Добавлено: 21.09.2022

«Какие вы счастливые, что вы верующие!»

24 августа 2022 года исполнилось 20 лет со дня преставления протоиерея Николая Гурьянова

Двадцать лет прошло со дня блаженной кончины Батюшки Николая, а мы с ним не расстались. И не собираемся расставаться. Все эти годы всё идем и идем к нему, и живем с ним — как он сам благословил: на могилку к нему приходить и как с живым с ним разговаривать.

Разговариваем, просим, и он помогает.

Потому и едет, и плывет к нему на остров по Псковскому озеру народ православный, как и прежде, когда Батюшка выходил за калитку своего домика к приехавшим к нему, держа в руках пузырек с маслицем, привезенным ему из святых мест, разогнутой скрепочкой всех помазывал, да еще спрашивал не раз:

— Я вас помазал?

А народ всё вопрошал, что ему делать: жениться — не жениться, идти в монастырь — не идти, покупать дом — не покупать, как быть, как жить?

А батюшка тихо, ласково говорил:
— Трудных не бывает в жизни положений.

Потому что был с Господом. А с Господом какие могут быть трудности? Трудность в жизни одна настоящая: жизнь по своей, а не по Божьей воле.

Батюшка открывал людям волю Божию.

Ведь не так важно, что с нами происходит (куда пойдем: направо или налево, купим дом или не купим...), а где мы, какие, с кем: с Богом ли или же со самомнением.

Нет для нас ничего лучше воли Божией, она лучше для нас, чем воля наша.

Помнится, когда строился наш храм Державной иконы Божией Матери, хотелось, чтобы всё там было как можно более натуральным — ведь он строился в старом русском новгородско-псковском стиле. И пол в храме хотелось покрыть натуральным камнем. Сказал об этом знакомому священнику, как о деле очевидном. А тот говорит:
— А ты спроси отца Валериана.

Это было даже неожиданно. Чего спрашивать, Батюшку по пустякам отвлекать? И так, мол, дело ясное. (Любимая ловушка для своеволия). Но все-таки спросил. Тем более, что Батюшка Валериан был тут, рядом.

А Батюшка друг задумался. И говорит:
— Надо спросить отца Николая.

— Спросите, Батюшка, пожалуйста, — прошу. А сам думаю: «Как легко в жизни своевольничать-то! Делать нечего! Оно само получается! «А как же еще?» — мол. «И так, мол, ясно». «Что у меня, своей головы, что ли нет?» И прочие «железные аргументы». А Бог-то? Он же мудрее нас — всегда. Простая, кажется, мысль, а как не просто с ней жить!

Отец Валериан в последние два с лишним года жизни Батюшки Николая ездил на остров со Святыми Дарами каждую неделю, причащал Батюшку. Это был совершенно удивительный подвиг: полторы тысячи километров туда и обратно, по не самой лучшей трассе, иногда и сам садился за руль. Лишь изредка получалось поехать вместе с ним. Просьб, вопросов к Батюшке он возил с собой немало. И несколько раз забывал про мой вопрос. Наконец, сообщил:
— Батюшка сказал: «Плитку. Плитка дешевле».

И вот теперь мы стоим в храме на полу, покрытом плиткой, молимся Богу, но это уже другая плитка! Это плитка, благословленная отцом Николаем, Богу угодная, как угодно Ему всякое смирение и послушание.

В летний день Казанской иконы 1998 года поехал к Батюшке. Попросил его благословения на строительство Державного храма. Он обрадовался, благословил.

— Батюшка, — спрашиваю, — а где ж деньги-то на строительство храма взять?

— Деньги? — говорит. — Да вот тебе деньги.

Достал из подрясника — и дал. Сто тридцать пять рублей.

И вот уже двадцать лет стоит Державный храм с приделами святого Царя-мученика Николая и Всех русских святых («Это — по вразумлению свыше», — сказал Батюшка Николай).

Батюшка говорил мало, просто. Именно так часто говорил — в ответ на всякие вопросы: «Где просто, там ангелов со сто»; «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие»; «Молчанье — золото». Вот его любимые выражения. Наставлял: «Как можно чаще истово осеняйте себя крестным знамением, драгоценные мои».

Батюшка часто бывал грустным. Но грустил он, видимо, прежде всего оттого, что мы не знали, какие мы счастливые, не помнили об этом, о Господе. Сила Божия, любовь Божия к людям всегда неизменна, во все времена неумалима — увы, мы, люди, не принимаем ее, стремимся в другую сторону, а счастье — рядом. Он очень часто повторял: «Какие вы счастливые, что вы верующие! Какие вы счастливые, что вы в истине! Какие вы счастливые, что вы с Господом!»

Это был духовный наследник в наше время преподобных Серафима Саровского и Амвросия Оптинского. Батюшкин пример традиционен для нашего духовного подвижничества и очень поучителен в наш суетный век. Он ушел ото всех на остров, молился там в тишине — и мiр поехал к нему, не в силах сам справиться со своими немощами и недоумениями. И до сих пор едет... И голуби, которые во множестве слетались к Батюшке, к его домику, где он их всегда кормил, теперь так же слетаются на его могилку.

Всё время помним его, все время смотрим на его ласковый лик на фотографиях, которые стоят у многих при иконах. Все время учимся у него — его серафимовскому, амвросиевскому мирному духу.

Приезжая к нему на остров, входя в его крошечный домик, слушая его краткие речи, слушая даже и молчание его, мы знали, что общаемся со святостью. Что мы видим перед собой живого святого — одного из тех, кого мы видим на иконах с нимбом, к чьим мощам благоговейно прикладываемся.

Батюшка связывал нас с Небом.

Мы поминаем Батюшку за упокой его души, служим панихиды на его могилке, просим его помощи и, конечно, ждем того дня, когда со всею Церковью воспоем: святый праведный отче Николае, моли Бога о нас!

Вскоре после кончины Старца чудесным образом пришел его тропарь, глас 4-й. Лучше о Батюшке не скажешь. Слова эти настолько точны и прекрасны, что ясно: они сошли к нам с небес.

Божественныя благодати преизрядный носителю, православныя веры исповедниче, любови Христовой сосуде неисчерпаемый, образ был еси воздержания, на остров аки в тихое пристанище вселился еси, кротостью и смирением Христа единаго возлюбив, и ныне со ангелы ликовствуя, отче праведне Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Какой же Батюшка Николай был удивительный!.. Совершенно особенный. Мудрый и простой. Очень русский. Любовь всей православной Руси... Противоположность всему официальному, либеральному, «сложному». Очень ласковый. Сам он так и говорил: «Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве». Шутил бережно, весело... В самую точку. Играя, юродствуя, доносил до нас Божью правду. Учил уму-разуму духовному.

Батюшка Николай — это была чистейшая совесть верующего русского народа. Это был сам русский народ. Народ с его верой, его болью, его счастьем: знать и любить Христа, что бы ни было, и быть Им любимым.

(В сокращении)
Протоиерей НИКОЛАЙ Булгаков


от 25.04.2024 Раздел: Сентябрь 2022 Просмотров: 1561
Всего комментариев: 0
avatar