Добавлено: 29.08.2023

«Не бойтесь Соловков! Там Христос близко!»

«Не бойтесь Соловков! Там Христос близко!»
Русский художник Михаил Нестеров

О поездке на Соловки я мечтал много лет, наверное, не меньше двадцати. Помню, когда смотрел фильм о поездке в Соловецкий монастырь Святейшего Патриарха Алексия, я был приятно удивлен, что праздник преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких приходится на 21 августа, день моего рождения.

Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. И действительно, именно в 2022 году горячее желание поехать на Соловки меня уже не отпускало... А в результате мечта встретить свой юбилей на святом острове осуществилась...

Путь оказался неблизким. Сутки на поезде. Потом на машине в поселок Рабочеостровск...

На пристани меня встретил пожилой монах отец Пётр, и мы проходим мимо выстроившихся в длинную шеренгу молодых парней в морской форме. Как потом выяснилось, это были курсанты с учебного корабля, прибывшие в монастырь на праздник Преображения Господня.

Во время службы в храме я невольно всматривался в их чистые, молодые лица, и невольно подумалось: вот она, наша надежда и оплот — Церковь, армия и флот. Надо же, даже стихами заговорил! Моряки причастились Святых Христовых Таин, и освящение игуменом монастыря епископом Порфирием Андреевского флага стало еще одним глубоким символом.

Праздник Преображения Господня всегда был для меня каким-то особенным. Не знаю, почему, может быть, он был как бы предзнаменованием грядущего дня моего рождения или само его теплое родное название «Яблочный спас» приближало его к самому сердцу.

Мне запомнился один поистине чудесный случай, который произошел со мной в день этого праздника в нашем Троицком храме. Литургию служил тогда мой незабвенный друг протоиерей Геннадий Сандаков. И мы с Борисом Журавским, создателем художественного образа нашей газеты «Русь Державная», находились в алтаре. В какой-то момент службы я вдруг почувствовал, что моя правая рука как бы потеряла вес, и крестное знамение она совершает легко и без всякого мышечного усилия. Пораженный я поделился этим наблюдением с Борисом. Хорошо помню, как он, ничего не ответив, загадочно улыбнулся...

Божественная литургия на праздник Преображения Господня в главном соборе Спасо-Преображенского монастыря, которая была совершена в 30-летнюю годовщину первой службы после семидесятилетнего запустения, запомнится мне на всю жизнь. Прежде всего, каким-то особым «соловецким» духом, трепетным отношением молящихся и пронзительной проповедью владыки Порфирия. Его слова: «Преображение Господне задает измерение нашей духовной жизни», — невольно заставляют всех задуматься, правильно ли ты живешь, как оцениваешь свои поступки и дела.

Конечно, каждый человек рано или поздно подводит итоги своей прожитой жизни, оценивает результаты, ставит для себя дальнейшие цели. И это, несомненно, зависит от его духовного состояния.

Современному человеку наверняка труднее, чем его предкам вести образ жизни в соответствии с Евангельскими истинами, но в глубине души все мы имеем внутреннюю потребность жить в божественной гармонии. Правда, не всегда это понимаем...

Со всех концов земли едут люди на Соловки. Кто-то для того, чтобы полюбоваться первозданной природой, неповторимыми восходами и закатами, кто-то, чтобы соприкоснуться с нашей древней историей и ее трагическими страницами. А больше всего сюда стремятся простые верующие русские люди для того, чтобы соприкоснуться с Небом.

Борьба Света и тьмы никогда не прекращается. И в конце концов всегда побеждает Свет. «...В том противостоянии, в которое мы вступили, невозможно победить без духовной помощи Неба...» — эти слова из проповеди игумена монастыря епископа Порфирия еще раз с особенной силой доказывают всем нам, что Святая Русь жива и будет жить вечно!

Молится Святая Русь в наших святых обителях на Соловках, на всей нашей необъятной земле, на Святой Горе Афон, во многочисленных храмах и часовнях по всему миру о том, чтобы «Господь помиловал Россию и привел ее путем страданий к великой славе». Так пророчествовал наш великий святой преподобный Серафим Саровский.

Андрей ПЕЧЕРСКИЙ


Все мы призваны к преображению

Из слова наместника и игумена Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря епископа Озерского Порфирия в праздник Преображения Господня 19 августа 2022 года

Праздник Преображения Господня является основополагающим и для духовной жизни всех нас, потому что все мы призваны к преображению. И только то изменение признается истинным в этой жизни, и личной и общественной, которое сопровождается преображением внутренним. История знает лишь одно подлинное преображение общества, когда человечество по мере своих духовных сил восприняло Истину Христову. Именно тогда оно сотворило великую христианскую цивилизацию и культуру, государство, право, искусство, литературу.

