Добавлено: 18.01.2023

Мысли на Рождество Христово афонского старца Иеронима (Соломенцова)

Великий русский святогорский старец Иероним (Соломенцов; около 1805–1885 гг.) был предназначен Промыслом Божиим на особое и великое служение — возрождение русского монашества на Афоне. Он по праву может именоваться основателем русского старчества на Святой Горе. Отец Иероним неустанно трудился над воспитанием многих будущих старцев Руссика.

Старец обладал великими благодатными дарами: духовным рассуждением и мудростью, прозорливостью, даром молитвы и особой ее силой. По его молитвам совершались исцеления, спасались терпящие бедствия на море. Благодаря своим разносторонним талантам отец Иероним был известен как «философ, астроном, архитектор, художник, писатель, чтец, певец, сочинитель нотного пения, духовный и телесный врач». Но при этих великих дарованиях и достоинствах смиренный старец сам «чувствовал себя недостаточным» во всем.

Все накопленные полезные и спасительные знания старец передавал своим ученикам. Возраставшие под его духовным руководством чада становились составителями церковных служб и акафистов, духовными писателями и переводчиками, издателями, учеными-исследователями, архитекторами, строителями. Выполняя свои послушания лучшим образом, они приносили великое благо своей родной обители, всей Православной Церкви.

Жизнь отца Иеронима — образец христианской любви к людям, жертвенного служения им согласно евангельской заповеди.

Иеросхимонах Иероним является одним из самых почитаемых подвижников Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.

Рождество или воплощение Христа Спасителя нашего последовало по великому милосердию и снисхождению Божию к падшему человеческому роду. Господь, приняв на Себя естество человеческое, тем самым восхотел возобновить его, спасти от вечной погибели. Сидящим во тьме и сени смертной воссиял Божественный свет. Возрадовалось небо и небожители, возрадовалась земля и земнородные о таком неизреченном благоволении Божием.

Возрадуемся и мы, встречая этот великий праздник, подобно тому, как радовались и славословили Бога Ангелы с пастырями и Богомудрые волхвы, которые в чувствах благоговейной признательности к Рождшемуся не ограничились одною лишь радостью, но принесли Ему в дар самое лучшее и драгоценное, что имели. Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему?

Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неба сошел, и крестную смерть претерпел. Искренно нелицемерно любит Бога тот, кто заповеди Его соблюдает, из коих первая — это любовь к ближним, вменяемая Спасителем нашим Себе Самому, и так докажем делом, что любим Спасителя своего, разделим с неимущими насущный хлеб наш, оденем требующих одеяния, и в иных многих горьких нуждах и скорбях поможем по силе своей нуждающимся, тогда будет у нас истинный светлый праздник, тогда и Рождшийся от Пречистой Девы сподобит нас Своего Божественного пришествия и усладит наше празднество.

Прославляя Спасителя своего, прославим и по плоти рождшую Его Пречистую Богоотроковицу, принесем Ей песнь хвалебную, возопием к Ней со Святой Церковью. Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу. Также чаще будем повторять Ей Архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!».

Через Нее, как говорит Святой Августин, Бог снизшел на землю, дабы через Нее люди удостоились восходить к Небу. Она — единая несомненная надежда и споручница грешников, к покаянию их воздающая. Она спасает и милует всех, притекающих под Ее Покров. Она — милости неоскудеваемый источник, стена необоримая, ходатайство к Творцу непреложное, упование и предстательство всех верных, надеющихся на Нее. Ей Единой изрек Господь и Сын Ее, что все Ее прошения исполнятся, Ее молением отвращается от грешных праведный гнев Божий на них движимый.

Она, как говорит Димитрий Ростовский: «Ставши между Богом и грехами нашими, яко посредница, не пускает проходить близ пред Бога грехам нашим, и гласом Своим за ны молитвы отражает глас грехов наших смертных, вопиющих на ны к Богу». На Пресвятую Деву мы должны взирать как на нашу Всемощную Ходатайницу пред престолом Вседержителя.

Мы Ей усыновлены при кресте в лице возлюбленного Ученика Христова, Ей принадлежим, как стяжание, искупленное драгоценною кровию Бога и Сына Ее. Благодеяния, изливаемые Ею на мир православный, беспредельны, больше песка морского, чему живое свидетельство множество чудотворных Ее икон, источающих бесчисленные чудеса миру православному.

