Добавлено: 08.05.2015

Каждый русский должен знать о монашеской республике

– Дмитрий Васильевич, мне очень интересны Ваши мысли, связанные с Афоном. Как вы оказались на Святой Горе? Что явилось причиной?

– Мне не раз уже приходилось рассказывать об этом, и я всегда с радостью делюсь воспоминаниями. Судьба у всех разная, но у меня она сложилась таким образом, что я, может быть, выполняю волю своих предков. Дело в том, что мой прадед, схимонах Владимир, был насельником монастыря Святого Пантелеимона. Он упокоился в 1901 году, его мощи находятся в костнице монастыря. Это наше семейное предание. Конечно, документов никаких не осталось, но чудом сохранилась маленькая ложечка, которую он прислал оттуда. Еще остались вот такие воспоминания о нем: он был человеком аскетичным, вина не пил, а здесь это являлось традицией, что его немножко коробило. Больше особых воспоминаний нет. Зная эту семейную легенду, я решил ее проверить. До 1995 года сделать это мне было сложно, потому что я не имел возможности выехать за рубеж, а когда получил такую возможность, то первое, куда я поехал, – на Афон. Никто не мог понять, почему я туда еду. В Грецию – еще понятно, но почему на Афон, никто не понимал.

Я приехал на Афон. В нашем монастыре все было патриархально, так, как и в конце XIX века. С того времени мало что строили, мало что приводили в порядок. Постепенно монастырь умирал. Слава Богу, появился отец Иеремия, и монастырь стал потихонечку возрождаться. И вот в начале этого возрождения я как раз и оказался там. Будучи человеком, глубоко интересующимся предметом, которым мне приходится заниматься, я стал спрашивать у священников и у руководства монастыря, существует ли какая-либо литература по его истории. Мне ответили, что такой литературы нет, а если что и было, то теперь оно рассеяно, разбросано. Отец Иеремия сказал: «Если ты поможешь создать историю нашего монастыря, я тебя на это благословляю».

С 1995 года я занялся изучением истории монастыря и вскрыл такие глубокие пласты, такие прочные связи с Россией – начиная с X века! Меня это вдохновило. Но с кем бы из профессиональных историков я ни советовался, никто мне не мог помочь. Пришлось самому собирать литературу по всему миру. Конечно, сам я мало где бывал, а вот мои друзья ездили, привозили мне литературу. В итоге я собрал более пяти тысяч книг. Не сами книги, а в основном наименования и их краткое содержание – всё, что касалось Афона. Сейчас уже подготовлена библиография, она готовится к изданию Институтом Русского Афона. В скором времени книга выйдет. Основываясь на этой информации, я понял, что это очень глубокая область знаний, такая интересная и такая малоизведанная! Плюс моя тяга к научным исследованиям, плюс зов предков – и вот двадцать лет я занимаюсь историей нашего монастыря.

– Что для вас, для вашей души значит Афон?

– Может быть, мой ответ не будет кратким, но отвечу так, как я это понимаю. У каждого человека есть свое мировоззрение, то есть совокупность знаний по разным направлениям деятельности человечества вообще. Я определяю термин «интеллигентность» таким образом, что человек интеллигентный должен обладать по отдельным предметам более глубоким запасом знаний. По каким-то предметам он может иметь менее глубокие знания, но должен быть динамичным в познании, сам формировать свое мировоззрение и развивать его. Мое мнение, что знание истории мира, истории России – неотъемлемый компонент мировоззрения каждого человека, а уж если говорить о мировоззрении русского человека, то, естественно, он должен обладать и знаниями об Афоне. Почему? Потому что Афон – это пример корректности, дальновидности решения Константина IV Погоната, когда в 676 году он выделил смещенных со своих привычных мест жительства монахов в связи с арабским наступлением и определил им новое место жительства – Афон. Это решение оказалось настолько провидческим и правильным, что монашеская республика, созданная византийским императором, существует уже полторы тысячи лет до настоящего времени. Она поменяла своего главного опекуна и хранителя в 1313 году – с византийского императора на Вселенского Патриарха, но, тем не менее, живучесть Афона сохранилась и в значительной степени благодаря тому, что произошел процесс перехода количества в качество. Иными словами, совокупность монашеской мысли создала такие уставы внутренней жизни и такие нормы взаимоотношений с внешним миром, которые и привели к столь продолжительной жизни этой республики.

Полторы тысячи лет – серьезный срок. Для интеллигентного человека, особенно для русского, – это неотъемлемая мировоззренческая компонента его мировоззрения в целом, и я бы считал, что каждый русский человек должен иметь знания об Афоне, а по возможности и побывать там, прикоснуться к этой совокупности монашеской интеллектуальной жизни. Вот чем для меня является Афон в мировоззренческом плане.

от 16.04.2024 Раздел: Май 2015 Просмотров: 2250
Всего комментариев: 0
avatar