Добавлено: 20.09.2016

Крестный путь старца Иеремии Афонского длиною в столетие

Старец Иеремия был удивительной и яркой личностью среди современного православного монашества. И не только потому, что был старейшим игуменом на Афоне. Он воистину был подлинным духоносным старцем, благодаря которому и в наше время сохраняется возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.
Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) была преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в благочестивой православной казачьей семье.

Его детство припало на годы богоборческой революции и гражданской войны. В конце 1920-х годов его отца арестовали как «кулака». В то время у него уже было плохо со зрением. Старший сын Иван предложил себя вместо престарелого отца, чекисты забрали его и посадили в тюрьму. Вскоре, в 1928 или 1929 году всю семью Алехиных «раскулачили» и отправили на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области. Довезли до Соликамска, а отсюда на баржах их переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила около 100 человек. Много было детей. Вокруг – ни одной избы, кроме домика у пристани, где жило начальство. «Абсолютно глухое место. Вышли на берег, перекрестились и стали обживаться, сами построили себе избушки из сосен и начали трудиться. Резали лес и сплавляли по речушке. Начальство за нами наблюдало, чтоб не сбежали, чтоб работали. Через полгода по прибытии на место ссылки от жизни в тяжелейших бытовых условиях, голода и холода заболела и умерла мать. Там ее и похоронили, на пристани. Много детей поумирало». Отец и старшие братья приняли решение совершить побег. Стали переправляться через Каму, но тут их заметили и открыли стрельбу. После побега их с отцом и братьями разделили. Отца он больше никогда не видел. Братья позднее снова совершат побег и своим путем будут добираться до Мариуполя.

Иакова Алехина поместили в лагерь. Господь умягчил сердце начальника караула: он дал юноше 3 рубля, чтоб оплатить переправу, и выпустил на свободу. Перебравшись на тот берег уже ночью, Иаков увидел там каплычку (часовню), залез в нее и переночевал. Но на утро его нашли комсомольцы. Они хотели было сдать беглеца обратно в лагерь, но пожалели и отпустили.

Пешком шел на родину, пробираясь проселочными дорогами от села к селу. Просил милостыню. «Три года скитался, – рассказывает старец, – пешком шел от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. Бог посылал добрых людей. Я помню. Спасибо за все Господу!».

Будущий старец несколько лет скитался, пешком добирался в родные края, на Украину. Устроившись в 1935 г. простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, он не пожелал отречься от веры и вступить в компартию, открыто засвидетельствовав, что является православным христианином. За это снова подвергся угрозе преследований и ареста. С приходом же немцев в 1941 г. был насильно угнан на тяжелые работы в Германию.
Отец Иеремия разсказывал, что немцы устроили в оккупированном Мариуполе облаву на молодых людей. Собрали человек 100, поселили в лагерь и потом вывезли в Германию в вагонах для скота. Среди них оказался и 26-летний Иаков Алехин. В Германии их привезли в маленький городок Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг, где ему довелось рабски трудиться на фабрике 3 года. За пределы завода их не выпускали. Из цехов маршировали в казармы, из казарм – снова в цеха. Ему вновь довелось испытать каторжный труд, голод и нечеловеческие условия жизни.

Несмотря на пережитые страдания и горе, он, на удивление, так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа.

И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера: «Чем планирует заниматься в дальнейшем?» – ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу. Можно только представить, какая реакция была у советского офицера... Лишь чудом Божиим он избежал нового ареста.

Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось быть простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мира и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Так, в 41 год (в 1956 г.) Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром (Сабоданом) Киевским и всея Украины. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря нес послушание в одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиаконы, а в следующем 1958 году, 27 января, – в иеромонахи.

Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, +1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950).
Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь.

Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника – бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. – наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским Димитрием утвержден в должности игумена Русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года.

В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму.

17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста.

Несмотря на свои 100 лет, старец Иеремия по-прежнему не только неустанно нес молитвенный подвиг, но и продолжал до последнего дня заботиться об обители.

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.
Сергей Шумило


Почил игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиархимандрит Иеремия


4 августа (22 июля ст.ст.) 2016 г. на 101 году жизни преставился ко Господу Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрит Иеремия (Алехин).

