Добавлено:

на основе отечественных традиций

 Духовно-нравственное воспитание детей - одна из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и без преувеличения сегодня стала приоритетной с точки зрения национальной безопасности страны, так как государство, не имеющее своей идеологии, лишено перспективы. Такое государство неизбежно становится жертвой всевозможных социальных болезней. Эта проблема постоянно обсуждается во время традиционных Рождественских чтений. И нельзя не заметить, что ежегодно круг авторов, пожелавших выступить с докладом, рассказать о своем опыте, становится больше и больше.
 Проявление жестокости и насилия, рост преступности, наркомания, алкоголизм, распад семьи. Увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей (причем часто при живых родителях), проявление бытового вандализма, грязь на улицах и в подъездах, экологические проблемы (список можно продолжить) - все эти беды имеют одну причину – падение нравственности. Это понимается и принимается всеми структурами, организациями, обществами, так или иначе связанными с решением социальных проблем. Однако решение проблем не идет скоро.
 Разрешить их можно только одним способом – через духовно-нравственное воспитание, которое должно стать неотъемлемой частью классического школьного и профессионального образования. Именно поэтому в принятой «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития».
 В школах Курской области многое делается по организации преподавания основ православной культуры. Наш корреспондент встретился с архиепископом Курским и Рыльским ГЕРМАНОМ и попросил ответить на ряд вопросов.

 - Владыка, мы знаем, что и Ваш предшественник митрополит Иувеналий, и Вы уделяете большое внимание нравственному воспитанию подрастающего поколения вверенной Вам епархии. Что удалось сделать за прошедший год?

- Я хотел бы сказать, что завершается не только год, но и завершается выполнение трехлетней программы «Изучение православной культуры в Курской области на 2003-2005 годы», которая была утверждена областной Думой, то есть имела статус официально региональной программы.

- Как бы Вы, Владыка, оценили ее результаты?

- Однозначно положительно! Да, недостатки есть. Их много. И все-таки главное – это то, что программа стала реальной основой духовно-нравственного воспитания детей Курской области. Во всех школах, где хорошо поставлено преподавание этого курса, заметны успехи к лучшему. Вы знаете, дети, которые изучают этот курс и посещают воскресные школы, - это совсем другие дети. У них даже лица другие. И это вселяет твердую надежду на спасение наших детей.

- Но, может быть, это только Ваши оценки?

- Не только мои. Это оценки многих жителей нашей области: самих детей, учителей, родителей. Это оценка руководителей органов воспитания. Это и стало основой того, что этой программой занимается лично губернатор Курской области Александр Николаевич Михайлов, председатель правительства Александр Сергеевич Зубарев, заместитель губернатора Николай Иванович Овчаров, многие работники администрации области, руководители образования. По результатам исполнения программы по инициативе губернатора решено принять более широкую областную программу – «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Курской области на 2006-2010 годы». И общественный совет, куда войдут руководители области, ректоры ведущих вузов, крупные ученые и общественные деятели, теперь возглавит губернатор. Существенно увеличится и финансирование. Если раньше программа финансировалась в объеме 300 тысяч рублей, то теперь на нее ежегодно планируется выделять около 3 миллионов рублей – увеличение почти в 10 раз. Это одновременно говорит и о реальной оценке этой программы, и о надежде, которую возлагает область на эту программу.

- Но ведь есть и недовольные этой программой?

- Во-первых, давайте посмотрим, кто ею недоволен. А во-вторых, что предлагают эти люди? Какую-то разумную альтернативу в воспитании наших детей они предлагают? «Нельзя изучать православие, нельзя изучать свою историю, нельзя изучать свою культуру»– вот и вся их альтернатива. Но ведь на «нельзя» воспитать человека невозможно. Голое отрицание только разрушает. Созидает же знание своей культуры. И любовь к ней. Другого пути нет. И, слава Богу, что мы сегодня на областном уровне создаем систему такого воспитания. Важнее всего: этой работой заняты администрация области, исполнительная власть всех уровней, церковь, образование, общественность - прослеживается взаимодействие, которое и можно назвать симфонией.

- Вы сказали, создается система нравственного воспитания. Нет ли здесь преувеличения?

- Думаю, что нет. Сегодня практически во все школы Курской области вошел курс основ православной культуры. А это значит, что заложена основа системы. Думаю, что на следующий год преподавание войдет в каждый класс. Это уже будет полноценная система. А она, в свою очередь, станет фундаментом для перестройки преподавания гуманитарных предметов на основе отечественных традиций, переработки школьного воспитания, создания системы внеклассной и внешкольной работы и так далее.

- Владыка, очевидно, что такая работа требует соответствующего содержательного и методического обеспечения.

- Поэтому, готовя программу «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Курской области на 2006-2010 годы», на базе Курского государственного университета создан «Межрегиональный центр по духовно-нравственному воспитанию», который и возьмет на себя функции педагогического обеспечения принимаемой программы.

- Мне бы хотелось еще раз вернуться к проблеме реализации программы, а вернее, противодействию ее реализации. Как известно, в педагогике существует правило: в воспитание может быть внедрено только то, что заведомо не принесет вреда, положительно зарекомендовало себя. Между тем до сих пор в образовании, причем очень широко, внедряются вещи или мало изученные, или мало полезные. С другой стороны, за последние 15 лет на примере сотен школ России уже доказана полезность изучения православной культуры. Между тем до массового внедрения ее в стране слишком далеко. Чем Вы это объясните?

- Это очень сложный вопрос. И здесь нельзя ограничиться знанием одной причины. Действует целый комплекс причин. Назову только некоторые из них. Во-первых, духовные. Далее - активное и систематически организованное противодействие внедрению этого курса на всех уровнях. Основное большинство сект получает значительную финансовую поддержку из-за рубежа. А много ли активных борцов с православием делают это бескорыстно? Увидев такого борца, рискните задать ему вопрос: кем его деятельность финансируется. Думаю, тормозит процессы и влияние психологии части русской интеллигенции, да и вообще интеллигенции любой страны, направленной на отрицание исконной своей культуры. Эта болезнь поражает часть интеллигентов любой страны во все времена, в том числе и наших современников. Посмотрите на интеллигенцию Франции или Америки. Но насколько продуктивна эта позиция? История убеждает, что она везде контрпродуктивна. Я не буду говорить о результатах такой позиции в России – катастрофичность последствий такого подхода слишком очевидна, чтобы вообще обсуждать этот вопрос. Но возьмем любую страну мира, скажите, когда более успешно развивался Китай: во время культурной революции с ее уничтожением традиционной культуры или во время реформ Дэн Сяопина, вернувшего Китай к традиционной культуре? И психология советского времени тоже наложила отпечаток на мышление многих жителей России. Можно продолжить перечисление причин, по которым идет противодействие православной культуре.

- И что же делать, Владыка, если идет такое активное противодействие всем добрым и спасительным для народа страны начинаниям?

- Продолжать свою работу. Зная, что секты никогда не перестанут воевать против нашей страны. А потому работать. Делать свое дело. Совместно. Государственной власти. Церкви. Образованию. Пусть кто-то отрицает, пусть кто-то разрушает. Но мы должны твердо знать: это наша страна, это наша земля, это наши дети. И сделать все, чтобы наши дети на нашей земле и в нашей стране продолжили развитие более чем тысячелетней нашей истории по ее пути, а не по чуждой народу традиции.

Беседу вела
Людмила КУТЫКИНА

от 16.04.2024 Раздел: Январь 2006 Просмотров: 576
Всего комментариев: 0
avatar