Сейчас же время иное. Время апостасии, то есть отступления этого некогда христианского западного человечества от веры. Но задача преображения остается прежней, потому что непреложные слова Христа Спасителя «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» — это великий идеал, который дан всем ищущим Царства Божия, стремящимся к нему.

Вместе с тем святые отцы поясняют нам, что человек находится на духовной вертикали, верх которой — уподобление Богу, а внизу — уподобление дьяволу. И человек не может оставаться неподвижно в какой-либо из точек этой вертикали. Поэтому Преображение Господне задает измерение нашей духовной жизни. Если нет в нашей жизни оценки самих себя как бы со стороны, когда мы оцениваем, в каком положении находимся на этой духовной вертикали, то можно с уверенностью сказать, что духовная жизнь у нас еще не началась. Когда же мы храним по мере сил, как самое ценное в нас, эту способность к преображению, то воля Божия открывает для нас те духовные задачи, которые мы должны решать в наших обстоятельствах, в наше время.

Сейчас мы видим... что поистине великой задачей является просто сохранение нормальной человеческой жизни, нормальных человеческих отношений. Западное человечество, западное христианство более века назад вступило на путь гуманизма и, таким образом, потеряло Бога. Один из его безумцев произнес, что Бог умер, возводя хулу на Бога и обрекая себя на безумие. На нынешнем этапе человечество вступает в эпоху трансгуманизма и, таким образом, теряет уже самого человека, и устами новых безумцев, которые облечены высокой властью, с высоких трибун проповедуется о?том, что и человек уже закончен, прекратил свое существование, он является лишь собранием неких химических и биологических процессов, и он абсолютно управляем и проницаем для воли другого человека, вооруженного современными достижениями науки и техники. В этих условиях поистине духовный подвиг требуется для того, чтобы сохранить нормальный, прежний, как мы его называем, традиционный образ жизни отдельной личности, семьи и общества.

В нашей жизни есть периоды и личных трудностей, испытаний, и общественных — периоды смуты, общественных волнений, и тогда нам особенно необходимо сохранять способность к самообладанию.

Христос сказал о тех временах, когда эти изменения приобретут катастрофический характер: «Восклонитесь и поднимите головы ваши», — то есть выпрямитесь и обратите свои умы к Богу... Если человек весь без остатка, все свои помышления, весь свой ум и свое сердце погрузит в дела этого мира, в земные заботы, то он в этот момент прекращает жить духовно, отступает от задачи преображения и перестает быть достойным помощи Божией в получении благодати свыше.

Поэтому в трудностях личных и общественных настроим себя на то, чтобы в глубине своего сердца, в глубине ума всегда предстоять Богу, всегда видеть небо и всегда обращать к нему заветное стремление нашего сердца.



Невозможно побеждать без духовной помощи Неба

Из слова наместника и игумена Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря епископа Озерского Порфирия в праздник перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 21 августа 2022 года

Наше обращение к ним сегодня связано с тем, чего нам сегодня так не хватает: именно Духа Святаго, Его даров и плодов. И одновременно мы знаем, что здесь есть одна из тех сокровищниц, из которых мы можем приобщиться того, в чем так нуждаемся: чистой веры и молитвы, тихой жизни в мире совести перед Богом и людьми и смиренной мысли.

И одновременно мы знаем об их великой молитве. Мы просим не только о самих себе, а, особенно сегодня, — о всем нашем народе, о всем нашем Отечестве. Потому что в том противостоянии, в котором мы находимся, в которое вступили, невозможно победить без духовной помощи Неба, подобно тому, как Пересвет не одолел бы Челубея, Дмитрий Донской — Мамая, не вышла бы Русь победительницей из Великой смуты, во времена нашествия Наполеона и в Великой Отечественной войне. Поэтому особо и сугубо помолимся о тех, кто сегодня отстаивает Россию в значении Дома Пресвятой Богородицы, которая имеет идеалом Святую Русь, — на всех поприщах и на всех фронтах: духовном, политическом, научном, промышленном и, конечно, военном, там, где полагаются души за други своя.

Расшифровка видеозаписей
«Руси Державной»


Наступает момент истины

Из беседы с наместником и игуменом Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря епископом Озерским Порфирием

Если за садом не ухаживать, то он зарастет не розами, а сорняками. Наши преподобные — герои духа, до подобия Богу возвысившиеся, исполнившие в себе предназначение. Их подвиги превосходят, конечно, нашу меру, наши способности. Они огромные труды предприняли, нам хотя бы небольшую частичку такого совершить, но обязательно в том же духе подвижничества, с той же способностью быть всегда с Богом и поэтому всегда оценивать себя критически, в любой обстановке. Одна из первых заповедей Христа Спасителя: только употребляющий усилия войдет в Царствие Небесное. Дух подвижничества — всеобщий дух для всех, ищущих спасения. Церковь неустанно о нем проповедует. И можно сказать, что если человек не настроился на этот критический взгляд на себя, он же и покаянный, то еще и не произошло его духовное рождение, без которого невозможно, по слову Спасителя, войти в Царствие Небесное...