Преставился старец в 14 часов дня по афинскому времени, пребывая в светлом уме, мирно, тихо и безболезненно. Сразу же по преставлении была отслужена соборная панихида в присутствии всей братии обители и началось чтение неусыпаемого Евангелия, которое будет продолжаться до самого погребения. Отпевание и погребение состоялось 5 августа, утром, по окончании заупокойной Божественной литургии.

Братия русской святогорской обители просит всех православных христиан откликнуться сердечным участием и помянуть в молитвах ко Господу о упокоении души усопшего раба Божия новопреставленного схиархимандрита Иеремии.

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являл собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.

Божественную литургию и чин погребения возглавил прибывший в русскую святогорскую обитель по благословению Святейшего Патриарха Кирилла наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Высокопреосвященнейший архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Разделить с братией Пантелеимонова монастыря богоугодную печаль о почившем отце прибыли также Прот Святой Горы схимонах Варнава, игумен монастыря Григориат схиархимандрит Христофор, представители всех Афонских обителей.

Проститься со старцем-игуменом собрались вся братия русской святогорской обители, в том числе настоятели и насельники скитов и подворий монастыря. Спустились к обители из различных пустынных келлий, дабы проститься с блаженным старцем, практически все русские келлиоты Афона.

Всю ночь, до начала утреннего богослужения, у мощей усопшего Игумена русских святогорцев продолжалось чтение Евангелия, которое совершали поочерёдно все насельники обители. Прибывший в монастырь глубокой ночью архиепископ Феогност также принял участие в чтении неусыпаемого Евангелия.

В божественной заупокойной литургии приняли участие все служащие братия и гости обители. После отпуста литургии владыка Феогност зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла. К началу отпевания в монастыре собралось около 300 богомольцев из числа монашествующих и мирян.

Архиепископ Феогност прочитал над почившим разрешительную молитву. Перед началом чина «Последнего целования», в конце отпевания, ко всем собравшимся обратился со словом Прот Святой Горы схимонах Варнава.
В своем слове о. Варнава отметил:

«С уверенностью в воскресении и преставлении от временного и тленного, к вечному и нетленному, мы провожаем в этот час честные мощи блаженного раба Божия господина Игумена схиархимандрита Иеремии, который многие годы, как добрый пастырь сей паствы, руководил многие души ко спасению. Премудрый и рассудительный старец, человек деятельной любви и высокого смиренномудрия, учащий во-первых своими делами, а в последствии и словами, он был добрым и истинным наставником своих духовных чад к лествице добродетелей, терпения и молитвы.

Теперь, когда душа блаженно почившего старца освободилась от уз тленной плоти и непрестанно обращается к Создателю всего мира Господу славы, он будет таинственно ближе к духовным своим чадам. Отец Игумен Иеремия был уже в сей жизни весь – молитва, весь – небесное созерцание. И теперь мы просим его, чтобы он молился вместе с прочими святогорскими святыми киновиархами о своей пастве и о Горе сей, о преуспеянии их в житии по Бозе, о единстве Святой Православной Церкви, о народе Божиим и о всем мире.

Перед погребением мощи почившего отца Иеремии обнесли единожды вокруг главного монастырского собора св. вмч. и целителя Пантелеимона, и погребли близ южной алтарной стены, где по традиции погребаются все игумены обители. По Афонскому уставу мощи схиархимандрита Иеремии были преданы земле без гроба.

Схиархимандрит Иеремия (Алехин) являлся 10-м Игуменом Прибрежного Пантелеимонова монастыря и 91-м Игуменом обители русских святогорцев с 1016 г.

Напомним, что старец-игумен Иеремия преставился в 14 часов дня 4 августа в полном сознании, ясном и светлом уме, мирной и тихой кончиной праведника, через 15 минут после соборования и принятия святых Христовых Таин. По свидетельству братий и докторов, находившихся близ старца в последние мгновения жизни, о. Иеремия совершенно не испытывал так называемой «агонии», но угас, как чистая свеча, безболезненно, непостыдно и мирно, чего просят себе у Бога в молитвах ежедневно все православные христиане.
от 28.03.2024 Раздел: Сентябрь 2016 Просмотров: 1337
Всего комментариев: 0
avatar