Но недостаточно только любить Пресвятую Деву, необходимо и подражать Ее святой жизни, Ее чистоте, Ее непорочности, Ее кротости, милосердию, смирению, Ее совершенной преданности воле Божией. Тогда только мы можем дерзать именовать Ее Материю своею, и тогда только мольбы наши Ей благоприятны и нам спасительны.

+ + +

Святое Евангелие — в нем поучайтесь,
в нем вся ваша жизнь, им руководствуйтесь

«Благодать Святого Духа, дарованная христианам в крещении за заслуги Господа нашего Иисуса Христа, всегда утешает их во всех их скорбях и печалях житейских, особенно в воскресные дни и в праздники. И во всякий праздник дарует им приличные празднику утешительные чувства и веселие духовное… Сам Господь наш Иисус Христос благоволил удивительно премудро устроить во славу Свою всю службу церковного года, просветив святых Своих апостолов Духом Святым, Который чрез них и передал последующим христианам как святую Божественную литургию, так и прочие Божественные службы».

«Не ищи здесь, на земле, ничего, кроме Бога и спасения души».

«Необходимо держать памятование о Божием присутствии везде».

«Если человек не имеет молитвенного общения с Богом — он мертв душою».

«Прошения у предстоящих на молитве бывают разнообразные: иные просят о том, другие о другом, но мы, прежде всего, должны начинать со славословия и благодарения, как учит нас тому Мать наша святая Церковь, ибо она всякую службу Божию начинает со славословия и благодарения: «Благословен Бог наш» и «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а затем переходит к разным уже прошениям и молениям».

«Имя Господне — великая защита от душевных врагов и великая помощь к неприятию страсти и несоглашению с грехом».

«Это общее правило: пока действует молитва, ни за что не браться. Ибо равного ей нет ничего».

«Теперь вы имеете книги отеческие, читайте их поприлежнее, они просветят вас и мало-помалу неприметным образом подвигнут вас вперед к добродетельной жизни. А если мы не будем читать отеческих книг, то и толку из нас никакого не будет».

«Новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец, поэтому надо смотреть нам, чтобы не упустить времени к покаянию, того ради хорошо не обращать внимание на новости, которые разоряют нас вконец».

«Слезы, когда приходят без нашего особенного усилия, — это оружие, нам данное милостью Божией. На что нужно, на то и употребляй сие оружие: о грехах ли плачь, или проси у Господа нужное, или благодари Его о дивном Промысле и попечении о нас, грешных, вся строящему к нашему спасению».

«Есть грехи, кажущиеся малыми, но смертные. Например осуждение».

«Тяжкий грех — осуждение: таковые присваивают себе власть Божию».

«Увы! Кто избавит нас от этого греха? Мы привыкли присматривать за поведением других, а не за своим, отчего часто впадаем в тяжкий грех осуждения».

«Чем более кто приближается к Богу, Святейшему и Пресовершенному, то тем более усматривает в себе несовершенств и грехи свои видит, яко песок морский, ближних своих почитает и уважает, не видя в них худого при видении своих грехов».

«Если увидишь какие немощи в ком-либо, то берегись осудить, да не прогневается на тебя Господь и попустит на тебя большие искушения, но скажи помыслу своему: “Сей брат совершен есть в добродетели, сия творит аки немощный и грешен”».

«Осуждение ближних искореняется самоосуждением: кто постоянно смотрит на себя, вникает в свое сердце, распознает свои грехи и недостатки, тому некогда судить других».

«Ешь, пей — не соблазняйся, но держи самоукорение, а не осуждай других. Внимай себе. Чай пьют — пей, едят — ешь, говорят — и ты отвечай, смеются — смейся, но внутри внимай себе с самоукорением».

«Все свои надежды возлагать на Бога. Призывать помощь Божию, Божией Матери, святых ангелов и угодников Божиих».

«Надобно в теплоте духа и веры молить Господа о помощи. Бог — моя сила, Бог — мой Спаситель, вся моя надежда на милость Его, и все зависит от Его помилования».

«Надо надеяться на Бога и на Царицу Небесную, а не на деньги и богатство скоропреходящее. Аще кто Господа и Царицу Небесную возлюбит всею душою и всею крепостию и прославит угодников святых и аще кто надеется на Них на земли, того Господь и Царица Небесная не оставят на земли и прославят на небеси».

«Заступницу рода нашего — Царицу Небесную усерднее и чаще молите, дабы Она помогла вам во всем и была бы о вас Ходатайницею пред Господом, ибо много может моление Матернее ко благоусердию Владыки».

