Добавлено: 18.01.2023

Находить свой путь в противостоянии добра и зла

Из слова наместника и игумена Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря епископа Озерского Порфирия в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского

Сегодня, дорогие братья и сестры, чествуя Воскресение Христово, Малую Пасху, мы одновременно совершаем память святителя Спиридона Тримифунтского, святого, любимого, вслед за святителем Николаем, русским благочестивым народом. Этот святой человек был некнижным, жил совсем простой жизнью среди своей семьи, своей общины. И там, среди этих повседневных забот он прославился такими чудесами, чудотворениями, которые были поистине явлением силы Божией и которые продолжаются по сей день. Ныне те, кто ухаживает за его мощами, постоянно меняют его тапочки и каждый раз находят их стоптанными. Он как бы присутствует среди нас, он ходит среди тех, кто призывает к его памяти.

Но он однажды оказал и великую помощь всей Церкви в богословских спорах того времени. Так же как святитель Николай, он был участником Первого Вселенского Собора. Тогда на истину учения о Святой Троице восставали еретики. И однажды, когда невозможно было, казалось, отстоять истину православного исповедания, хитросплетения мыслей человеческих и дьявольских образовали как бы сплошную пелену, через которую и не видно уже было Солнца Правды. Вот эту сеть, эту пелену развеял Бог через некнижного, неученого, по сравнению с другими участниками этих споров, святителя Спиридона. Когда он изложил просто истину, это изложение имело силу свидетельства. И потому умолкли все те, кто восставал на эту истину. А в другой раз он, взяв кирпич, показал чудом, как в глиняном кирпиче соединились глина, огонь и вода, явил три этих стихии воочию пред всеми теми, кто видел это чудо, и таким образом засвидетельствовал истину Единосущного Троического естества Бога.

Когда мы размышляем о нашей жизни, то видим над собой множество дьявольских сетей и ждем их сокрушения явлением силы Божией.

В эти дни мы также вспоминаем двухсотлетие со дня рождения великого сына русского народа и Русской Церкви Николая Яковлевича Данилевского. Если мы откроем его труды, то, читая их, не сможем не остановиться на мысли, не о дне ли сегодняшнем он пишет. Он говорит о том, что мы сейчас наблюдаем вокруг нас: о русофобии, о ненависти, о неприязни, которая как бы единым духом объединила многие государства и многие народы. Не впервые это и, как оказывается, совершенно закономерно. Николай Яковлевич выясняет те глубинные причины, которые всякий раз проявляются в том, что народы европейские, народы романо-германского культурно-исторического типа не прощают России всякого даже помысла о восстановлении и обретении своей суверенности, целостности своего особого культурно-исторического типа, в то время как легко извиняют в своей среде величайшие преступления. Так было и в XIX веке, так пришла беда Крымской войны, а в действительности, мировой войны, когда Россия оказалась и под санкциями, и окруженная русофобской риторикой не только журналистов, но и самих политиков, которые употребляли выражения, едва приемлемые в приличном обществе, и когда разразилась война, и против России выступили объединенные силы всей Европы.

Сегодня мы видим ту же беду. Святейший Патриарх в недавнем своем докладе на Епархиальном собрании в Москве отразил и сформулировал церковное видение и понимание всего происходящего, в том числе, происходящих трагедий. Мы видим то, что люди, как сказал Святейший, которые допустили в сердце своем тьму дьявольскую, стали источником не только ненависти, но и самой трагической междоусобной брани внутри единого народа, — той трагедии, которую все мы сейчас переживаем.

Если вспомнить другие события, которые также происходят сейчас вокруг нас, и посмотреть на них глазами Данилевского, то он назвал еще одну болезнь, свойственную нашему обществу, образованной его части, прежде всего, — европейничание. В быту, в политике, в экономике. На наших глазах наши депутаты и наши министры проигнорировали и глас народа, и прямой национальный интерес в том, как они провели, быстро приняли так называемый закон о биометрии, о базе генетической информации, не желая провести общественные слушания, обсуждения, не желая услышать глас тех, кто говорит простые и совершенно понятные вещи. И в этом проявляется все та же старая болезнь, о которой мы читаем в трудах нашего великого Данилевского.

Что же делать нам среди этих сетей обмана, лжи, лукавства, которые видим мы громоздящимися одна на другой над нашими головами? Они не могут не печалить наше сердце, но в уныние никоим образом не повергают, потому что мы знаем суд, прежде всего о тех, кто является проводниками этой дьявольской воли, дьявольской хитрости в нашем мире, как Святейший о них сказал. Вспомним и апостола Павла, который о них изрек: «Их бог чрево, слава их в сраме». О будущем их апостол сказал, что погибель их не дремлет. А псалмопевец говорит: «Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им. И яростию Своею смятет их».

Но как через людей, поддавшихся влиянию темных сил, действует зло в этом мире, так и правда Божия действует через людей святых. Именно поэтому мы, с одной стороны, ждем явления мужей силы и разума: новых невских, новых суворовых... Но и каждый из нас имеет свою обязанность, свое место в этом противостоянии, потому что Бог не смотрит на лица и на слова. Он смотрит на сердца. Святитель Спиридон — дивное научение каждому из нас. Находясь в кругу семьи и своей общины, в кругу своих семейных и служебных обязанностей, мы, тем не менее, можем возрастать и в праведности, и в вере. Если будет это совершать в сердце своем каждый из нас на своем месте, то и в целом как народ, как собор церковный, мы предстанем перед Богом достойными Его милости. И тогда, несомненно, Он совершит свой Суд и расторгнет все эти сети, которые кажутся непреодолимыми. Если только вмешательство силы Божией явится, то они будут не прочнее легкой паутины.

Поэтому, молясь святому великому Спиридону Тримифунтскому, будем находить и свой личный путь в этом противостоянии зла и добра в этом мире, в этом столкновении цивилизации Христовой и цивилизации антихристовой. Совершая постное поприще, стремясь к великому дню Рождества Христова.

С праздником, с продолжением Рождественского поста, с ожиданием великого таинства Рождества Христова, а в нашей земной жизни — явления силы и правды Божией в ней. Аминь.

Спасо-Преображенский
Соловецкий монастырь в YouTube.

Расшифровка видеозаписи
«Руси Державной»


от 19.03.2024 Раздел: Январь 2023 Просмотров: 10553
Всего комментариев: 0
avatar