Мы все находимся отчасти в положении пророка Илии, который к Господу воззвал: «Господи, вот нет уже ни одного верного, и моей души ищут». И Господь ему, помните, ответил: «Есть еще в Израиле тысячи, которые не преклонили колена пред Ваалом». Думаю, что здесь нам нужно всегда помнить, что не мы спасаем Церковь, а Церковь спасает нас, и Господь хранит, ведет этот корабль церковный. До тех пор, пока не произойдет духовное пробуждение человека, он не услышит слово истины. И встреться человек не только с нами, немощными, а и с самим апостолом Павлом, он пройдет мимо и не услышит его проповеди. Собственно, то же самое происходило и во времена апостола Павла. Кто его услышал? Из всего Ареопага только Дионисий Ареопагит. А все остальные сказали: «Мы тебя послушаем в другой раз». В этом смысле, я думаю, что Господь знает своих; кого Он предызбрал, того Он в определенное время и призывает.

То, что Господь призывает своих, видно же: сейчас много погибших молодых наших ребят. Посмотрите, они же в полной мере исполнили заповедь «душу свою положить за други своя», то есть с такой жертвенностью, с таким самоотвержением отдавали жизнь свою за ближних, как будто древние христиане, которые воспитывались в этом духе, которые прошли путь становления личности христианина. Вот откуда все это в нашем современном мире? У всех у них смартфоны, все они тоже дети информационного века, но они в двадцать, тридцать лет способны, оказывается, на такие подвиги. Конечно, в таких экстремальных, что называется, ситуациях Господь, конечно, ближе. Так же, как и на Соловках. Когда сюда отправляли художника Нестерова, один мудрый человек сказал: «Не бойтесь, там Бог близко». А отец Анатолий Потапов свидетельствовал, что никогда такой молитвы, как на Соловках, у него не было. Такая она была сильная, чистая, ясная, восходящая к Богу. Так что опасений, что «оскудеет преподобный», оскудеет Церковь, нет. Нам же нужна внимательность к тому, чтобы, уже очистившись покаянием, не возвратиться назад, не отпасть от этого святого общества, от Христа, от тех, кто показал нам добрый образ — от учителей наших. Я так на это смотрю...

Понимание духовной первопричины и сущности всех нестроений не сразу же, конечно, приходит. Но суть-то простая: человек само по себе существо мыслящее, чувствующее, ставящее цели, задачи, и поэтому, когда возникает разница в мировоззрении, мироощущении, тогда мнения обо всех событиях, о том, что нужно делать и что нельзя делать, что хорошо и что плохо, расходятся порой до противоположности. Вот вчера произошло убийство Дарьи Дугиной, и диву даешься: кто-то ведь даже злорадствует и считает, что убийство носителя идеологии — это даже хорошо. Вот до чего дело доходит.

И здесь вопрос жизни и смерти государства. Либо носители другой ментальности, иных ценностей такую же получат силу, как и люди нормальные, традиционной духовности, тогда царство, разделившееся в себе, запустеет. Либо все-таки восстановится единство духа, и тогда будет возможен организм монархической государственности, трудный для реализации. Ильину принадлежит мысль, что если демократия — это определенная процедура, социальный механизм, то монархическая государственность — это организм, очень сложный для осуществления, но живой организм, где люди связаны духовно между собой...

Судьба народа складывается из судеб людей. Этимология слова судьба — это Суд Божий. Человек принимает решение, совершает нравственный выбор в своих обстоятельствах, и в зависимости от этого Бог либо помогает ему, либо отдаляется от него. Точнее, сам человек все дальше и дальше отдаляется от Бога, если он продолжает свои ошибки делать. Грех в переводе с греческого — ошибка. Это судьба одного человека. А сто миллионов человек? Сколько из них сделали выбор в сторону добра? Здесь усилие над собой надо произвести, потому что в нравственной, духовной жизни так устроено, что скатываться вниз легче, чем взбираться наверх или даже просто стоять на одной и той же высоте. Чтобы скатываться, не нужно усилий прилагать. Поэтому Господь говорит: «Употребляющий усилия войдет в Царствие Небесное», — такая фундаментальная заповедь. Вот сколько из этих ста миллионов сделали усилие над собой, стали немного лучше и получили тогда помощь от Бога. Возвращаясь к предельной ситуации, предельному напряжению этих нравственных сил на войне, мы видим, какое количество героев рождает наш народ. Это момент высшего благословения, высшей помощи Божией, когда человек решается на такие героические поступки, жертвенно исполняя на деле заповедь Божию. Слово с делом тут никак не расходятся.

Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
«Русь Державная», 2022, № 9
от 08.09.2024 Раздел: Август 2023 Просмотров: 604
Всего комментариев: 0
avatar