемирной демократии этого вполне достаточно. Какая, дескать, разница: царь или президент? И наконец, стоит ли своими претензиями раздражать Запад?

Что же нас в этих суждениях не устраивает? Приведем два существенных аргумента.

Во-первых, нас не может устроить то, что апостольский престол соседствует сегодня в нашей стране с «престолом сатанинским», что в границах одного государства означает пленение Третьего Рима Новым Вавилоном. Именно в этом мы видим главную причину того, что народ наш вымирает, а Церковь теряет свою паству, расхищаемую волками — сектантами, католическими и протестантскими проповедниками, колдунами, обновленцами, проповедниками разврата и культа потребления и другими разносчиками всевозможной духовной заразы. Но «равноправие всех религий» и пресловутая «толерантность» — вот условие, которое считается адептами демократии совершенно непреложным.

Мы же видим в этом смертельную угрозу не только народу и государству, но и Церкви Христовой. Увы, выйти из среды нечестивых в этом случае невозможно, как невозможно прекратить потоки нечистот враждебного телевидения и радио, газет и журналов, остановить мутную реку апокалипсического Красного дракона…

Во-вторых, происходящее, конечно, не случайно, ибо сама идея демократии по сути богоборческая, поскольку даже в самом чистом варианте имеет своим источником — «демос», а не Бога. На практике же любая демократия является властью плутократии или бюрократии, властью греха и страстей, возведённых на пьедестал, властью мамоны. Это будет означать и жестокую власть человеконенавистника-антихриста, который, будучи духовным вождём апостасийного человечества, на развалинах мировой демократии учредит царство всемирного зла. Хотим ли мы дождаться этого и на своей святой земле?

Наш же Царь православный, Удерживающий, являясь помазанником Христовым, помазывается на Царство святым миром для сообщения особых даров Святого Духа, чтобы исполнять, прежде всего, Божью волю, взяв свой крест, служить Церкви и Отечеству и, руководствуясь святым Евангелием, быть защитником Православия и своего народа. Это значит, что власть Царя — власть отеческая, власть от Бога и Богоугодная. Нам ли её не желать в предвестии столь грозных времен?

Теперь оглядимся вокруг и посмотрим, в каком историческом времени мы живём? Есть ли у нас шанс вернуться к своему традиционному историческому строю, хватит ли времени? По общему мнению отцов Церкви, времени осталось мало. Даже сугубо светские СМИ то и дело вещают об Апокалипсисе, комментируя многие события нашего времени.

Верно, что «Четвертый Рим» после крушения исторической России так и не появился и, очевидно, уже не появится, ибо возникнуть ему неоткуда. Эта часть пророчества инока Филофея уже сбылась.

Но и Третий Рим пока не погиб, хотя и частично разрушен, ибо вслед за гибелью Третьего Рима должна явиться «мерзость запустения», а этого мы пока, к счастью, не наблюдаем. Напротив, растёт и восстанавливается Христова Церковь. И, несмотря на множество антихристовых слуг, сам злодей и чародей антихрист пока не обнаружился.

Кроме того, и наша собственная история ХХ века буквально вопиет о том, что мы могли погибнуть, но зачем-то Господь не дал погибнуть России и русскому народу. Не значит ли это, что в нашей земле всё ещё немало людей праведной жизни и жертва Новомучеников и Исповедников Российских была не напрасной? Не следует ли из этого, что Господь всё еще ждет от нас покаяния и воссоздания Святой Руси — Третьего Рима?

Пока Третий Рим по-прежнему в плену Вавилонском, от нас требуются горячие молитвы ко Христу и Пресвятой Богородице, глубокое покаяние, воля к исправлению нашей жизни, чтобы Господь смилостивился над гибнущим Его народом и даровал нам Благодать Царства.

Важно, чтобы мы не забывали о нашей великой национальной идее, чтобы сущность этой идеи — служение Истине Православия, хождение в чистоте перед Богом — стало частью национального самосознания современных русских людей. Тогда очистятся дела наши, и нравственность восторжествует, и Господь совершит чудо и, по пророческому слову преподобного Серафима, приведёт нас «путём страданий к великой славе».

Дмитрий МЕРКУЛОВ
от 19.04.2024 Раздел: Февраль 2008 Просмотров: 827
Всего комментариев: 0
avatar