«Мы созданы не для того, чтобы жить для себя только, но и для других потрудиться… Ко всем имейте любовь, ибо мы все — братия о Христе, все — дети одного Отца Небесного, старайтесь неимущим и убогим оказывать по силе своей помощь и в случае, кого потребно, особенно если в какой скорби кто находится, то утешайте добрым советом и во всем старайтесь быть полезным кому, чем и как можете, и тако да исполнится на вас евангельский глагол: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут».

«Чаще посещайте храм Божий, — писал он в письмах к родным, — а наипаче в воскресные и праздничные дни, за долг себе поставляйте непременно быть на утрене и обедне, и если возможно, то не пропускайте ни один праздник. Храм Божий среди мiра — это ковчег Ноев, обуреваемый волнами, это тихое пристанище, мирный кров, под сению которого мы удобнее и вернее всего укрываемся от бурных треволнений житейских…»

«Проследите наши богослужебные книги — там вы увидите безпредельное море, волнуемое безчисленными благодатными волнами. В этих книгах изображено все необходимое для нашего спасения. Многое множество стихир и канонов представляют как бы неиссякаемый духовный источник, источающий целебные безсмертные пития, напоявающий многоразличным благодатным питием жаждущих исцеления духовного христиан. Какое множество в них находится слов и чувств покаянных, умилительных, уверительных, возбудительных и угрожающих, но вместе с тем и ободряющих, увещательных, веселых и радостных, удивительных и восторгающих!

«Таинство причащения, — повторял вслед за святыми отцами старец Иероним, — есть Небесное брашно, Хлеб ангельский, сшедый с небесе, Манна истинная, дарующая живот мiру, Жертва всех жертв. Таинство таинств, сладость сладостей, с Богом соединение, святых освящение и благодати полнота, неисчетные и неизреченные блага нам дарующая, душу, грехами умерщвленную, оживляющая, тело просвещающая, пламень страстей угашающая, охладевшую к Богу любовь согревающая и в жизнь вечную напутствующая».

«Ничто более так не пользует нас в нашей жизни, как частая исповедь и приобщение Святых Таин, — говорил батюшка. — Без святой тайны Евхаристии православный христианин-верующий не может быть жив душевно, а есть живой мертвец: «Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе» (Ин. 6:53). От частого и достойного причащения святого Тела и честной Крови Христовых человек освящается своею душою и телом и соединяется со Христом и от всякой прелести избавляется. Собственно, чрез это прелесть тогда сама по себе от него отбежит».

«Человек, по слову Самого Господа, должен испытать Писания», — учил старец. Однажды он так ответил просящим назидания: «Вот вам последнее слово — святое Евангелие. В нем поучайтесь, в нем — вся ваша жизнь, им руководствуйтесь. Слово Божие, близкое вам, научит вас, что есть воля Божия благая, Ему угодная и совершенная, и укажет путь, о нем же подобает спастися».

«Я писал уже тебе и просил, чтобы ты, брате, хотя понемногу прочитывал бы нравоучительные книги; послушай моего совета — это средство много поможет тебе ко спасению, — пишет отец Иероним в письме к младшему брату Дмитрию. — Я не говорю, чтобы ты читал много, но хотя две или три минуты в день, и это для тебя будет полезно…»

«Если вы будете внимать любопытным новостям, то тогда некогда будет вам заниматься чтением священных книг или молитвою; новостям конца не будет, а жизни нашей будет конец; надо смотреть нам, чтобы не упустить время к покаянию, того ради хорошо не обращать внимания на новости, которые разоряют нас вконец».

Некоторые родители исполняют намерение отправиться за границу, чтобы дать лучшее образование своим детям. А это нередко приводит к отчуждению всего семейства от православной веры, отечества, даже от своего языка через подражание во всем иностранцам, которые большей частью атеисты. Из-за границы такие семьи возвращаются потерявшими веру свою и язык русский. «Не смешное ли это дело, что природные русские не умеют говорить по-русски? — сокрушается батюшка и добавляет: — Вредно православным, не утвержденным еще в своей вере, проживать долго за границею».

«Памятование Вездесущего Святейшего Бога, подобно солнцу, озаряет человека и разгоняет тьму страстей».

Святогорский старец Иероним (Соломенцов)
от 26.04.2024 Раздел: Январь 2023 Просмотров: 1428
Всего комментариев: 0
avatar