Добавлено: 15.12.2021

Одержать духовную победу внутри своего сердца

Проповедь епископа Озерского Порфирия, наместника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря на начало Рождественского поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Мы вступаем, дорогие братья и сестры, в празднование воскресного дня, малой Пасхи, и одновременно вступаем в поприще святого Рождественского поста. Это дни приготовления к великому, мироспасительному празднику Рождества Христова. В этом состоит вневременный, внеисторический смысл святого поста. Для нашего народа это время особое. Время, когда он стоит перед лицом очередного исторического выбора и поэтому переживает противостояние внутри себя, напряжение: идейное, идеологическое, социальное и политическое. Жизнь народов подобна движению глубокого моря. На поверхности — бури и шторма, и кажется, что в них происходит определение вектора исторического развития, эпохальные и исторические свершения. Однако в действительности великим победам, и даже не великим победам, предшествуют явления в глубинах этого моря, то есть в глубинах человеческих сердец — там, где совершается либо духовная победа, либо духовное поражение.

Если народу дается великая историческая победа, это означает, что на духовном уровне одержана некая великая духовная и нравственная победа. И наоборот. Если это победа, подобная 1945 году, то это означает, что некий великий духовный подвиг совершил народ. Если это историческое поражение нашего народа, подобное 1991 или 1993 году, то это означает, что некое страшное сокрушение на уровне сердец, на уровне нравственного выбора и духовной жизни произошло в глубинах нашей народной жизни.

Какое же духовное противостояние происходит в наши дни, сейчас? Современная культура и цивилизация как кокон вокруг главного своего смысла и стержня развивалась на протяжении двух последних веков. Вокруг мироощущения, сформулированного еще в XVIII веке одним из основоположников Просвещения, великим математиком и философом Декартом, который кратко и ёмко сформулировал это мировоззрение, ощущение человека в этом мире, который сказал: Cogito ergo sum — «Я мыслю, следовательно, я существую». Ложность и ошибочность сокрыта в самом первом слове «я мыслю», потому что человек, который таким образом видит этот мир и себя в нем, он смотрит на него из самого себя, а потому не видит тех сил, духовных и внешних, которые действуют на него. Он не понимает, что не только он мыслит; и что его сердце есть арена борьбы духовных сил зла и добра, диавола и Бога. И лишь нравственный выбор совершает сам человек.

Православному человеку не нужно объяснять, почему это именно так: на протяжении двух тысячелетий христиане мыслят именно так. Они понимают, что человек — не сам по себе, он не автономен в этом мире, в этой жизни. Не дай Бог прийти к такой иллюзии, что я действую как бы в безвоздушном пространстве, сам по себе ставлю цели, достигаю определенных интересов, решаю задачи. Культура модерна и цивилизация, которая выстроена на этом ложном посыле и мировоззрении, строится вокруг защиты прав человека. Защищая «права человека», люди не замечают, что они таким образом защищают права темных сил, бесов, которые действуют через сердца людей. Мы в творениях наших Святых Отцов давно знаем об этом заблуждении, давно предупреждены святыми о том, что нельзя ни в коем случае делать этой ошибки. Преподобный Андрей Критский в Великом покаянном каноне кратко сказал: «Я воздвиг самоистукан страстей». Иоанн Лествичник, всё аскетическое святоотеческое предание показывает нам, как страсти человеческие растут из одного корня, который есть гордыня, самоутверждение.

Великий наш мыслитель и христианский пророк Федор Михайлович Достоевский, двухсотлетие со дня рождения которого мы недавно отмечали, показал, во что развивается это мировоззрение и эта система культуры и цивилизации. Он показал, что в людях закономерно возникает ощущение себя «богами». И в наше время, если мы посмотрим вокруг себя, то увидим тех страшных малолетних преступников, которые приходят с оружием в свои школы, и они пишут на своем знамени: «Я — бог». Это их самоощущение.

Но это же самоощущение и мировых правителей, которые обладают огромной властью, которые управляют целыми правительствами. И они вознамерились уничтожить большую часть человечества, 6 миллиардов людей по их плану и оставить лишь небольшую часть. Но не только это. Они вознамерились, будучи ограниченными лишь возможностями технологии и науки, поднять руку и на самого человека, на самое сокровенное в человеке — на его личность, на образ Божий в нас, и сокрушить этот образ Божий с тем, чтобы сделать из человека нечто среднее между биологическим, техническим и цифровым существом. Это называется постчеловек, это называется конвергенция, это идеология трансгуманизма и постгуманизма, которая написана на знаменах этих могущественных мировых правителей.

Вот к чему пришла эта культура защиты прав человека. Эта концепция, внутри которой живет западная цивилизация на протяжении последних двух веков. А потому, зная это, мы понимаем, какая духовная победа должна быть одержана и где она одерживается. Одерживается она в наших сердцах.

Как она одерживается? Верой мы сокрушаем этот самый истукан, гордыню, ощущение себя центром Вселенной и источником жизни. Молитвой сокрушаются уже меньшие страсти, которые как злые змеи исходят из этого гнезда: страсть тщеславия; боязнь осуждения или ложного неприязненного о нас мнения среди окружающих; страсть страха животного перед незначительными и поистине не имеющими вечного значения вещами, в ущерб страху Божию. Множество страстей низменных, наших плотских страстей, наших привычек, привычек к удовольствию, к комфорту, неготовность поступиться чем-либо из этого, нашей ленью и нашей неорганизованностью. Все это преодолимо с помощью молитвы, но для того, чтобы молитва стала действенной, ей необходим пост. Когда апостолы не могли изгнать беса из человека, совершил это Сам Спаситель и их Учитель. И Он объяснил им причину: «Сей же род этих темных сил не исходит иначе, как молитвой и постом». А потому, вступая в поприще святого поста, особое внимание обратим на это установление — не человеческое, но исходящее от Самого нашего Спасителя Иисуса Христа.

В ближайшую неделю — когда в следующую субботу празднуется Введение во Храм Пресвятой Богородицы — и празднику предшествуют среда и пятница, мы в монастыре три дня проведем по уставу Великого Поста. Это удобное время для того, чтобы на первой же седмице поста настроить себя на духовный труд, на духовную работу, на покаяние и на исправление. И дай Бог, чтобы, вставая на этот путь, каждый из нас одержал хотя бы небольшую духовную победу внутри своего сердца. Ибо таким образом мы действенно, каждый из нас на своем месте, сможем послужить тому, чтобы и исторический выбор всего нашего народа был бы ко благу и ко спасению многих. Аминь.

http://solovki.moscow/
Расшифровка видеозаписи «Руси Державной»
от 15.08.2022 Раздел: Декабрь 2021 Просмотров: 267
Всего комментариев: 0
avatar